Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие возраста и возрастных особенностей



 

Понятие возраста. Согласно диалектическому пониманию раз­витие не есть процесс только чисто количественных изменений, увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нель­зя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импуль­сивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качест­венно новое, так называемые новообразования. К таким новообра­зованиям относится, например, субъективная готовность к школь­ному обучению детей семилетнего возраста или чувство взрос­лости у подростков.

В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобра­зием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (от I года до 3 лет), преддошколъный возраст (от 3 до 5 лет), дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), младший школьный воз­раст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет). В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, возрастных противоречиях и су­щественных новообразованиях. Каждый возрастной период отли­чается особой характеристикой, он подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для наступления следующего периода. Возрастную харак­теристику определяют такие факторы, как изменение положения ребенка в семье и школе, новые формы его деятельности, изме­нение форм воспитания и, наконец, некоторые особенности соз­ревания его организма. Таким образом, возраст не столько биоло­гическая, сколько социальная категория.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индиви­дуальные различия. Они являются следствием, во-первых, инди­видуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспита­ния, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частно­сти, различий в типологических свойствах нервной системы). Бесконечно разнообразны конкретные условия жизни, деятельно­сти и воспитания — бесконечно разнообразие и индивидуальных особенностей личности. Поэтому возраст не имеет точных и опре­деленных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Но при этом имеют в виду, что каждый школь­ник обладает и индивидуальными качествами — только ему при­сущими особенностями- познавательной деятельности, эмоциональ­ной жизни, воли, характера, поведения.

Сензитивные периоды. Необходимо отметить отличающую че­ловека неравномерность психического развития, которая заключа­ется в том, что при любых, в том числе самых благоприятных, условиях обучения и воспитания у ребенка, школьника различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне раз­вития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сензитивными периодами (т. е. особенно чувствительными к соот­ветствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию). Например, для развития речи сензитивен период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков — млад­ший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.

Сензитивность зависит и от закономерностей органического созревания мозга, и от того, что некоторые психические процес­сы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформи­ровавшихся других психических процессов и свойств (так, мате­матическое мышление может развиваться лишь на основе достаточно сформировавшейся способности к абстрактному мыш­лению).

Акселерация физического и психического развития. В послед­ние десятилетия повсеместно на нашей планете наблюдается пиление прогрессирующего ускорения физического и психическо­го развития детей и подростков. Это явление названо акселера­цией (от латинского слова «ускорение»). Дети и подростки в последнее время растут и развиваются в физическом и психи­ческом отношении быстрее и достигают более высокого уровня развития, чем несколько десятилетий назад. Все показатели фи­зического развития (рост, вес, объем грудной клетки, начало полового созревания, степень окостенения скелета) сдвигаются в более ранний возраст. Например, если взять мальчиков 15 лет, жителей средней полосы нашей страны, то с начала XX в. сред­ний рост их увеличился на 20—22 см, вес — на 15—16 кг, а половое созревание начинается на 2,5 года ранее. И в интел­лектуальном отношении дети стали значительно более развитыми, больше знают и понимают.

Ученые считают, что акселерация зависит от целого комплек­са причин, как биологических (влияние радиоволн, слабых доз ионизирующих излучений, резкое увеличение применения в сель­ском хозяйстве и медицине биологически активных веществ — стимуляторов роста и развития, повышение в рационе человека удельного веса животно-белковой пищи и т. д.), так и социальных (убыстрение темпа жизни, что повышает жизненный тонус, влия­ние огромного потока информации, который через телевидение, радио, кино с раннего возраста обрушивается на ребенка и под­ростка и т. д.). Акселерация существенным образом изменяет наши представления о возрастных особенностях детей и требует соответствующей перестройки всей учебно-воспитательной ра­боты.

Учителю, воспитателю совершенно необходимо хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно открывает возможность применения такого рода педагогических форм, мето­дов и средств, которые соответствовали бы особенностям, инте­ресам, запросам и возможностям данного возраста и данной индивидуальности.

 

Вопроси для повторения

1. В чем заключается ошибочность буржуазных концепций психического развития?

2. Каковы движущие силы развития детей?

3. В чем сущность психологического понятия возраста и возрастных осо­бенностей?

4. Что такое сензитивные периоды?

Что такое акселерация?

 



Просмотров 521

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!