Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ С СОБСТВЕННЫМ «Я». КРИЗИС ЛИЧНОСТИ В ОТРОЧЕСТВЕ 4 часть



5» Дарвин Ч. Сочинения.-М., 1939.-Т. 3.-С. 215.

51 См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М., 1957. - С. 70; Сёлли Дж. Очерки по пси­хологии детства. 2-е изд. - М.; СПб., 1904; Болдуин Д. М. Духовное развитие детско­го индивидуума и человеческого рода. - М., 1911. - Т. 1-2; Клаперед Эд. Психоло­гия ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911; Стерн В. Психология раннего детства. - Пг., 1915; Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924; Коф-фка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.

52 Геккель Э. Мировые загадки. - М., 1935.-С. 137.

53 Там же.-С. 159.

54 Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.-С.71. "Коффка К. Основы психического развития.-М.; Л., 1934.-С.29.


56 Клаперед Эд Психология ребенка и экспериментальная педагогика - СПб 1911 -С 75

57 Холл С Исследование о страхе Собрание статей по педологии и педагогике -М,1912 -С 384-385

58 Фрейд 3 «Я» и «Оно» Труды разных лет - Кн 1 -Тбилиси 1991

59 Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 - С 40

60 Леви-Брюль Л Сверхъестественное в первобытном мышлении - М , 1994 6'Выготский Л С Развитие высших психических функций -М,1960 "Леви-Брюль Л Указ соч -С 9 "Выготский Л С Указ соч -С 44-45 64 Там же - С 47

"Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -М, 1975 "Божович Л И Психологические закономерности формирования личности в он­тогенезе//Избранные психологические труды / Под ред Д И Фельдштейна -М 1995

67 Давыдов В В Личности надо «выделяться » // С чего начинается личность -М,1979 -С 110-111

68 Ильенков Э В Что же такое личность9 // С чего начинается личность - М , 1979 -С 236-237

69 См Мухина В С Проблемы генезиса личности -М, 1985 - С 59 "См Там же -С 59-61

Глава II

'Фейербах Л Избр филос произведения -Т 1 -С 575 2Пopшнeв Б Ф Социальная психология и история 2-е изд -М, 1977 -С 78-84 3 Маркс К , Энгельс Ф Поли собр соч - 2-е изд -Т 3 -С 3, 93 "Там же -Т 46 ч I -С 18

5 Рубинштейн С Л Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психоло­гии -2-е изд -М, 1976 -С 242

Рубинштейне Л Человек и мир//Там же -С 257

7 Там же -С 381

8 Руссо Ж Ж Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения В 2 т -Т 1 -М , 1981 -С 245

''Рубинштейн С Л Проблемы общей психологии -М, 1976 -С 347-348 i° Там же - С 348 " Там же -С 382 '2 Там же -С 366

13 Там же -С 119

14 Там же - С 379

15 См Абульханова-Славская К А Деятельность и психология личности -М,1980 -С 207

"Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -С 181

17 Там же -С 153

18 Петровский А В , Петровский В А Индивид и его потребность быть лич­ностью//Вопросы философии -1982 -№3

19 Ильенков Э В Что такое личность9 // С чего начинается личность - М , 1979 -С 234-235

20 Выготский Л С Собр соч -М, 1982 -Т 1 -С 436

Глава III

' Выготский Л С История развития высших психических функций//Собр соч В б т -М, 1983 -Т 3 -С 144 2 Там же

зСм Мухина В С Проблемы генезиса личности -М,1985 4 Маркс К , Энгельс Ф Полн собр соч - 2-е изд -Т 46 -Ч II -С 109

5 Феномен идентификации и обособления (отчуждения) исследуется в мировой пси­хологии на протяжении всего XX столетия Но понятия «идентификация» и «обособление» (отчуждение) использовались в разных направлениях западной психо­логии, они не обсуждались как взаимодействующие составляющие целостной системы, которая является универсальным механизмом развития и бытия личности

'Чуковский К Уолт Уитмен//Собр соч В 6т - М , 1966-Т 3-С 737

'ХаррисТ Г am OK - you're OK -N-Y, 1973 -Р 49

8 Ницше Ф Соч -MJ910-T9-C137

Глава IV

'Бехтерев В М Биологическое развитие мимики -СПб, 1910 2 Этот взгляд появляется в младенчестве в возрасте от 9 до 11-12 мес Выражение

проникающей мудрости младенческого взгляда подмечено художниками Вспомним

взгляд младенца Христа у Рафаэля («Мадонна с младенцем»)

Глава V

'См Рыбников Н Язык ребенка -М, Л, 1926

2 Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л , 1935 -С 25-26

3 См Выготский Л С История развития высших психических реакций//Собр соч В 6 т -М, 1983

4 См Пиаже Ж Психология интеллекта // Избранные психологические труды -М, 19б9,Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие -М, 1974

5 См Штерн В Психология раннего детства, до шестилетнего возраста -Петро­град, 1915

6 См Пиаже Ж Психология интеллекта// Избранные психологические труды -М,1969 -С 210

7 См Вы готский Л С Умственное развитие детей в процессе обучения -М,Л, 1935 -С 28

8 См Бюлер К Духовное развитие ребенка - М , 1924, Зазэо Р Стадии психиче­ского развития ребенка - М, 1968, ФрейдЗ Введение в психоанализ Лекции - М, 1989

9 Многочисленные факты, подтверждающие сказанное, можно найти в кн Сел-ли Дж Очерки по психологии детства - М , 1904, Штерн В Психология раннего детства до шести лет - Петроград, 1915, Менчинская Н А Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет) - М , 1948, Мухина В С Близнецы - М , 1969, Бо-жович Л И Избранные психологические труды Проблемы формирования лично­сти -М, 1995

10 См Селли Дж Очерки по психологии детства - М , СПб , 1904 -С 312-325

Глава VI

' Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л , 1935 - С 26 2 Там же - С 26

Глава VII

' См Мухина В С, Хвостов К А Психодиагностика развивающейся лично­сти - Архангельск, 1996

2 Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 -С 198 SC!л Львов М Р Методы развития речи младших школьников —М, 1985 ''См Львов М Р Указ соч

5 См Пиаже Ж Избранные психологические труды —М , 1969

6 Пиаже Ж Указ соч -С 259

7 Там же - С 265


8 См.: Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в иссле­дованиях детского мышления // Вопросы психологии. - 1966. - № 4; Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. После­словие к кн.: Дж. X. Флейвем. Генетическая психология Жака Пиаже.-М., 1967.

9 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995, -С. 310.

10 См.: Пиаже Ж. Указ. соч.

и См.: Карнеги Дж. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -Свердловск, 1990.

i2 Форманта (ж.)- лингвистическая акустическая характеристика звука речи, свя­занная с уровнем частоты голосового тона и образующая тембр звука.

"См.: Никонов В. А. Словарь русских фамилий. - 1993.

14 См.: Перрон-Борелли М., Перрон Р. Психологическое изучение ребенка. -Париж, 1986.

15 Исследования диспраксии находятся еще только в начальной стадии (М. Стен-бек, Д. Лерито, М. Озиа, Ж. Берже и Ж. Ажюриагерра), поэтому психологу рекоменду­ется чрезвычайно осторожно использовать указанные критерии в повседневной прак­тике. Нельзя заявлять, что ребенок страдает диспраксией, основываясь только на про­стой неспособности воспроизводить какую-нибудь тестовую фигуру.

16 Дарвин Ч. Собр. соч.-М., 1953.-Т. 5.-С. 839.

17 См., например: Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.

18 Еще 3. Фрейд рассматривал образ «Я» в тесном единстве с телесным опытом и телесными переживаниями. А. Адлер выявлял существование связи между различными переменными телесного опыта и самооценкой. Вслед за ними Р. Берне предложил понимание образа тела как психологическое образование, которое включает в себя представление о себе в физиологическом и социальном планах. В отечественной психо­логии образ «Я» самосознания также включает в себя образ тела. См.: Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991; Фрейд 3. Психоаналитические этюды.- М., 1990; Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века. Тексты.- М., 1986.- С. 131-140; Юнг К. Г. Психологические типы.- М., 1992; Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986; Кон И. С. Откры­тие Я.- М., 1978; Кон И. С. В поисках себя.- М., 1984; Мдивани М. О. Исследова­ние структуры образа физического «Я» школьников: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1991; Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично­сти. - М., 1989; Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983; Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977.

19 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т. I. -С. 31-32.

20 См.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.

21 Подобрано по материалам Вл. Даля.

22 Там же.

"См.: Потебня А. А. Мысль и язык. -Киев, 1993.

^Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.-С. 219.

"Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С. 197-198.

26 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

27 Там же.-С. 213.

28 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения соци­ального опыта. - М., 1981.—С. 149.

29 Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: класси­фикация и сепарация. - М., 1963. -С. 448.

30 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969. -С. 214.

31 Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). - М., 1966. -С. 48.

"Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 145.

33 Там же.-С. 146.

34 См.: Вопросы по психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М., 1962; Развитие учащихся в процессе обуче­ния (1 - II классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963; Возрастные возможности усвое­ния знания (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М., 1966; Развитие школьников в процессе обучения (III - IV классы) / Под ред. Л.В. Злн-кова.- М., 1967; Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1974; Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред.' В.В.Давыдова.- М., 1977; Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М., 1978; Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М., 1981; Давыдов В. В., ВардарянА.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981; Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1983; Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986; Эльконин Д. Б. Избранные психоло­гические труды. - М., 1989.

35 См.: Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова.- М., 1975; Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред М В Звеоевой -М., 1983.

36 См.: Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и

содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы

школы). - М., 1966.

"См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 199-200. ^Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.-С. 232. ^Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.-М.; Л.-1935 -С 34

40 Там же. - С.36.

41 Там же.-С. 37.

42 Там же. - С. 42.

43 Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.- М., 1971; Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

44 Л ь в о в М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985. - С. 5.

45 См.: Ройзензон Л. И., Авалиани Ю. Ю. Современные аспекты изучения фра­зеологии // Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе. -Вологда, 1967; Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии. Около 800 фразеологизмов. - М., 1981.

46 Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч • Вбт.-М., 1982.-Т. 1.-С.95.

47 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. -С. 213.

48 Там же.

Глава VIII

'См.: Бодрийяр Ж. Система вещей.-М., 1995.

2 Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельно­сти подростков.- М.,1982. - С. 43.

3 Там же. - С. 86.

Глава Х

'Ломоносов Михаила. Российская грамматика.-СПб., 1755.-С.З-4. 2 Архаизмы - устарелые, вышедшие из употребления слова и старограмматические формы. Архаизмы применяются в поэтической речи с целью усиления художественной выразительности или для передачи соответствующего колорита эпохи. В современном русском языке архаизмами являются прежде всего славянизмы доколе (докуда, до тех пор), поелику (поскольку), дондеже (пока не), коль (если) и др.


Провичциализмы - слова и выражения, отклоняющиеся от норм литературного языка, обычно это региональные, областные слова, употребляемые только в кон­кретной местности.

Неологизмы — новые словообразования, вызванные отсутствием в языке слов, соот­ветствующих новым значениям и смыслам, новым социальным и природным явлениям. В свое время неологизмами, вошедшими в лексику русского языка, были слова: «ат­мосфера», «кристаллизация», «материя», «вязкость» (М. Ломоносов), «сладострастие», «славянофил» (К. Батюшков), «явление», «промышленность» (Н. Карамзин), «стуше­вался» (Ф. Достоевский).

Огромное количество новых слов вошло в лексику русского языка после Октябрь­ской революции (социально-политические неологизмы: «комсомолец», «партячейка», «ударник», «колхозник» и др.; бытовые неологизмы: «буржуйка», «времянка», «мешоч­ник», «танцулька» и др.).

3 Чернышев В. И. Правильность и чистота русской речи // Основы культуры ре­чи. Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцов. - М., 1984.

'•Брунер Дж. Психология познания.-М., 1977.-С.337.

5 Там же.-С. 352.

6 Там же. - С. 353.

7 Сепир Э. Язык.-М., 1933.

8 Фаин А., Лурье В. Все в кайф! - М., 1991.

9 Толковый словарь русского мата. - М., 1996.

i° Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.-С. 163.

11 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения соци­ального опыта. - М., 1981. - С. 61.

12 Идэ Н. Формирование индивидуальности в рисовании // Новое обучение рисун­ку. - Токио, 1965. — Т. 1. (На японском яз.) "Мухина В. С. Указ. соч.-С. 210.

14 Неменский Б. М. У истоков: Эстетическое воспитание в семье.- М., 1963.-С.61-62.

15 Ананьев Б. Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведе­ние ребенка и взрослого. - Владикавказ, 1928. — С. 24.

16 См.: Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем.- М., 1925.

17 См.: Светлов М. И. Рок-музыка на службе у сатаны // Троицкий благовест-ник.- 1995.-№35.-С. 7.

18 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды:

В2т.-М., 1985.-Т. 1.-С.211. "Там же.-С. 210-211.

20Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -2-е изд. - М., 1946. -С. 225.

21 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М., 1969.-С.210.

22 Клапаред Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911.-С. 129.

Глава XI

' Объемный французско-русский словарь. 2 Вздор, чепуха (устаревшее).

Приложение

Программа курса

Возрастная психология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по возрастной психологии построена с учетом новей­ших достижений в области психологии и смежных наук.

Общие задачи программы: 1) представить онтогенетический путь человека как социального индивида и личности, выявить общие зако­номерности развития, жизни, деятельности и угасания человека в пла­не его психической активности; 2) показать закономерности проявле­ний и переживаний человека в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях.

Программа предназначена для студентов психолого-педагогиче­ских факультетов педагогических университетов. Максимальное вни­мание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной психологии. В структуре программы учтена также степень разрабо­танности отдельных проблем.

Основное содержание программы определяется теорией психиче­ского развития, которая опирается на положение о «социальном на­следовании» психических свойств и способностей, об активном «при­своении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

Основная задача программы - раскрыть определяющие законо­мерности психического развития в его связи с воспитанием и обучени­ем, дать понимание важнейших этапов психического развития, воз­растных и индивидуальных особенностей психики человека.

В первом разделе «Феноменология развития» рассматриваются принципиальные проблемы психического развития человека. Задачи теоретической части этого раздела: раскрыть наиболее общие зако­номерности психического развития; показать, что при всей важности биологических предпосылок формирование психических качеств лич­ности необходимо рассматривать как результат условий жизни и вос­питания, как результат деятельности, направленного обучения и места человека в системе общественных отношений; раскрыть диалектику возникновения, развития и разрешения противоречий, которые явля­ются движущей силой генезиса психики.

Важно достичь понимания того, что в равные промежутки психика проходит различные «расстояния» в развитии и угасании, претерпевает

различные качественные преобразования в зависимости от физического самочувствия, социального статуса и мотивации человека. Необходимо получить представление о том, что социальная ситуация развития и бытия личности влияет на внутреннюю позицию и поведение человека.

Знакомство с этим разделом должно способствовать формирова­нию у студентов научного подхода к изучению закономерностей психического развития, созданию основы для понимания других разделов программы.

Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на этапах онтогенеза.

Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвы­чайной значимости усвоения в раннем онтогенезе социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть специфику ведущего вида деятельности, показать закономерности его развития. Следует выделить те специфи­ческие новообразования в психических процессах и свойствах лично­сти, которые формируются в разных видах деятельности.

Давая характеристику личности человека на разных этапах онтоге­неза, нужно учитывать особенности социальной ситуации его бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность.

Специально рассматриваются исторически обусловленные реаль­ности существования человека: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек вхо­дит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития бытия). Показано, что реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания.

При этом каковы бы ни были условия, определяющие закономер­ности развития, программа призвана дать и чрезвычайно значимую для психолога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерно­стей развития, описанных возрастной психологией, но в действитель­ности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уникальности.



Просмотров 577

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!