Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Готовность ребенка к обучению в школе



 

Ковремени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к систематическому обуче­нию в школе, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет школа. Психологическая готовность рассматривается и с объективной, и с субъективной стороны. Ребенок психологи­чески готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. кэтому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличают любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно дли­тельно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организации. Память дошколь­ника также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу — запомнить что-либо; легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. овладевает неко­торыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти.

Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обу­чать. Речь в известной степени грамматически правильна, выра­зительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связ­но излагать свои мысли. Словарь ребенка 7 лет также довольно обширен, причем в нем заметное место занимают отвлеченные понятия. Ребенок этого возраста способен к элементарным умст­венным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению.

Сформированы и элементарные личностные проявления — де­ти ко времени поступления в школу уже могут проявлять извест­ную настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я плохо поступил»; «Это я не так сделал»; «Бот теперь у меня получилось лучше»).

Все это важное условие готовности к школьному обучению. Итак, уровень психического развития семилетнего ребенка есть тот уровень психического развития, который является не­обходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Однако в пределах этого уровня наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья детей, индивидуальными усло­виями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много занимались с ними, готовили их специально к будущему школьному обучению и т. д.

Все сказанное касалось объективной психологической готов­ности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственно желание и стрем­ление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учить­ся, у него нет. Разумеется, и здесь очень велики индивидуаль­ные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий, задолго до 1 сентября начинают систематически осаждать родителей просьбами заранее подготовить учебные пособия и школьную форму. Другие идут в школу сдержанно и настороженно. А бывают случаи и нежелания идти в школу. Здесь нередко сказываются опасения, вызванные непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди — пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!»; «Там ты еще наплачешься!»). Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших младшим (как известно, первоклассники и второклассники иногда очень любят произвести впечатление на младших братьев и сестер, рассказывая им о трудностях школьной жизни), а также некоторые наглядные впечатления (например, когда родители буквально оттаскивают школьника от телевизора и уса­живают его, ревущего, учить уроки).

Отрицательное отношение к предстоящему школьному обу­чению, которое сложилось до школы, крайне затрудняет вклю­чение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов уче­ния. Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны учителя, который настойчиво и тактично сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять их тре­воги и опасения.

В заключение следует упомянуть о том, что в настоящее вре­мя исследуется возможность и рациональность начинать обучение детей в школе с шестилетнего возраста. Необходимость такого рода исследований диктуется соображениями о том, что научно-технический и социальный прогресс предъявляют новые требова­ния к обучению и воспитанию молодого поколения, а акселерация физического и психического развития детей позволяет поставить вопрос о более раннем начале обучения в школе. Эксперимен­тальное обучение шестилеток по программам начальной школы (с дополнительным введением в учебный план I класса ритмики плавания, что очень важно для правильного физического развития детей, природоведения и иностранного языка) показало, что при специальной методике обучения и соответствующем режиме дня (например, продолжительность уроков 35 мин, с динамическими паузами) учащиеся, начавшие учиться в школе с шестилетнего возраста, практически ничем не отличаются (по успешности обучения и состоянию физического и умственного развития) от учащихся, поступивших в школу с 7 лет. Конечно, эти данные нуждаются в тщательной и длительной проверке.

 

Вопросы для повторения

 

1. Укажите основное направление развития детей от 1 года до 5 лет.

2. На конкретных примерах покажите роль игры в психическом разви­тии ребенка.

3. Каковы основные особенности развития мышления и речи в дошколь­ном возрасте?

4. Какова роль труда в формировании познавательных способностей и личности в дошкольном возрасте?

5. Что характеризует готовность семилетнего ребенка к учению в школе?

 

Практические задания

 

1. Понаблюдайте за игрой дошкольников и проследите, как она влияет на эмоционально-волевые и характерологические проявления детей.

2. Попытайтесь выявить некоторые особенности восприятия, памяти и воображения дошкольников в процессе рисования, лепки, игры и других за­нятий.

3. Попробуйте изучить 1 —2 самых старших дошкольников и решить, насколько они объективно и субъективно готовы к предстоящему учению в школе.



Просмотров 502

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!