Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Экономические агенты и их интересы в экономике



Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В четырёхсекторной (открытой) экономике можно выделить 4 макроэкономических агента:

1. Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи). Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

2. Фирмы — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма — организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведёт хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги.

3. Государство — агент, состоящий из государственных учреждений, задача которого состоит в регулировании экономики.

4. Иностранный сектор — все остальные государства (В трёхсекторной (закрытой) модели экономики, иностранный сектор отсутствует).

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» — одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы — одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы — национальные, общества в целом.

 

10. Собственность: сущность, виды

Со́бственность —

1. Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имуществосоответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.[1]

2. Юридическая категория — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества.[2] В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности[3], при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность[4].

3. Гражданско-правовой институт — совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

4. Имущество — непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.[5][6]

Классификация форм собственности

а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д. Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.  
б) по форме права собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций). Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная. Совместная Совместных предприятий и организаций


Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (см. таблицу 5).

 

 

11. Конкуренция: сущность, совершенная и несовершенная конкуренция.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция —конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. умалчивание важной для потребителя информации.

 

12. Рыночная экономика: понятие рынка, условия его возникновения.
Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Условия и причины возникновения рынка.


В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

ограниченность всех ресурсов производства – труда, земли и других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;

общественное разделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появление все новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности –первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться на колл

14. Спрос: сущность, функция и объем спроса, факторы, закон спроса
Спрос (D - от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.
Итак, сущность спроса составляют только те производные потребности людей, которые можно измерить деньгами. Помимо этих целей существуют и такие, которые нельзя измерить деньгами, исходя из чего они не являются сущностью спроса. Речь идет прежде всего о общественные потребности людей. Объемом спроса называют максимальное количество этого товара, которое согласен купить отдельный потребитель (или потребители) в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.

Таким образом, спрос и объем спроса – это не одно и тоже. Объем спроса – это количественная характеристика спроса. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

В общем виде функция спроса может быть представлена так: Q i D = Q i D

(T; Pi; I; O…)

где Q i D - объем спроса на i-тый товар; Т - вкусы и предпочтения; P i - цена i-того товара; I -денежный доход; О-количество покупателей и т.д.Факторы спроса: 1) цена товара;2) качество товара;3) Вкусы и предпочтения потребителей;4)доход потребителей;5) Цены на родственные товары;6) Ожидания потребителей;7) Торговая марка, реклама и т.д. Спрос на отдельные товары может также зависеть и от неэкономических факторов. Например спрос на сапоги и на лопаты зависит от погоды. Возрастная структура населения. насыщения рынка данным товаром.

16. Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.

Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой

связанной с первой величиной. Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А.Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Хиксом (Великобритания),
Самуэльсоном (США) и др. Коэффициент эластичности –это числовой показывающий изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность изменяться бесконечности.
Виды

· Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· эластичность перекрестная спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Формы
Эластичность спроса по цене выступает в основных формах:

эластичный спрос (E D > 1).

Ситуация, при величина спроса изменяется в степени, большей

Например, рост цены на 1 вызывает снижение величины спроса на 4 %; неэластичный спрос (E D < 1). Ситуация, при величина спроса изменяется в меньшей степени, Например, рост цены на 1 приводит к снижению спроса лишь на 0,3 %; единичная спроса (E D =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1 % изменения количество спроса изменяется на 1 %; совершенно спрос (E D = ∞ ). Ситуация, при которой величина бесконечно изменяется малом изменении случае этом строго горизонтальна;

Совершенно спрос (E D = 0).

Ситуация, при которой величина абсолютно неизменении цены. Такой спрос представлен
кривой спроса.

 

17. Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие и равновесная цена.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (P e ) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (Q D ) равен объему предложения (Q S ) при данной равновесной цене (P e ) (рис. 1).

Равновесная цена - единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

 

18. Теория производства: производственная функция, изокванта и изокоста.

Современная теория производства базируется на существующей концепции сокращающейся доходности или, можно сказать, предельного продукта. Теория учитывает, что все факторы производства, а точнее, капитал, труд и земля, взаимосвязанно участвуют в процессе создания продукта, причем эта связь проявляется как через уровень производительности каждого фактора производства, так и через установленную цену на него. Если цена труда меньше цены машины, при равной производительности, то на рынке больше будет спрос на труд, а не на машины и наоборот. Теория производства является основой для теории распределения. Поэтому она всегда вызывала и по-прежнему вызывает наибольшее внимание общества, а самые разнообразные подходы к ней всегда становились «краеугольным камнем» в различных идеологиях. Так, например, ядром марксистской идеологии является предположение, что только труд создает продукт и, следовательно, только он имеет право им распоряжаться, причем под трудом, как правило, подразумевается только физический труд. Существуют и противоположные точки зрения, например, утверждения, что только капитал является создателем продукта и если бы его не было, то человечество еще до сего времени собирало бы корешки в голом виде. Эти взгляды рассматриваются современной теорией производства как крайности. Производственная функция (также функция производства) — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий. Изокоста — линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокванта — это кривая равного выпуска продукта (кривая безразличия для производителей). Все точки на этой кривой показывают различное сочетание факторов производства для выпуска одинакового количества продукции.

19. Теория затрат: индивидуальные и общественные затраты, бухгалтерские и экономические затраты.
Каждый предприниматель понимает, что за каждый дополнительный рубль затрат его прибыль уменьшается на 1 рубль. Конечно, можно в погоне за выпуском продукции продолжать бездумно увеличивать затраты, и в какой-то день проснуться банкротом.

При принятии управленческих решений предприниматель должен взвесить, что дешевле – нанять нового работника, или больше платить старому, открыть новое предприятие или расширить действующее. Построить предприятие в России или переместить его заграницу. Все эти решения должны быть оптимальны и направлены на минимизацию затрат. При этом он должен анализировать затраты конкурентов, чтобы их решения не оказались для него неожиданными и роковыми. Общественные затраты * можно определить предприятия и затрат общества на преодоление негативных последствий производства. Индивидуальные причина,следствие. Индивидуальная стоимость -причина стоимости. индивидуальной изготовлении дается для общество наделить стоимостью, а общественная стоимость отличается от индивиду- альной тем, что в ней учитывается не только фактически затраченный общественной потребности в товаре. Бухгалтерские затраты фирмы – это сумма ее фактических платежей за купленные ресурсы. В частности, фирма платит заработную плату своим работникам, покупает сырье и материалы, оплачивает коммунальные услуги, выплачивает процент за кредит, делает отчисления в амортизационный фонд, несет исследовательские и рекламные расходы, платит налоги, относимые на себестоимость и т.д. В конце отчетного периода бухгалтер суммирует все эти расходы в своем отчете. Экономические затраты – это альтернативные затраты или затраты упущенных возможностей. Они представляют собой ценность тех благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов.

 



Просмотров 7150

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!