Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №62. Правовой статус избирательных комиссий в России



 

Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в узком смысле представляет собой юридически закрепленную систему её прав и обязанностей, в широком смысле – место в системе публичной власти.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов и референдумов. Основные законодательные характеристики статуса ЦИК России, установленные Федеральным законом об основных гарантиях, следующие: это – независимый коллегиальный федеральный государственный орган, организующий подготовку и проведение федеральных выборов и референдумов, действующий на постоянной основе и являющийся юридическим лицом (ст.21, п.1, 2, 8; ст.20, п.12). ЦИК

В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, однако на практике нередки случаи вмешательства должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий.

Система избирательных комиссий

В Российской Федерации действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов Государственной Думы)

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

Избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения). Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий.

Окружные избирательные комиссии — формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа, участвуют в проведении выборов депутатов регионального или местного уровня, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательной системе. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

Участковые избирательные комиссии — формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

Центральная избирательная комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов.

Правовой статус Комиссии как государственного органа, действующего на постоянной основе, в основном сложился в середине 1990-х годов. По статусу и функциям Комиссия прежде всего является организационным центром федеральных выборов и референдумов, но организационными аспектами ее деятельность не ограничивается. Контрольная и правозащитная деятельность Комиссии по своей сфере значительно шире, она распространяется на все выборы и референдумы, проводимые на территории России. Отдельные направления деятельности Комиссии не связаны с конкретными выборами и направлены на развитие избирательной системы в целом.

Все избирательные комиссии можно разделить на две группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также избирательные комиссии муниципальных образований, которые являются муниципальными органами;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые. В отличие от постоянно действующих избирательных комиссий, являющихся государственными органами, окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии представляют собой общественные формирования.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему избирательных комиссий. Система избирательных комиссий в Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- окружные избирательные комиссии. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам;

- территориальные избирательные комиссии (территориальные избирательные комиссии в предусмотренных законом случаях могут действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований);

- участковые избирательные комиссии.

При этом избирательные комиссии не образуют единую для проведения всех выборов в Российской Федерации систему. При проведении различного уровня и видов выборов действует определенная соответствующим законом система избирательных комиссий.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам субъектов Российской Федерации либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

Деятельность избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей (части 12, 13 ст. 21 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Принцип коллегиальности проявляется в организации работы избирательных комиссий, в порядке принятия ими решений. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях..» устанавливает, что избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа ее членов.

Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа ее членов.

Заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса соответственно. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех ее заседаниях.

Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением решений по следующим вопросам: об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящей избирательной комиссии. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии.

Принцип гласности в деятельности избирательных комиссий выражается в праве зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; в обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения (в том числе об итогах голосования и результатах выборов) в средствах массовой информации.

Акты избирательных комиссий. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

Совокупность актов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, можно подразделить на следующие виды:

1) правоприменительные акты в рамках конкретного избирательного процесса, оформляемые обычно в виде постановлений. Такие акты касаются широкого круга вопросов избирательного процесса, например, регистрации избирательных блоков, кандидатов (списков кандидатов), определения результатов выборов. Правоприменительные акты издаются избирательными комиссиями в виде постановлений или решений (Постановление избирательной комиссии Белгородской области от 22 апреля 2003 г. «О регистрации Гусева В.П. кандидатом на должность Губернатора Белгородской области»);

2) нормативно-правовые акты в рамках делегированного правотворчества. Право принимать нормативно-правовые акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямого предписания издать определенный акт;

3) интерпретационные акты (акты толкования). Интерпретационные акты содержат конкретизирующие предписания, выражающие разъяснение правовых норм. Принятие интерпретационных актов, как и актов в рамках делегированного правотворчества, направлено на единообразное применение избирательных законов. Примером интерпретационного акта может служить Постановление избирательной комиссии Белгородской области «О разъяснениях о порядке выдвижения кандидатов на должность губернатора Белгородской области, сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов, проверки достоверности подписей, регистрации кандидатов».

 



Просмотров 1592

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!