Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Рынок: понятие, структура, функции
Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции. Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века. Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты. Разновидности структур рынка:
Функциям рынка : 1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; 2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем; 3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции; 4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции; 5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг; 6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Механизм функционирования рыночной экономики: понятие, условия, принцип функционирования, элементы, цель хозмеханизма, круговорот продукта и дохода. Понятие: Следует отметить, что система рынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна саморегулироваться, благодаря действию механизма функционирования рынка. Его можно определить как механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установлении цен, объема и структуры производства, предложения и спроса. Условия формирования – общественное разделение труда и частная собственность на средства производства; нет ограничений; рабочая сила покупается за зарплату; товарное производство и обмен имеют всеобщий характер; долж-но обеспечиваться свободное предпринимательство в интересах прибыли. Принцип функционирования:Механизм функционирования рынка основывается на трёх принципах: 1. Маржиналистском (предельном) анализе. 2. Издержек альтернативного выбора. 3. Экономической рациональности. На основе первого принципа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. Происходит изменение рыночных цен в результате насыщенности рынка с одной стороны и с другой стороны переход рыночной экономики в иное состояние под воздействием происходящих перемен в процессе производства. Второй принцип состоит в том, что издержкиальтернативного выбора выступают в виде неполученных выгод, связанных с отказом от производства одного товара взамен другого из имеющихся ограниченных ресурсов. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении складывающихся издержек и получении выгод. Функционирование рынка на указанных принципахпозволяет достигнуть равновесия. Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен Элементы: Основными элементами механизма функционирования рынка являются: производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие потребляют его, причём как на личное потребление, так и на производственное. При использовании на личные нужды товары выбывают из сферы производства, а при производительном использовании они включаются в процессе дальнейшей переработки. экономическая обособленность, которая основывается на частной и смешанной формах собственности. цена, англ. price (P) — это количество денег, уплачиваемое за единицу товара; спрос, англ. demand (D) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах; предложение, англ. supply (S) — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене или может быть доставлено на рынок; конкуренция, лат. concurrentia — это соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, за получение заказа или достижение других целей и выгоды или между потребителями за покупку товара, получение услуги при выгодных ценах. Взаимодействие этих элементов рыночного механизма можно проследить на конкретном примере. Представим, что с повышением благосостояния и ростом доходов люди имеют возможность изменить структуру питания: они начинают сокращать потребление хлеба и больше употреблять овощей, фруктов. В результате этого население увеличит закупки овощей и фруктов, что приведет к росту цен на них и сократит спрос на хлеб, что будет сопровождаться снижением цены на этот продукт. Следовательно, производители хлеба будут терпеть убытки и вынуждены будут сократить производство зерновых, уменьшить посевные площади под эти культуры. Производство же овощей и фруктов, цены на которые повысились, становится доходным, что заинтересовывает фермеров (предпринимателей) в расширении площадей их возделывания и увеличении объемов производства. Одновременно совершенствуются технологии возделывания и переработки, внедряются лучшие сорта и передовой опыт организации производства и т.д. Возможность получения высоких доходов привлекает и других фермеров, ранее занимавшихся производством зерна, расширять площади под овощные культуры или сады. Вместе с тем, постепенно между этими производителями усилится конкурентная борьба за покупателя, за рынки сбыта. Таким образом, можно сделать вывод, что все элементы рыночного механизма взаимосвязаны между собой, и это взаимодействие составляет его содержание и обеспечивает саморегулирование рынка. Важность действия механизма функционирования рынка предполагает более детальное рассмотрение сущности его элементов. Цель хозмеханизма: Хозяйственный механизм — это совокупность форм и методов организации общественного производства. Важная роль принадлежит хозяйственному механизму как основному регулятору экономических взаимодействий хозяйствующих субъектов. Посредством него осуществляется целенаправленное воздействие на экономические процессы, происходящие в обществе. От эффективности функционирования хозяйственного механизма, в первую очередь, зависят результаты общественного производства. Главной целью действия хозяйственного механизма выступает создание необходимых условий для обеспечения эффективного расширенного общественного воспроизводства и на этой основе повышение благосостояния всех членов общества.
|