Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Проблемы правоприменительной деятельности таможенных органов и пути их решения



 

Одна из основных проблем правоприменительной практики в таможенной сфере – это: допускаемые должностными лицами таможенных органов нарушения норм материального и процессуального законодательства, при производстве по делам об административных правонарушениях; формальный подход к исполнению служебных обязанностей; неверное толкование и применение судами норм материального и процессуального права; несовершенство законодательства.[61]

По итогам 2014 года в производстве таможенных органов находилось более 47 тысяч судебных дел на общую сумму 68,4 млрд. рублей. Судами рассмотрено 32 522 дела на общую сумму 36,7 млрд. рублей.

По искам, предъявленным таможенными органами, судами было рассмотрено 5 953 дел, из которых в 87,9% случаев решения приняты в пользу таможенных органов. Таможенными органами в судебном порядке довзыскано 2 млрд. рублей таможенных платежей в федеральный бюджет, что более чем на 900 млн. рублей превышает сумму таможенных платежей, довзысканных таможенными органами в федеральный бюджет в судебном порядке за 2013 год.

Соотношение количества судебных дел, рассмотренных в пользу таможенных органов по искам таможенных органов, к общему количеству рассмотренных дел по искам таможенных органов в 2014 году можно проследить на рисунке 7.

Рисунок 7. Соотношение количества судебных дел, рассмотренных в пользу таможенных органов по искам таможенных органов, к общему количеству рассмотренных дел по искам таможенных органов в 2014 году, единиц

 

К ФТС России в 2014 году предъявлено 299 исков на общую сумму около 2,8 млрд. рублей. Из 222 рассмотренных дел в пользу ФТС России принято 122 решения на сумму более 92,96 млн. рублей.

Также в 2014 году ФТС России велась претензионно-исковая работа, в рамках которой ФТС России было предъявлено 6 исковых заявлений на сумму более 5,8 млн. рублей, из которых по 2 делам приняты решения о взыскании в федеральный бюджет денежных средств в размере более 3 млн. рублей.

Целевой программой развития таможенной службы на 2015- 2020 годы определено, что доля судебных решений не в пользу таможенных органов не должна превышать 15%[62]. Для достижения этой цели таможенные органы должны активнее влиять на формирование судебной практики, добиваться единообразного понимания сути норм таможенного законодательства Российской Федерации как судами, органами прокуратуры, участниками ВЭД, физическими лицами, так и таможенниками.

Важную роль здесь играет и объяснение предпринимателям выгод досудебного решения спорных вопросов (это эффективнее по срокам, бесплатно, а в случае несогласия всегда есть возможность обратиться в суд).[63]

В 2014 году по результатам ведомственного контроля таможенными органами вынесено более 12 тысяч решений об отмене (изменении) и признании неправомерными более 22 тысяч решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела.

Сравнительный анализ результатов деятельности таможенных органов
в 2013 и 2014 годах показал, что в 2014 году количество вынесенных решений увеличилось на 16%, вместе с тем количество отмененных (измененных) решений уменьшилось на 5,2%.

Сведения о количестве решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, отмененных (измененных), признанных неправомерными по результатам ведомственного контроля за 2014 год в сравнении с 2013 годом представлены на рисунке 8.

Рисунок 8. Сведения о количестве решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, отмененных (измененных), признанных неправомерными по результатам ведомственного контроля за 2014 год в сравнении с 2013 годом, единиц

 

При этом 76% решений в области таможенного дела, отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля в 2014 году, пересмотрены в связи с нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, допущенными при их принятии, остальные 25% решений в области таможенного дела отменены в связи с выявлением «новых обстоятельств». В 2013 году указанный показатель составил 79 и 21% соответственно.

Основными категориями решений, отмененных (измененных) в порядке ведомственного контроля, явились решения, принятые при контроле таможенной стоимости (52% от общего числа отмененных (измененных) решений в 2014 году; 58% – в 2013 году), а также при классификации товаров и определении страны их происхождения (44% от общего числа отмененных (измененных) решений в 2014 году; 42% – в 2013 году).

В 2014 году таможенными органами было рассмотрено по существу 2 557 жалоб юридических и физических лиц на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, из которых 70% жалоб по результатам их рассмотрения удовлетворены полностью или частично.

Статистика рассмотренных по существу жалоб юридических и физических лиц по сравнению с 2013 годом показывает незначительное увеличение количества как поступивших жалоб (в 1,2 раза), так и решений об их удовлетворении (в 1,5 раза).

Наибольшее количество жалоб, поступает в таможенные органы на решения, действия (бездействие), принятые и совершенные в связи с исчислением и взиманием таможенных платежей – 80% от общего числа жалоб (из них на решения по таможенной стоимости – 69%), в связи с применением таможенных процедур и совершением таможенных операций – 13,4%, в связи с применением специальных таможенных процедур при перемещении товаров физическими лицами – 2,7%.

Таким образом, сравнительный анализ за 2013-2014 годы показал положительную динамику деятельности таможенных органов и статистических показателей при производстве таможенного контроля, в частности, развитие и модернизацию системы управления рисками, рост показателей результативности таможенных проверок и увеличение доначисленных таможенных платежей.

Снизилось совершения административных правонарушений участниками ВЭД. В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности таможенными органами в 2014 году предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 2,4 млрд. рублей (в 2013 году – около 5 млрд. рублей).

Увеличилось число участников ВЭД подавших декларации в электронном виде. По средству контрольно ревизионной деятельности устранены финансовые нарушения на сумму 16,2 млн. рублей, что на 63% больше указанного показателя 2013 года (9,9 млн. рублей). В рамках ведомственного контроля наблюдается снижение судебных решений вынесенных не пользу таможенных органов, а так же юридически подтвержденных фактов не правомерных действий служащими таможенных органов.

Основными проблемами правоприменительной практики, можно считать неправомерные действия (бездействия) должностных лиц таможенных органов, не достаточную квалификацию при применение на практике отдельных положений нормативных актов, а так же не совершенность таможенного законодательства.

 


 

Заключение

 

Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная служба, и в первую очередь, система таможенного контроля. Сам же таможенный контроль имеет много структурных направлений и «выпадение» хотя бы одного отразится на функционировании и объективной значимости всех других.

Основная цель таможенного контроля – выявление путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела осуществляется ТК ТС и Законами РФ, а так же правилами производства таможенного контроля принятыми Комиссией таможенного союза (Евразийской экономической комиссией). Немаловажным элементом успешного функционирования таможенного контроля, является системный подход по борьбе с коррупцией в таможенной сфере.

Производство таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, обеспечивает реальную возможность таможенных органов предотвратить их ввоз, вывоз или оборот на территорию страны в урон интересам государства, а также собственных производителей и потребителей. В связи с этим таможенный контроль, в том числе выбор форм таможенного контроля, - это, по сути, базовое средство таможенного администрирования, относящееся к исключительным полномочиям таможенных органов. Таможенные органы осуществляют выборочные проверки товаров, в том числе на базе профилей рисков, только в том случае, если есть риск нарушения таможенного законодательства.

Одним из основных направлений таможенной службы является контрольная деятельность таможенных органов. Она направлена на обеспечение законности и правопорядка путем пресечения неправомерных действий должностных лиц и участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные органы законодательно отнесены к правоохранительным, поэтому деятельность по выявлению, предупреждению и борьбе с правонарушениями является для них первоочередной задачей. Каждое профильное направление таможенного контроля имеет выработанную и сформировавшеюся систему. К основным направлениям контрольной деятельности таможенных органов, относится: контроль товаров и транспортных средств; контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; валютный контроль; контроль исчисления и уплаты таможенных платежей; учет статистики.

Сравнительный анализ показал положительную динамику развития контрольной деятельности таможенных органов. Что достигается за счет непрерывной работы по совершенствованию законодательства и контролю над правоприменительной практикой в таможенной системе в целом. Сочетание таких фактов как, вступление в Евразийский экономический союз государств Армения и Киргизия, а так же внутренний конфликт с Республикой Беларусь, который выражается запретом транзита товаров из Европы через республику и нарушение договора ЕАЭС при котором Беларусь возвращает пограничный контроль, непременно отразится на времени задержек транспортных средств для всех видов транспорта и не только. Что в свою очередь скажется на нормах, посредствам которых осуществляется производство таможенного контроля и на его статистических показателях.

Исходя из дипломной работы, можно сделать вывод о том, что целью таможенного контроля как направления государственного контроля является обеспечение законности и правопорядка в отнесенной к компетенции таможенных органов сфере. С указанным положением весьма органично сочетается позиция законодателя. Согласно нормативному определению, сформулированному в Таможенном кодексе Таможенного союза, целью таможенного контроля является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Организация и проведение таможенного контроля, который обеспечивает надлежащее применение таможенного законодательства, а также соблюдение других правовых требований, оказывает максимальное содействие международной торговле. В связи с этим таможенный контроль должен поддерживаться на необходимом уровне, для того, чтобы отвечать основным целям, и должен осуществляться на основе выборочности с максимально возможным использованием методов управления рисками.


 

Список использованной литературы



Просмотров 1750

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!