![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Принцип равенства граждан перед законом и судом и особый порядок привлечения к ответственности судей
Этот принцип закреплен ст.19 Конституции РФ, а его содержание раскрывается в ст.7 ФКЗ «О судебной системе». Данный принцип равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия по уголовным делам, по делам об административных правонарушениях, так же как и по гражданским делам и делам об экономических спорах. Сущность этого принципа заключается в том, что ни пол, ни расовая и национальная принадлежность, ни происхождение, ни социальное и имущественное положение, ни образование, ни язык, ни отношение к религии, ни род и характер занятий, ни место жительства, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или оснований для дискриминации ни одному лицу, участвующему в деле, и не влияют на ход и исход дела. Реализация принципа равенства не носит абсолютного характера. В законодательстве предусмотрены случаи неравного отношения к определенным категориям граждан, а также установлены привилегии для некоторых категорий лиц. Говоря об определенных исключениях из принципа равенства, следует особо отметить следующие обстоятельства: - все случаи неравенства должны быть четко и недвусмысленно указаны в законе; - каждый из них должен обусловливаться объективными причинами, исключительными обстоятельствами. Лишь в этих случаях и никаких других суд может допускать неравное отношение к различным категориям граждан. Конкретные проявления начала неприкосновенности судьи, исключения в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях и дисциплинарного производства в отношении судьи закреплены в законе «О статусе судей в РФ». В соответствии с ним решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть принято только квалифицированной коллегией судей. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается: - в отношении судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного суда РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа, федерального арбитражного суда, окружного военного суда – судебной коллегии в составе 3 судей ВС РФ по представлению Генпрокурора РФ; -в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе 3 судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа по представлению Генпрокурора РФ. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генпрокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей, о наличии в действиях судьи признаков преступления, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегией судей. Соблюдение такого же порядка необходимо для принятия решения о привлечении судьи в качестве обвиняемого. Судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Квалификационного суда РФ – только с согласия Конституционного суда РФ. Вопрос 40. Общая характеристика нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы».
Общая характеристика законодательных и правовых источников учебного курса «ПО». Акты общего характера – те акты, которыми руководствуются все органы (конституция РФ, ЗРФ «О безопасности» от 5.03.92; Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина 1948г); Акты о правосудии и судебной власти (ЗРФ «О судебной системе РФ» 97г; ЗРФ «О статусе судей в РФ» 92г; ФКЗ «О Конст суде РФ» 94г; ФКЗ «Об арбитражных судах» 95г; ФЗ «О судебных приставах» 97г; ФЗ «О гос защите судей, д/л правоохранительных и контролирующих органов» 95г; ФЗ «О мировых судьях в РФ» 98г; УПК – 2001г); Акты о прокуратуре и прокурорском надзоре (ЗРФ «О прокуратуре РФ» 92г; Указ Президента «Положение о координации деят-ти правоохран органов по борьбе с преступностью» 98г; УПК-2001г) Акты о МВД (ФЗ «О милиции» 91г; ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» 96г; КРФоАП 2000г; УПК-2001) Акты об ФСБ (ФЗ «О органах ФСБ в РФ» 95г; Указ Президента «Об утверждении положения ФСБ и её структуре» 98г -2003) Акты о таможенных органах (Тамож кодекс 93г; ФЗ «О службе в таможенных органах в РФ» 97г) МинЮст (Положение о Минюсте РФ 93г; Указ Президента «О мерах по развитию органов юстиции РФ» 96г; Указ Президента «О реформировании уголовно-исполнительн системы МВД РФ» 97г; «Основы законодательства о нотариате» 93г; ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» 2002)
Вопрос 41. Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических дисциплин.
Предмет, система и источники курса «ПО». Предмет дисциплины включает в себя сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих ПД, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деят-ти. Среди этих сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о ПД в целом, но и конкретных её направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи соподчинённости, главных полномочиях и задачах, взаимосвязи друг с другом и со всем гос механизмом. Система дисциплины охватывает так же темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юр помощи. А вместе с этими построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.
Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. К числу таких учебных курсов относятся: "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Прокурорский надзор", где изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В специальных курсах "Арбитражное судопроизводство", "Конституционное судопроизводство", "Нотариат", "Адвокатура" и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов или Конституционного Суда РФ, порядок осуществления нотариальных действий или адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса "Правоохранительные органы РФ". Учебные курсы "Административное право" и "Конституционное право" также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательной и исполнительной государственной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация, и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.
Вопрос 42 Правоохранительные органы, общая характеристика, их задачи и система. Правоохранительные органы – это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции. Спорным является вопрос об отнесении нотариата, адвокатуры, частных детективных и охранных служб к ПО.
Их основной задачей, как и всех других правоохранительных органов, является защита прав и интересов граждан и юридических лиц. Они оказывают квалифицированную юридическую помощь и осуществляют охранную деятельность, что является правоохранительной деятельностью. Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юр лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение правовых споров, прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов
Виды ПД: конституционный контроль осуществление правосудия прокурорский надзор оперативно-розыскная деятельность выявление и раскрытие преступлений обеспечение гос безопасности расследование преступлений исполнение судебных решений охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений оказание квалифицированной юр помощи.
Вопрос 43
![]() |