Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Правительство в системе органов гос.власти



Конституция РФ (ст. 110) устанавливает, что исполни­тельную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Оно на федеральном уровне возглавляет всю систему органов ис­полнительной власти, обеспечивая их согласованную деятель­ность, что особенно сложно и важно в условиях федеративно­го государства. Вместе с тем Правительство осуществляет ис­полнительную власть не в отрыве, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими ветвями единой государственной власти - законодательной и судебной.

Правовую основу деятельности Правительства РФ со­ставляют Конституция РФ, Федеральный конституционный за­кон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ», Регламент Правительства РФ, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

Правительство Российской Федерации - высший коллеги­альный исполнительный орган государственной власти Рос­сийской Федерации общей компетенции, возглавляющий еди­ную систему исполнительной власти в РФ.

В науке подвергается сомнению фактически высшее ме­сто Правительства РФ в системе исполнительной власти. Об­ширный перечень полномочий главы государства по отноше­нию к Правительству РФ (назначение и отставка всего состава Правительства, непосредственное руководство рядом мини­стерств, возможность председательствовать на заседаниях Правительства) дает основания для такой дискуссии. Но, учитывая положения действующей Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ», мы должны заключить, что формально Правительство возглавляет исполнительную власть в России, а Президент РФ условно стоит над ним и как глава государст­ва оказывает на него огромное влияние.

Федеральное Правительство осуществляет общее руково­дство деятельностью исполнительных органов субъектов Фе­дерации и глав местных администраций; (Обеспечивает осуще­ствление федеральных полномочий на всей территории Рос­сии, сочетание интересов Федерации и ее субъектов. Террито­риальные федеральные органы исполнительной власти в пре­делах своих полномочий взаимодействуют с органами испол­нительной власти субъектов Федерации в решении вопросов в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Между тем региональные органы исполнительной власти не подчинены Правительству России. Федеральное Правитель­ство вправе в отношениях с ними лишь координировать их деятельность.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации участвуют в разработке проектов важнейших постановлений федерального Правительства по предметам совместного веде­ния, вопросам межрегионального значения и федеральных го­сударственных программ, вносят на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти предложения по предме­там федерального и совместного ведения.

В свою очередь федеральные органы исполнительной власти направляют для согласования исполнительным органам регионов проекты нормативных актов и иных документов, затрагивающих интересы субъектов РФ. Предложения регионом подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ (ст. 43 ФКЗ «О Правительстве РФ»).1

ФКЗ «О Правительстве РФ» закрепил основные принципы деятельности Правительства РФ, среди которых принципы верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципы народовластия, фе­дерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство Российской Федерации в пределах своих ; полномочий организует-, исполнение законодательства и осу­ществляет систематический контроль за его исполнением фе­деральными и региональными органами власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства России. То есть основной задачей Правительства является исполнение законов и контроль за их соблюдением и реализацией.

 

Вопрос №85. Порядок формирования, состав и структура Правительства.

Президиум и аппарат Правительства.

Порядок формирования.

Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя. Председатель - ведущая фигура в Правительстве РФ, он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы (в отличие от других членов Правительства) и его право предлагать Президенту РФ назначить или освободить любого члена Правительства делает его не "первым среди равных" (так обычно характеризуют премьер-министров по отношению к другим членам правительства в парламентских государствах), а должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства (кроме тех, которые напрямую подчинены Президенту РФ) Председатель Правительства РФ регулярно встречается с Президентом РФ, получая от него поручения и указания, по неписаным правилам он признается "вторым лицом" в государстве, временно исполняет обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ)..

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюсти определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ. Это сделано явно с целью, чтобы ни при каких условиях в течение долгого времени страна не оставалась без Правительства или имела только исполняющего обязанности Председателя Правительства. Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:

1) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента (напомним, что избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов);

2) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;

3) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 111) она рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Ранее в главе "Федеральное Собрание" мы видели, что Регламент Государственной Думы устанавливает определенный порядок рассмотрения этого вопроса (выступление кандидата с программной речью, вопросы к нему и пр.). При этом Дума не вправе требовать от кандидата оглашения намеченного им состава Правительства РФ, поскольку предлагать Президенту РФ кандидатуры членов Правительства РФ может только назначенный Президентом РФ (после, естественно, получения согласия Думы) глава Правительства РФ.

По поводу назначения главы Правительства между Президентом РФ и Государственной Думой могут возникать разногласия. Их преодоление регламентируется Конституцией РФ в весьма жестких формах. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется весьма простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Поскольку этот процесс не является публичным, то можно только догадываться о содержании конфиденциальных бесед между двумя руководителями страны и степени их взаимной уступчивости при обсуждении конкретных кандидатур.



Просмотров 748

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!