Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Рыночная система: сущность, объекты, субъекты
Рынок представляет собой систему экономических взаимоотношений, которая сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов отдельных товаров и услуг. Рыночная система не является изобретением какого-либо народа или группы людей; она исторически сложилась повсеместно во многих странах в процессе эволюции экономических отношений. Основа рынка – обмен. Возникает новое понимание рынка, как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения, включающая не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг. Адам Смит считал, что обмен, наряду с даром речи и способностью рассуждать, присущи только человеку. «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой, – пишет Смит. – Никому никогда не приходилось видеть, чтобы какое-либо животное жестами или криком показывало другому: это – мое, то – твое, я отдам тебе одно в обмен на другое». Произведенный продукт каждый производитель меняет на нужный ему товар, производя сделку обмена в определенной пропорции. Если государство или третьи лица не вмешиваются в процедуру обмена (торга) и сделка заключается по обоюдному согласию сторон, то тогда мы имеем дело с рынком. Рынок базируется на следующих принципах:
В рыночной системе каждый получает деньги за то, что он продает, и на эти деньги покупает то, что хочет. Если нужно большее количество какого-либо товара, например, обуви, на него возникает поток новых заказов. Это вызывает повышение цены товара и увеличение его производства. Аналогично этому, если какого-либо товара имеется больше, чем люди хотят купить по последней рыночной цене, то цена в результате конкуренции понизится. То, что верно в отношении рынка потребительских товаров, верно также и в отношении рынка таких факторов производства, как труд, земля и затраты капитала. Цена труда торговых работников, их почасовая оплата будет выше, чем у преподавателей вузов, если спрос на продавцов или мерчендайзеров в данный момент выше. При прочих равных условиях это приведет к переливу труда из одной отрасли в другую. Таким образом, рыночная система стремится к равновесию цен и производства, а противопоставление спроса и предложения, цен и издержек помогает решить три следующие проблемы:
Так работает рыночный механизм, когда люди и предприятия, стремясь получить прибыль, вынуждены удовлетворять потребности других лиц. Тот, кто не в состоянии удовлетворить потребителей своей продукцией, не получает необходимых доходов и в конце концов покидает рынок. Объектамирынкаявляются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги. Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Категории рыночной экономики (товар, ценность, деньги, цена) и их содержание. Товар - экономическое благо, являющееся продуктом труда и предназначенное для обмена. В марксистском понимании товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость - полезность вещи, ее способность удовлетворить ту или иную потребность людей. Чтобы стать потребительной стоимостью, произведенный продукт должен быть продан тому, кто в нем нуждается, то есть продукт принимает форму общественной потребительской стоимости. Пропорция, в которой один товар обменивается на другой, называется меновой стоимостью. Почему товары могут обмениваться? Потому что товар - продукт человеческого труда. Труд, затраченный на производство продукта, составляет ту общую основу, что позволяет приравнивать качественно различные потребительные стоимости в процессе их обмена друг на друга. Этот воплощенный в товар человеческий общественный труд - и есть стоимость товара. Меновая стоимость - форма проявления стоимости товара. Ценность— в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость», то есть значимость, полезность предмета для потребителя. Де́ньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. При помощи денег выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них[1]. Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, в частности К. Маркса, не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда (сопоставляются затраты количества рабочего времени с учётом квалификации труда, необходимого для воспроизводства товаров). Это позволяет стоимость всех товаров измерять одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги.[2] Обычно, деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот товар, который легче всего обменять на другой товар (например, часто таким товаром был скот). Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения (посредником в процессе обмена). Кроме того, роль денег могут исполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы. В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (например, золото или иные драгоценные металлы, из которых делаются инвестиционные монеты), сколько обязательства государства или центрального банка в форме банкнот. Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь номинально. Государство обязывает граждан принимать банкноты и монеты в качестве законного средства платежа на данной территории. Для Российской Федерации это указано в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 29, банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.; ст. 30, банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обязательны к приёму по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации) и в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 140, рубль является законным платёжным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации). Ценаи ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:
Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.
|