Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСОБЕННОСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГОСДУАРСТВЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИИ



Два основных подхода в историографии к решению общетеоретического вопроса: можем ли мы считать римский полис государством:

1) Этатический – исследователи пользуются понятием государства;

2) Неэтатический – исследователи отказываются от понятия государства.

Истоки взгляда на античный полис и римскую civitas как отсутствие государства связаны с формулировкой немецкого правоведа Карла Шмидта, который считал, что понятие «государство» в истории можно применять только с XVi века. Все, что раньше, - не государство. Он думал, что государство – это представительный способ формирования власти, а в античных полисах прямая демократия. Дефиницию государству на рубеже XIX-XX веков дал другой немецкий правовед Георг Еллинек. Он учил, что государство составляют три элемента:

1) Территория;

2) Народ;

3) Государственная власть.

Сторонники этатических позиций – англо-саксонская, немецкая историография, а неэтатических – испанская и итальянская историография. В нашей историографии сильны этатические позиции: В.В.Дементьева считает, что, если территория имеет четкие границы, организована политически (подчиняется центральной власти), то перед нами то политическое сообщество, которое может быть названо государством.

Какие основные концепции и теории по поводу Рима времен республики? Что это за республика? Долго в мировом антиковедении господствовала концепция о «жестко олигархическом» характере Римской Республики. Ее основатель М. Гельцер, считал, что Римская Республика – олигархическая монархия, опора власти – институт патроната клиентелы, и деловая дружба. Затем в середине 1980-х гг. исследователи обосновали, что в политическим господстве Нобелей деловая дружба или институт патроната клиентелы особой роли не играли. И в 1980-м началась масштабная дискуссия по концепции, предложенной Фергюсом Милларом, концепции «Римской демократии». Он в первых своих работах считал, что политическая система Рима стояла ближе к Афинам, чем это принято считать. Это вызвало острые дискуссии, и, чем дальше они шли, тем Миллар все более и более подчеркивал демократический характер римской политической системы, и в последних своих работах он приравнял Римскую систему и афинскую демократию. И откликов на его точку зрения много.

В конце концов, была сформулирована гипотеза, которая, считает Дементьева, наиболее научно обоснована – теория «римской меритократии». Отец ее Карл Хёлькескамп. Мы скажем о ее сути. Меритократия – власть достойных. В привычную нам шкалу «демократия – олигархия – аристократия» меритократия может быть вписана как качественное определение олигархии. Если считать, что меритократия – власть немногих, но достойных ее морально и функционально, то мы видим то, что было свойственно Риму. Римляне стремились избирать людей достойных, но они считали, что представители того или иного рода, отличившиеся на военном поприще, имеют необходимое воспитание, участвуют в политической жизни с раннего возраста, могут руководить страной. Когда формируется меритократия, когда она перестает существовать? Хёлькескамп считает, что период ее жизни 338-295 гг. Римскую меритократию олицетворяли римские магистраты империи. Империя – высшая власть, которая имела форму приказа, дисциплинарная власть. Передавалась она через куриатный закон об империи, когда собрание по куриям голосовало за магистратов. Власть приказа в военной жизни ничем не ограничивалась, а в мирной ограничивалась provocatio ad populum – провокация к народу. В случае, если магистрат приговаривает человека к смерти, человек мог обратиться к народному собранию за защитой. Provocatio ad populum входила в ряд важнейших прав гражданина. Кроме того, важнейшие термины auxilium – трибунское право попросить помощи у трибунов, intercessio – запрет действий магистрата со стороны плебейского трибуна, или же со стороны другого магистрата. Все это подчеркивает огромное значение магистрата, эти термины входят в комплекс praesidia libertatis. Особое место в формировании меритократия принадлежало магистрату, который имел формы контроля и принятия законов. Римский сенат опирался на неформальную власть. Формальная власть – сенат, консультативный орган при консулах. Власть сената опиралась на авторитет. Хотя напряженные отношения между магистратами и сенатом случались, но конфликтов между ними было крайне мало. Итак, с одной стороны демократическая основа в римской жизни налицо, с другой, автократический принцип еще более выражен. То есть, демократический посыл в жизни кроется в том, что нормы политической жизни в общине и в Риме были установлены коллективно, народом. Но нормы, которые коллектив сообща устанавливает, могут быть отнюдь не чисто демократическими. Граждане устанавливают такие правила игры, когда решающее значение в государственной жизни передается не народу, а правящей элите. Кроме того в Риме возникает в зародышевом виде принцип представительности, в отличие от греческой жизни. В чем он проявился?

1) Магистраты в Риме – не просто представительный орган, но им передается государственный суверенитет. На них распространяется понятие величия римского народа.

2) Принцип голосования в комициях: одна комиция – один голос. Это прообраз системы выборщиков. И выборщик определенным образом несет голос своей группы.

3) Начиная с 366г. Римский сенат стал превращаться в собрание бывших магистратов как достойных представителей римского народа. Политик избирается только в магистратуру, а потом входит в сенат.

4) Право провокации: гражданский коллектив магистрата контролирует, и магистрат должен считаться с теми, чьи интересы представляет.

5) Кониции: собрания, на которых магистрат мог понять чаяния народа, и привести свою позицию в соответствие с этими чаяниями.

6) Действие в Риме в качестве поведенческой нормы того, что греки называли mores maiorum. Граждане своих представителей выбирали, исходя из того, соответствует ли его поведение римским обычаям. Понятие mores maiorum – важнейшее в римской системе ценностей, означает «обычаи предков». К числу важнейших установлений относятся: Viryus (военное мужество); Dignitas (честность, добросовестность); fides (верность обещаниям, клятве, соответствие дел словам). Понятие mores maiorum включало ценности aeqitas (беспристрастность), Clementia (милосердие), мудрость (sapientia).



Просмотров 548

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!