![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 17. Маленькие трагедии А. С. Пушкина
В цикле «маленьких трагедий», состоящем из четырех произведений, отчетливо прослеживается тенденция к нарастанию трагичности происходящего, конфликт из вполне земного, разворачивающегося между конкретными людьми, превращается в обобщенный, универсальный.В рукописи имеется авторская пометка «Сцены из Ченстоновой трагикомедии Эта пометка – не что иное как мистификация (у английского писателя Шенстона подобной пьесы никогда не было). «Скупой рыцарь написан Пушкиным самостоятельно, однако с использованием известного «бродячего сюжета» о скупце, который представлен во многих произведениях европейской литературыСтарый барон (воплощенная скупость) – его сын Альбер (воплощенная расточительность).Характеры обобщены, скупость и расточительность являются личностными доминантамиПричина конфликта – борьба за наследство. Конфликт носит приземленный характер. Трагический финал, связанный со смертью старого барона, смягчается смехотворностью фигуры Скупого и положительным исходом событий в восприятии Альбера, который наконец-то добирается до батюшкиного наследства и имеет возможность ни в чем себя не стеснять «Моцарт и Сальери» (26 октября 1830 г.) В основу сюжета положен бытовавший в Европе слух о том, что гениальный музыкант Моцарт умер неестественной смертью. Доказательств данной версии не существовало, однако тема отравления в XIX в. в светских кругах муссировалась весьма активно Моцарт (гений) – Антонио Сальери (труженик). Герои – реальные люди, однако мало индивидуализированы в плане сходства с прототипами и скорее воплощают в себе обобщенные типы гения и трудолюбивой посредственности Причина конфликта – зависть посредственности по отношению к гению, которому все дается «само собой». Зависть замаскирована под идею всеобщего равенства и справедливости воздаяния «по труду» Финал связан с трагической смертью Моцарта, которая трактуется как смерть гения, проигравшего в столкновении с массой. Масса уничтожила одиночку, который слишком сильно от нее отличался, и вдобавок устами своего представителя Сальери объяснила, почему смерть Моцарта неизбежна и необходима «Каменный гость» Основой сюжета стала испанская легенда о Доне Жуане (Хуане), которая претерпела многократные обработки и в европейской литературе представлена произведениями многих известных авторов Дон Гуан – статуя Командора. Дон Гуан – обобщенный образ человека, пользующегося успехом у женщин, своеобразного «гения любви». Статуя Командора воплощает в себе волю высших сил, это мистическая сущность Причина конфликта – нарушения Доном Гуаном моральных норм (уха-живание за овдовевшей Донной Ан-ной, в смерти мужа ко-торой он виновен). В то же время можно говорить о на-рушении Доном Гуаном своеобразного равновесия, принципа справедливости – Дон Гуан не знает неудач с жен-щинами, тогда как многие мужчины терпят фиаско В финале Дон Гуан трагически погибает, проваливаясь в преисподнюю вместе с посланцем высших сил - статуей, Каменным гостем. Смерть героя неотвратима и окрашена в мрачные тона, потому что переводит происходящее в плоскость мистичес-кого, необъяснимого и непредсказуемого «Пир во время чумы» Трагедия связана с одной из песен поэмы Джона Вильсона «Чумной город» (1816), где речь идет о лондонской чуме 1665 г. Мотив столкновения человека и чумы представлен во многих произведениях мировой литературы Люди – чума. Образы людей обобщены предельно, проигнорированы детали их внешности, биографические подробности – это «люди вообще». Чума – абстрактная, слепая сила, поражающая людей случайным образом Причина конфликта отсутствует, люди гибнут немотивированно, все без разбору, независимо от их поведения в прошлом и настоящем Финал показана бессмысленная гибель тысяч людей, чья вина не доказана, но смерть несомненна. По сути, автором ставится вопрос о справедливости мироустройства как такового По содержанию«Маленькие трагедии» резко отличаются от «Бориса Годунова» как социальной направленностью, так и драматургической интерпретацией. Вместо бурных социальных страстей и политической активности, лежащих в основе «Бориса Годунова», «Маленькие трагедии» раскрывают мир тончайших индивидуальных переживаний, весьма далеких, на первый взгляд, от каких бы то ни было социальных проблем. Совершенно очевидно, что в этом отношении Пушкин не только не отходит от достижений своей первой трагедии, но развивает и углубляет их. Особенности же драматургического принципа раскрытия характеров в «Маленьких трагедиях» заключаются в том, что вместо длительного и постепенного развития, как это имело место в «Борисе Годунове», характеры «Маленьких трагедий» показываются в момент наивысшего напряжения, когда полностью выявляются все стороны духовного облика героя. Талантливый Сальери, рожденный «с любовию к искусству», убивает великого Моцарта. Несмотря на обширную литературу о «Маленьких трагедиях», законченного представления о них мы еще не имеем. Являются ли они отрицанием драматической системы, какая начала складываться в процессе работы над «Борисом Годуновым», или знаменуют дальнейшее развитие и углубление основных принципов драматического искусства, к которым пришел Пушкин в работе над первой своей трагедией,- эти вопросы и сейчас не могут считаться достаточно проясненными. В «Маленьких трагедиях» Пушкин еще более обостряет противоречивость сложных характеров своих новых героев. В потерявшем человеческий облик зловещем старом Бароне вдруг просыпается рыцарь, и Барон, солгавший Герцогу, бросает рыцарскую перчатку сыну как утверждение своей правоты. Грандиозная историческая картина общенародного политического движения, в рамках которой раскрываются характеры героев первой пушкинской трагедии, сменяется в «Маленьких трагедиях» глубочайшим анализом двух-трех характеров, нарочито поставленных в условия сугубо камерной обстановки. Вместо исторически достоверного приурочивания событий к точно указанному месту и времени, как это имело место в «Борисе Годунове», хронологические и географические границы, в которых развертывается действие «Маленьких трагедий», преднамеренно лишены определенности и конкретности. Сценичность «Маленьких трагедий» еще более усиливается широко применяемым методом резкого контрастирования. Этот метод, используемый Пушкиным в самых различных его вариантах и оттенках, приводит к крайней напряженности и драматизму положений. Основной контраст «Скупого рыцаря» – бедность и рыцарская беспечность сына и сокровища отца, лежащие втуне; в «Моцарте и Сальери» – жертвенное и бескорыстное служение искусству Сальери и его же решение убить Моцарта. Мир, окружающий Лауру, в котором естественно убийство соперника и любовное свидание у его трупа, и мир Доны Анны – в «Каменном госте». Страшная чума, сеющая повсюду смерть, и жизни в Гимне Вальсннгама – контраст «Пира во время чумы». Последним можно объяснить, что драматургические особенности «Маленьких трагедий» непосредственно связаны с этими раздумьями Пушкина. Это подтверждается и вариантами общего названия «Маленьких трагедий»: «Драматические изучения», «Опыт драматических изучений». Сопоставление драматургических особенностей «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий» приводит к выводам о существенных изменениях в принципе раскрытия характеров героев и разрешения конфликта, которые внесены Пушкиным в драматургическую структуру «Маленьких трагедий». Драматический конфликт в «Маленьких трагедиях» дается не в процессе его нарастания, а в самый момент разрешения. Вместо длительного процесса развития действия дается лишь кульминационный момент его, мгновенный взрыв чувств, в ярком свете которого становятся отчетливы основные стороны характеров героев. Исключительно важными для понимания особенностей драматургической поэтики «Маленьких трагедий» являются их окончания. В этом отношении можно установить определенную закономерность при сопоставлении с знаменитым окончанием «Бориса Годунова». Вопрос о соотношении драматургической поэтики «Маленьких трагедий» с теми принципами, к которым Пушкин пришел в процессе работы над «Борисом Годуновым», должен решаться с учетом двух обстоятельств. С одной стороны, первоначальный замысел большинства «Маленьких трагедий» восходит ко времени пребывания Пушкина в Михайловском, когда еще были действенны воспоминания о работе над «Борисом Годуновым». Это позволяет предполагать, что на характере новых драматургических замыслов Пушкина в какой-то степени мог сказаться и опыт его работы над первой трагедией. С другой стороны, «Маленькие трагедии» отделены от «Бориса Годунова» пятью годами, в течение которых Пушкин неоднократно убеждался, что появлявшиеся в печати сцены из «Бориса Годунова» вызывали совсем не то отношение, какого он ожидал. Вопрос 18. Евгений Онегин «Евгений Онегин» — реалистический роман, в котором представлена широкая, исторически достоверная картина русской жизни начала XIX в. Поэт нарисовал различные типы людей, характеры, обусловленные социальной средой и временем. До него писатели не видели зависимости характера от общественного окружения. Пушкин исследует процесс формирования героев, показывает их не статичными, а в развитии, в столкновении со средой, в духовном преобразовании. Поэт впервые в русской литературе раскрывает психологические глубины характеров, Pисует их внутренний мир с реалистической мотивированностью и верностью. Внутреннее психологическое состояние Пушкин передает через внешнее движение, поведение героев. Реализм романа окрашен критическим отношением к действительности. Это выражается прежде всего в типе конфликта — разочарованная, неудовлетворенная в своих общественных запросах личность находится в противоречии со средой, живущей по своим косным законам. Однако, реалистически изображая героя, Пушкин не вырывает Онегина из его круга. По верному замечанию Герцена, Онегин «никогда не становится на сторону правительства», но и «никогда не способен стать на сторону народа». Пушкин «Евгением Онегиным» определил тенденцию дальнейшего развития русской литературы в русле критического реализма. В романе показаны все слои русского общества: высший свет Петербурга и патриархальная Москва, поместное дворянство и крестьянство. Роман дает представление о системе образования дворян в то время, о круге чтения провинциальных барышень и молодых людей Петербурга. Описание одного дня Онегина воссоздает типичное для дворянской молодежи времяпрепровождение: сон до полудня, записочки-приглашения, которые слуга приносит в постель, прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, театр, переодевание к балу, сам бал до утра. Пушкин удивительно точен не только в описании деталей и примет быта, но и времени. Можно с достоверностью определить, когда происходит то или иное событие романа, каков возраст его героев. В «Евгении Онегине» постоянно упоминаются реальные лица — поэты, друзья Пушкина, балетные танцовщицы, драматурги, известные в те времена модные парикмахеры и портные. На страницах романа находят отражение литературная борьба, противостояние романтизма и реализма, новые театральные веяния. Нет ни одной стороны жизни и быта России начала XIX в., которая не отразилась бы, как в зеркале, в романе. Нравственно-бытовые, социально-политические, литературно-театральные представления, реалистически воспроизведенные в «Евгении Онегине», делают его энциклопедией, в которой «отразился век и современный человек». Названием романа Пушкин подчеркивает центральное место Онегина среди других персонажей. Аристократ по происхождению и воспитанию, «забав и роскоши дитя», Евгений Онегин, пресытившись светской жизнью, разочаровался в окружающей действительности. Человек острого критического ума, он становится враждебен свету. Он пытается в книгах найти ответы на возникающие вопросы, но не находит ни идеала, ни цели. Разо]чарованность Онегина в жизни — это не дань романтической моде, не стремление рядиться в плащ Чайльд Гарольда. Это закономерный этап развития, обусловленный принадлежностью к дворянской интеллигенции. Пушкин в Онегине отразил драматизм положения передового дворянского интеллигента, который был оппозиционен власти, но и далек от народа, не имел ни дела, ни цели в жизни. Онегин — индивидуалист, в одиночестве переживающий свою разочарованность окружающим. Дуэль с Ленским стала этапом в духовном развитии Онегина. Отрицая светскую мораль, Евгений Онегин не смог противостоять мнению света и отказаться от дуэли. Бессмысленное убийство приятеля заставляет его покинуть деревню, становится толчком к более глубокому и серьезному восприятию жизни. Образ Ленского Пушкин сразу дает как антитезу Онегину: При этом Ленский близок Онегину по уровню развития, по высоте духовных запросов. Это тоже далеко не простой образ, который иногда рассматривается как развенчание романтизма. Вместе с тем Ленский — светлый и чистый человек, беда которого в том, что он не знает жизни, восторженно верит в почерпнутые из книг идеалы. Его вольнолюбивые мечты не находят реального воплощения. «Сердцем милый невежда», Ленский, как и Онегин, не вписывался в современное ему общество. У него было два пути: либо дар поэта развился бы в нем и приобрел гражданское звучание, либо, сломленный обществом, Ленский зажил бы, как все. Идеалистически-романтическое отношение к действительности было нежизнеспособно. И смерть Ленского закономерна. Герцен отметил: «Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина». На противопоставлении построены и женские характеры романа — Татьяна и Ольга. Татьяна — воплощение пушкинского идеала, причем не в каком-то отвлеченном романтическом образе, а в обыкновенной русской девушке. В Татьяне все обычно, ее внешность не поражает с первого взгляда. Татьяна росла в деревне, среди русской природы, слушала рассказы старой няни и песни деревенских девушек. В ее характере русское, народное соединилось с тем, что несли с собой французские сентиментальные романы, развивавшие мечтательность, воображение, чувствительность: Как всякая оригинальная натура, Татьяна оказывается в одиночестве. Она жаждет найти родственную душу, которую в своем воображении она увидела в Онегине.Татьяна отличается от девушек ее круга. Она и ведет себя не типично для воспитанной в патриархальных традициях девушки — вопреки общепринятым понятиям первая признается в любви. Татьяна искренна, чиста, открыта в своем монологе-письме Онегину. После отъезда Онегина Татьяна хочет понять, кто же он, ее герой? Чтение книг с его пометками, погружение в неизвестный мир, размышления над прочитанным подготовили Татьяну, по словам Белинского, к «перерождению из деревенской девушки в светскую даму». Но и будучи в свете, Татьяна сохраняет чистоту и искренность, «все тихо, просто было в ней». Ей чужды «ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад». Татьяна отторгает Онегина, так как не может нарушить свои моральные принципы. Воспитанная на народных этических правилах, Татьяна не может сделать несчастным своего мужа, которого она глубоко уважает. Ее нравственные требования к себе высоки, и верность мужу она считает долгом. Образ Татьяны воплотил в себе пушкинский идеал русской женщины. Полная противоположность Татьяне — ее сестра Ольга. Она всегда «резва, беспечна, весела». Ее портрет отражает распространенный тип красоты — идеал романов того времени Проницательный Онегин замечает, что «в чертах у Ольги жизни нет». Это посредственная, ничем не выделяющаяся среди других девушка не способна на сильное глубокое чувство. После смерти Ленского «недолго плакала она», вышла замуж и, вероятно, повторит судьбу своей матери. Мастерство Пушкина-реалиста особенно ярко проявилось в создании образов героев. Отразив социально-типическое, поэт раскрыл индивидуально-психологические черты характеров, показал их внутренний мир. Творчество А.С. Пушкина оказало огромное влияние на последующее развитие русской литературы.
Вопрос 20. Проза Пушкина. «Повести Белкна» «Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдине. Творческий подъем, который писатель обыкновенно чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В Болдине, по его собственным словам, он «писал, как давно уже не писал».
![]() |