Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 15. Путь А. С. Пушкина к реализму



Творчество Пушкина в Молдавии является переходным этапом от романтизма к реализму.Проблема романтизма и реализма, определение их эстетической сущности, взаимосвязи и соотношения являются одними из сложнейших и при этом основных литературоведческих проблем, изучение которых имеет огромное значение для теории и практики художественной литературы, литературоведения и критики в целом. В романтизме был человек, его внутренний мир, но показанный вне его общественных связей и опосредствованный. Был уже в какой-то мере типический характер, но небыло ещетипических обстоятельств, то есть всего того, что определяет по формуле Энгельса реализм. Однако уже своим обращением к человеку романтизм прокладывал пути к реализму. Это прекрасно понял Белинский, в гениальной формуле которого —≪без Жуковского мы не имели бы Пушкина≫— точно определяется роль романтизма как исторически закономерной и обязательной ступени в литературном процессе по пути к реализму. Более того, здесь устанавливается и взаимосвязь между ними. Как известно, развитие реализма в недрах романтического творчества Пушкина в кишиневский период прослежено рядом исследователей на поэмах Пушкина этого времени <≪Кавказский пленник*,≪Братья-разбойники≫). Но сформирование реалистического, национально-самобытного творчества Пушкина в период пребывания поэта в Молдавии прослеживается не только в поэмах, но и в лирике. Самобытность, реализм лирики Пушкина кишиневского периода нашли, в частности, свое выражение в обращении поэта к действительности, к жизни, чувствам и мыслям своих современников, в раскрытии всего сложного, многогранного душевного мира чувств и мыслей человека своей эпохи, в новаторстве стиля и жанра, в сюжете и поэтическом языке. Проблема народности в литературе для Пушкина была одной из важнейших, решал он ее и теоретически (в ряде своих статей и высказываний о литературе и языке), и в практике своего творчества, борясь за создание национального-самобытной, реалистической литературы. Цикл «Южные поэмы» написан Пушкиным во время пребывания в Южной Ссылке 1820-1824 гг. Пушкин создает одну за другой свои романтические поэмы, серьезные и глубокие по содержанию, современные по проблематике и высокопоэтические по форме. С поэмами в русскую литературу входит новое направление: передовой, революционный романтизм — поэтическое выражение чувств и взглядов самого передового общественного слоя, революционно-настроенной дворянской молодежи, наиболее активной частью которой были декабристы. Резкое недовольство всем окружающим, всем общественным укладом, при котором жизнь представляется тюрьмой, а человек-узником; пламенное стремление к свободе. Протест против всякого гнета, тяготеющего над человеком в «цивилизованном» обществе, заставлял его, как и всех революционных романтиков того времени, сочувственно изображать своего героя преступником. нарушителем всех принятых в обществе норм — религиозных. юридических, моральных.В состав «южных поэм» традиционно включают «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Написанные на юге в то же время «Гавриилиада» (1821) и «Братья-разбойники» (1821-1822) в состав цикла не включаются, потому что им не присущи все те черты, которые характерны для цикла как художественного единства.Пленник – одинокий, разочарованный в жизни человек, ищущий свободы, его прошлое неопределенно, на него в тексте поэмы содержатся лишь намеки Хан Гирей – страстная натура в байроническом духе (по сравнению с остальными поэмами здесь байронический герой явно отодвинут на второй план)Алеко – одинокий, разочарованный человек, с темным прошлым (сообщается, что «его преследовал закон», однако так и остается тайной причина преследования), ищет свободы, ради чего даже бежит в цыганский табор Свобода – единственная цель Пленника. В поисках свободы Пленник оказывается в плену (мотив плена противопоставлен мотиву свободы)Идея свободы реализуется через ее противоположность: Мария – пленница в гареме Алеко, как и Пленник, ищет свободу и находит ее у цыган, в живущем по естественным законам цыганском таборе Кавказ, черкесская деревня Бахчисарай (Крым), ханский дворец Бессарабия, цыганский табор Треугольник: Пленник –Черкешенка – северная красавица Гирей – Зарема – Мария Алеко – Земфира – молодой цыган Черкешенка бросается в реку и погибает. Пушкин не уточняет, чьей смертью заканчивается поэма, однако мотив смерти в произведении представлен очень выразительно – поскольку повествование ведется о далеком прошлом, в эпилоге сообщается, что все действующие лица мертвы за давностию лет

Разрушение романтизма на сюжетном уровне: неромантический поступок Пленника (он не бросился спасать Черкешенку или топиться за ней следом). Разрушение на структурно-композиционном уровне: в поэму включены дополнительные материалы (эпилог, написанный в жанре оды и противопоставленный основной части – элегии; отрывки из стихотворений Г. Р. Державина и В. А. Жуковского о Кавказе)Разрушение на структурном уровне: в поэму включены отрывки из «Путешествия по Тавриде» И. М. Муравьева-Апостола и отрывок из письма Пушкина к А. А. Дельвигу, дающие реалистическое описание Бахчисарайского дворца Разрушение на сюжетном уровне: Алеко дискредитирован как романтический герой, так как совершил преступление, руководствуясь принципом абсолютной свободы. Подчеркивается эгоистичность романтических ценностей – Алеко, как романтический герой, признает право на абсолютную свободу только за самим собой, лишая этого права всех остальных. Цикл имеет обрамляющую композицию – первую и последнюю поэмы объединяет один и тот же тип героя, близость героя к автору, связь с настоящим временем, относительная завершенность, ведущая роль, которую играет герой в разворачивающемся конфликте. «Бахчисарайский фонтан» занимает центральное положение, так как это поэма абсолютно незавершенная с сюжетной точки зрения, описывающая прошлое вместо настоящего, конфликт в ней смещен в сторону от байронического героя и разворачивается между женскими образами.«Евге́ний Оне́гин»— роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности. Тип «лишнего человека», введённый Пушкиным в образе Онегина, оказал влияние на всю дальнейшую русскую литературу. Из ближайших наглядных примеров — фамилия «Печорин» в лермонтовском «Герое нашего времени», также как и фамилия Онегина образована от названия русской реки. Близки и многие психологические характеристики.

 

Вопрос 16. Драма Пушкина Борис Годунов.

Драма «Борис Годунов»: с одной стороны, это первое значительное историческое произведение Пушкина, позволяющее судить о восприятии писателем исторического процесса.; с другой стороны, «Борис Годунов» как историческое произведение, создаваемое на заре реалистической эпохи, устанавливает принципиально новые правила воссоздания исторической действительности в художественном произведении. Кроме того, «Борис Годунов» в соответствии с авторским замыслом подрывает устоявшуюся традицию классицистической драмы.

Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.

«БГ» по жанру - трагедия , потому что показан поединок человека с роком и присутствует трагический финал. В эпоху классицизма считалось, что в трагедии должны действовать высокие личности (цари, вельможи). « Борис Годунов »- первая реалистически - историческая трагедия в русской литературе. Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей. Новизна текста в том, что Пушкин отказался от принципа единства места, времени, действия: Григорий Отрепьев находиться и в монастыре в Москве, в Польше, в доме отца Марины Мнишек, в царских палатах, на площади в Москве. Действия происходят с 1598-1604 год. Также Александр Сергеевич отказался от пятиклассических актов, не делит пьесу на акты, но много частей, которые помечены по месту действия. Вопреки классицистической трагедии в «БГ» трагическое смешано с комическим. Пушкин совершил подлинный переворот в русской драматургии, решительно повернув её в сторону сближения с действительностью.

В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судьбу человеческую». «БГ» замечателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской истории, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нём картин русской жизни конца 16-начала 17 в. Белинский отмечает глубокое изображение. В «БГ» Пушкин, по его словам, стремился «воскресить минувший век во всей его истине». В трагедии показаны все слои населения: народ, боярство, духовенство, раскрыта политическая борьба внутри боярства. Поэту удалось воссоздать особенности русской культуры допетровской Руси, а также культуру феодально-шляхетской Польши.

Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин дает абсолютно четкое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло. Также основной темой является источник власти и отвественность за народ правящей верхушки. Устами персонажа драмы, своего однофамильца, Пушкина автор говорит об источнике власти как о "мнении народном" и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей ввергающих народ в Великую Смуту.

В тексте 2 проблемы: власть народ и проблема личности, роль личности в истории. В каждой сцене появляется ремарка, как ведет себя народ (сцена на Красной площади, сцена Новодевичьего монастыря, финальная сцена у Кремля). Часто появляются ремарки, в которых появляется народ: «Идет, окруженный народом», «Народ безмолвствует». Считает, что народ принимает участие в истории, важен финал: «Народ безмолвствует» - это означает неодобрение власти Лжедмитрия. Представители народа не имеет имен, они появляются персонажами, которые называются один, другой.

Народ выражает общее мнение: отношение власти нельзя назвать достойным, власть манипулирует людьми. Шуйский: «Давай народ искусно волновать».

Пушкин показал вражду народа к боярству, его ан­типатию к царю, который стал у власти в результате преступления и был отвергнут за это народом. Трагедия проникнута отрицанием деспотизма самодержавия.

Сцена избрания царя полна иронии. 1 московский житель советует другому натереть глаза луком, чтобы было похоже на слёзы. Этим комическим советом Пушкин подчёркивал равнодушие широких народных масс к избранию Бориса царём. Поэт оценивает народ и как стихию мятежа. Пушкин раскрывает огромное значение в крупных исторических событиях народного мнения, роли народных масс. Он воплощает в трагедии мысль о непрерывности и бесконечности исторической жизни народа, несмотря на все бури и перипетии политической борьбы, в которой сам народ может и не принимать непосредственного участия. Там, в верхах, происходит борьба и смена земных владык, боярских групп и пр., внизу жизнь народа течет по-прежнему, но она-то и составляет основу развития наци, государства, народу и принадлежит последнее слово. В «БГ» побеждает народ, но он снова оказывается и побеждённым: появляется новый тиран и узурпатор. Нельзя не усмотреть в такой трактовке крупных исторических событий отражение хода истории в эпоху самого Пушкина. Народ сверг во Франции старый порядок и завоевал свободу, но появился новый узурпатор, новый деспот. В этой коллизии поэт видит проявление некоей исторической закономерности. В «БГ» отразилось новое, неизмеримо более высокое историческое мышление по сравнению с историческими воззрениями Карамзина и декабристов.

Проблема личности рассматривается на примере двух героев: Бориса Годунова и Григория Отрепьева.

Борис Годунов – сложная фигура, не может быть однозначно оценен, как персонаж реалистического текста. Его судьба показывает, как характер изначально неплохого человека может деформироваться под влиянием власти. Герой приходит к власти с благой целью, с мыслью о людях: «Народ вдоволствии, во славе успокоить, щедротами любовь его сыскать». Не соизмеряет цель и средства, приказывает убить царевича Дмитрия. Начинает считать, что ему все позволено, становится деспотом: «Лишь строгостью мы можем держать народ». Белинский охарактеризовал Б. Годунова, как «человека замечательного», но взявшего «ношу не по себе». Герой – человек внутренне разделенный, ему являются «мальчики кровавые в глазах», мучает совесть: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». Борис Годунов – трагический персонаж, не может выйти из - под власти обстоятельсв, поэтому умирает. Просветители XVIII в. полагали, что достаточно монарху сообразовать свою политику с требованиями просвещенного разума и гуманности, как воцаряются счастье и довольство. Пушкин показывает несостоятельность просветительского понимания истории. Его Борис Годунов полон самых добрых и просвещенных мыслей и намерений. Но все они терпят крах; он становится, как и его предшественники, тираном. То же произойдет и с Лжедимитрием, потому что и его как деспота заранее обрекает грозно безмолвствующий народ, не отвечающий за преступления своих меняющихся властителей.

Григорий Отрепьев («Самозванец») имеет незаурядный характер, не желает мириться с судьбой «бедного инока». Путь личности похож на путь Бориса Годунова. Григорий изначально хотел сохранять в себе человеческое. Это проявляется в том, что он не хочет гибели русских в бою с поляками, испытывает чувства к Марине Мнишек, но в конце становится убийцей, виновником гибели семьи Годунова. Из этого следует, что личность и власть несовместимы.

 

 



Просмотров 2874

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!