![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Критерии экономической конвергенции стран Евросоюза
Третий этап начался с 1 января 1999 г. и был разбит на несколько стадий, включая подготовительный этап, который начался за год до начала III этапа. Фаза А (1998 год) – отбор участников экономического и монетарного союза. Фаза В (1.01.1999 г. – 31.12.2001 г.) – введение безналичного евро в 11 странах ЕС параллельно с национальными денежными единицами. С 1.01.01г. Греция присоединилась к странам «зоны евро», их стало – 12. Жестко и необратимо фиксируются курсы национальных валют стран-участниц к евро. Евро заменены ЭКЮ в пропорции 1:1. Все новые государственные займы выпускаются в евро. Фаза С (1.01.2002 г. – 30.06.2002 г.) – ввод в обращение банкнот и монет евро. Все счета, которые до этого времени велись в национальных валютах участвующих стран, были конвертированы по официальным курсам в евро. С началом третьего этапа формирование ЕВС компетенция по разработке и контролю монетарной политики перешла к Европейской системе центральных банков, а главные полномочия получил Европейский центральный банк. Функции ЕЦБ такие же, как и любого другого государственного центрального банка, но они распространяются не на одно государство, а на группу стран. В их числе: - определение и осуществление монетарной политики ЕС; - ведение валютных операций; - хранение официальных валютных резервов стран-членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов – «валютные балансы» - остаются в распоряжении правительств участвующих стран); - обеспечение нормального функционирования платежной системы. При реализации монетарной политики ЕЦБ использует такие инструменты: - операции на открытом рынке; - предоставление суточных ссуд (кредитов «овернайт»); - регулирование норматива минимальных обязательных резервов. ЕЦБ использует режим регулирования инфляции, хотя наряду с целевым ориентиром устанавливает монетарную цель. Среди основных недостатков введения единой европейской валюты – евро выделяют: - рост политической напряженности в ЕС; - высокий уровень взаимозависимости экономических и финансовых систем стран-участниц; - рост политических конфликтов между странами Европы и США. К основным преимуществам введения евро относят: - уменьшение затрат на обмен; - создание конкуренции доллару США на валютных рынках; - усиление конкуренции в границах «общего рынка»; - усиление конкурентной позиции Европы в мире; - уменьшение уровня валютных рисков; - интенсификация внутренней торговли ЕС. Последствия расширения ЕС для Украины неоднозначны и зависят от внедрения экономических реформ и внешней политики Украины. На современном этапе можно отметить такие политические последствия расширения ЕС для Украины: - усиление поддержки со стороны ЕС демократических и экономических преобразований в Украине; - расширение и углубление политического диалога и сотрудничества Украины с ЕС в сфере международной безопасности и стабильности; - пересмотр и модернизация действующей договорно-правовой базы отношений. Как один из возможных вариантов – заключение Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. С другой стороны расширение ЕС может иметь нежелательные последствия для нашей страны. К ним можно отнести: 1) сокращение украинского экспорта в страны Балтии; 2) ухудшение конкурентных позиций Украины по экспорту некоторых товаров средней технологичности в результате расширения ЕС; 3) внедрение новыми членами ЕС нетарифных ограничений, санитарного, технического, фитосанитарного, ветеринарного контроля; 4) потеря традиционного рынка сбыта в новых странах-членах; 5) сложности в организации регулярного транспортного сообщения между Украиной и странами-кандидатами; 6) повышение требований к техническому состоянию транспортных средств, которые въезжают на территорию стран-кандидатов; 7) превращение Украины из страны транзита нелегальных эмигрантов в страну их скопления и увеличение (на 17-20%) затрат на их содержание и возвращение; 8) ограничение доступа рабочей силы из Украины на рынки труда новых государств-членов ЕС.
ТЕМА 6
![]() |