![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками
Сложение с себя родительских обязанностей в связи с повзрослением детей приво дит пожилых родителей к большему удовлетворению своим браком, но, с другой стороны, в первый период после ухода детей изпод родительского крова могут возникать трудности в приспособлении пожилых супругов друг к другу в новых жизненных условиях. Однако большинство супружеских пар отмечают, что этот период их жизни приносит им большее удовлетворение и близость.
Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье 401
Пожилые родители довольно часто общаются со своими детьми и внуками, живущими от них отдельно. Они чувствуют свою обязанность помогать своим детям, присматривают за маленькими внуками, хотя и испытывают некоторые сомнения по поводу того, не слишком ли они часто вмешиваются в их жизнь (Blieszner, Manchini, 1987; Greenberg, Becker, 1988; Hagestad, 1987). У многих бабу шек и дедушек формируются с внуками крепкие дружеские связи, переходящие в любовь и тесную привязанность. Многие бабушки и дедушки в случае развода родителей или наличия других проблем становятся для внуков «суррогатными родителями», возлагая на себя полную ответственность за их воспитание.
Высказывается предположение, что существуют четыре важные, однако зачастую по боль_ шей части символические роли, выполняемые родителями родителей (Bengson, 1985).
Присутствие. Иногда бабушки и дедушки говорят, что самое важное для внуков — этопростое их присутствие. Оно действует успокоительно при угрозе распада семьи или внеш_ ней катастрофы. Бабушки и дедушки являются символом стабильности как для внуков, так и для их родителей. В некоторых случаях они могут даже служить сдерживающим фактором при распаде семьи.
Семейная «национальная гвардия». Некоторые бабушки и дедушки сообщают, что их глав_ная функция — быть рядом с внуками в критических ситуациях. В такое время они часто вы_ ходят далеко за рамки простого присутствия и переходят к активному руководству внуками.
Арбитраж. Некоторые бабушки и дедушки видят свою роль в том, чтобы обсуждать и со_гласовывать семейные ценности, поддерживать целостность семьи и во время конфликтов помогать сохранить связь между поколениями. Хотя у разных поколений часто бывают раз_ личные ценности, некоторые бабушки и дедушки считают, что им проще уладить конфликты между их взрослыми детьми и внуками, поскольку у них больше опыта. Кроме того, они могут посмотреть на конфликт со стороны.
Сохранение семейной истории. Бабушки и дедушки способны создавать ощущение пре_емственности и единства семьи, передавая внукам семейное наследие и традиции. Крайг Г., Бокум Д., 2004, с. 700.
Смерть одного из пожилых родителей на время усиливает контакты овдовев шего родителя с детьми. О нем больше заботятся (чаще это делает дочь), однако затем все возвращается в прежнее состояние. Отношения отца с детьми менее предсказуемы и даже могут измениться в худшую сторону. Поэтому вдовцы чаще оказываются в социальной изоляции, чем вдовы.
В пожилом возрасте многие люди чаще встречаются со своими братьями и се страми, больше интересуются их делами. Отношения, бывшие прохладными в пе риод зрелости, часто обновляются. Сестры, оставшись вдовами, нередко объеди няются для совместного проживания, чтобы поддерживать друг друга в кризисные периоды жизни или во время болезни. Они совместно предаются воспоминаниям, помогающим сохранить целостность Эго и душевное равновесие после смерти супруга.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методика «Потребность в общении»1 Инструкция
Сейчас вам прочтут ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номе ром положения напишите на своем листочке «да», если не согласны, напишите «нет».
Текст опросника (перечень утверждений) 1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих то варищей.
3. Мне нравится выказывать комулибо свое расположение. 4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обя занностей.
6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почемуто ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен комуто в чемто помочь. 8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе. 9. Мои друзья мне основательно надоели. 10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мне нию, не повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу забо леть.
1 Методика разработана Ю. М. Орловым (1978).
Приложения 403
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные хлопоты.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав. 16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда я нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение. 20. Мне жалко брошенных собак и кошек. 21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких. 22. Я люблю бывать среди друзей.
23. Я долго переживаю ссоры с близкими. 24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других. 25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственным интуиции и воображению в мнении о лю дях, чем суждению о них других людей.
27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей. 29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны. 30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви. 31. Ради друга я могу пожертвовать всем. 32. В детстве я входил в одну «тесную» компанию. 33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.
Обработка результатов
Ключ к опроснику. Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы про ставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11–14, 17– 24, 26, 28, 30–33; только при ответе «нет» по пунктам 3–6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».
Выводы Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.
Методика «Мотивация аффилиации»
Методика (тест) А. Мехрабиана в модификации М. Ш. МагомедЭминова. Пред назначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, — стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит соответственно из двух шкал: СП и СО.
404 Приложения Инструкция
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. При согла сии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии — знак «–» («нет»). При прочтении (или прослушивании) утверждения не тратьте много времени на обдумывание отве тов. Давайте тот ответ, который первым пришел вам на ум.
В тексте нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь про извести своими ответами благоприятное впечатление. Выражайте свое мнение искренне.
![]() |