Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие и принципы осуществления контроля в таможенной сфере



 

Анализируя понятие таможенного контроля, прежде всего необходимо определить, что представляет собой контроль в общем. Так, контроль это- одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на базе наблюдения за функционированием управляемой системы с целью обеспечения приемлемого функционирования данной системы.

Первоисточником, в котором приведено определение таможенного контроля, можно считать Справочник таможенных терминов Всемирной таможенной организации[9]. Согласно данному документу, таможенный контроль - это меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы.

Определение таможенного контроля закрепленного в Международной конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции)[10], по которой таможенный контроль означает меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Статья 4 п. 31 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) дает расширенное понятие таможенного контроля, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза.

Как видно из приведенных определений в общем понимании таможенный контроль - это комплекс таможенных мер, осуществляемых органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела. В более узком представлении таможенный контроль -совокупность проверочных мероприятий, реализуемых в виде применения форм таможенного контроля, которые необходимы для обеспечения соблюдения и выявления правонарушений таможенного законодательства. Под комплексом мер, реализуемыми таможенными органами следует понимать средства способы и формы производства таможенного контроля.[11]

При анализе определения таможенного контроля можно выделить ряд особенностей:

- формы таможенного контроля и порядок его проведения императивно закреплены таможенным законодательством;

- правовое регулирование таможенного контроля не ограничивается только ТК ТС, таможенные органы так же руководствуются локальными нормативными актами, приказами, инструкциями ( к примеру: Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки[12], Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации проведения таможенного осмотра (досмотра)[13]и др. );

- таможенный контроль является разновидностью государственного контроля, для которого присущи принципы исполнения контролирующей функции органами государственной власти;

- таможенный контроль представляет собой инструмент, с помощью которого реализуется соблюдение таможенного законодательства для обеспечения экономической безопасности государства и участников ВЭД. Таможенный контроль непосредственно связан как с имуществом, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза, так и с деятельностью лиц, занимающихся данным перемещением или связанных с ввозом-вывозом товара.

Опираясь на положения ТК ТС, можно выделить классификацию деятельности таможенных органов, направленную на проведение таможенного контроля:

1) по времени осуществления таможенный контроль подразделяют:

- предварительный контроль (проводится до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза);

- последующий (реализуемый после потери товарами статуса находящихся под таможенным контролем);

- текущий (реализуемый после ввоза товаров и транспортных средств международных перевозок и до их выпуска);

2) в зависимости от направленности движения товаров различается:

- таможенный контроль ввозимых на территорию Таможенного союза товаров;

- таможенный контроль вывозимых с территории Таможенного союза товаров;

3) в зависимости от объекта, на который направлен таможенный контроль, различают:

- таможенный контроль товаров;

- таможенный контроль транспортных средств международных перевозок;

4) исходя из того, сколько раз товары и транспортные средства подвергаются таможенному контрою:

- однократный таможенный контроль;

- многократный таможенный контроль (повторный);

5) в зависимости от степени участия в осуществлении таможенного контроля таможенных органов сопредельных государств:

- односторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы только одного из сопредельных государств);

- двусторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств, но раздельно);

-совместный таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств вместе и одновременно)[14].

Таможенный контроль производится определенными способами. Способы производства таможенного контроляпредставляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. Так же к способам производства ТК можно отнести назначение экспертизы, идентификацию товаров и транспортных средств, создание зон таможенного контроля, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров.[15]

Таможенный контроль проводится в строго определенных законодательством формах. Формы производства таможенного контроля -это отдельные разновидности проверочных мероприятий. Формы таможенного контроля можно разделить на определенные группы:

1) документальный контроль:

- проверка документов и сведений;

- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

- проверка системы учета товаров и отчетности;

- таможенная проверка;

2) фактический контроль:

- таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

- таможенное наблюдение;

- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

- таможенный осмотр помещений и территорий;

3) вербальный контроль:

- устный опрос;

- получение объяснений;

- личный таможенный досмотр.

В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

1) информационные ресурсы таможенных органов;

2) поисковых собак;

3) технико-химические средства таможенного контроля (металлоискатели, световоды, детекторы для проведения экспресс-анализа, досмотровая рентгеновская техника);

4) морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;

5) специальные средства (устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества).

Следует отметить, какие бы формы, способы, виды и средства таможенного контроля не были бы выбраны, таможенный контроль может проводиться только таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

При определении полномочий таможенных органов в области таможенного контроля, необходимо разделить два понятия, что относится к документам и сведениям для таможенного оформления, и какие документы и сведения могут потребоваться для проведения таможенного контроля. Второе является более общим понятием, включая в себя документы и сведения, которые не нужны для осуществления таможенного оформления, но могут быть истребованы в рамках производства таможенного контроля.[16]

Таможенные органы имеют право проверять достоверность сведений указанных в документах (после фактического выпуска товаров или транспортных средств) на протяжении трех лет со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Законодательством государств - членов Таможенного союза представляется возможность устанавливать более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, но не более пяти лет.

При исчислении трехгодичного срока осуществления таможенного контроля необходимо учитывать, что в этот срок все мероприятия по таможенному контролю должны быть проведены и оформлены в качестве результатов. Решения таможенных органов, принятые после истечения срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров, признаются судом незаконными.

В течение данного срока таможенные органы имеют право запрашивать интересующие их документы и сведения в письменной форме, а также устанавливать срок их представления для проведения проверки достоверности представленных сведений. При этом таможенный орган должен устанавливать реальные сроки для их представления.

По мотивированному обращению, указанный срок может быть продлен таможенным органом на время, необходимое для представления указанных в запросе документов и сведений.

Непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, может повлечь за собой административное правонарушение, которое предусмотрено ч. 3 ст. 16.12 КоАП[17], с наложением штрафа в размере от ста до трехсот тысяч рублей для юридических лиц.

Таможенный контроль производится на основе следующих принципов.

1.Выборочность таможенного контроля.

В современных условиях развития экономики проведение полного комплекса проверочных мероприятий в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу, невозможно. Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, порядок их применения, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных его форм для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательство государств - членов ТС. Современные концепции развития таможенного дела предусматривают проведение досмотровых мероприятий в отношении относительно незначительного количества товаров (до 5% от общего числа товаров, перемещаемых через таможенную границу). Таким образом, принцип выборочности предполагает:

- выбор таможенными органами подлежащих применению форм таможенного контроля;

- выбор (как правило, на основе системы управления рисками) товаров и транспортных средств международных перевозок, подлежащих отдельным проверочным мероприятиям (например, таможенному досмотру).

Принцип выборочность при проведении проверочных мероприятий соответствуют стандартному правилу 6.2 Киотской конвенции, в соответствии с которым таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

2.Обязательность таможенного контроля.

Анализ содержания ТК ТС и Закона о таможенном регулировании позволяет заключить, что предметом таможенного контроля могут быть любые товары и транспортные средства международных перевозок, перемещаемые через таможенную границу. Таможенное законодательство предусматривает лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Например, в соответствии со ст. 105 ТК ТС таможенному досмотру не подлежит личный багаж глав государств - членов Таможенного союза и следующих вместе с ним членов их семей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом.

3. Использование системы управления рисками.

Мировая практика использования системы управления рисками ведет свой отсчет с 1995 года. Приказом от 26.09.2003 года Государственный таможенный комитет утвердил Концепцию системы управления рисками в таможенной службе РФ[18], в целях модернизации процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу, сокращение времени таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля.

С этого момента началось ее активное внедрение в структуру производства таможенного контроля. В Таможенном кодексе Таможенного союза система управления рисками упомянута в определении таможенного контроля. Тем самым, законодатель подразумевает, что использование данной системы, является неотъемлемой частью контрольной деятельности таможенных органов. Реализация принципа выборочности таможенного контроля, закрепленного в Киотской конвенции, неизбежно ставит вопрос о тех критериях, в соответствии с которыми будет осуществляться выбор форм таможенного контроля и порядок их проведения. Выработка таких критериев в современных условиях происходит в рамках системы управления рисками.

4.Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля.

Одна из характерных черт таможенного дела - тесная связь с международными отношениями, что особенно ярко проявляется в сфере осуществления таможенного контроля. От эффективного взаимодействия таможенных служб разных стран во многом зависит эффективность таможенного контроля. Этот принцип положен в основу деятельности таможенных органов и закреплен не только в нормах законодательства Таможенного союза, но и в актах международного права.

5. Принцип сотрудничества с участниками ВЭД.

Стандартное правило 6.8 Киотской конвенции гласит, что таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля. Закрепление в ТК ТС принципа сотрудничества с участниками ВЭД, различными организациями, профессиональными объединениями, ассоциациями, в сферу интересов которых входит осуществление и содействие осуществлению внешнеторговых операций, свидетельствует не только о намерениях государства учитывать интересы участников ВЭД, но и о переходе к другим по характеру отношениям, основанным на партнерстве государства и бизнеса.

6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями ТК ТС и законодательства государств - участников Таможенного союза.

Федеральная таможенная служба - единственный исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Все полномочия ФТС России, связанные с проведением таможенного контроля, закреплены в Законе о таможенном регулировании и Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном постановлением Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 г. № 809[19], и принадлежат исключительно данному органу власти.

Таким образом, таможенный контроль в общем понимании - это комплекс таможенных мер осуществляемых органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела. В более узком представлении таможенный контроль -совокупность проверочных мероприятий реализуемых в виде применения форм ТК, которые необходимы для обеспечения соблюдения и выявления правонарушений таможенного законодательства.

Под комплексом мер, реализуемыми таможенными органами понимаются средства, способы и формы производства таможенного контроля. Таможенный контроль закреплен на уровне Таможенного союза и национальном уровне.

 



Просмотров 687

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!