![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Строительная техника в Древнем Двуречье
Основным строительным материалом в древнейшей Месопотамии в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса был кирпич-сырец. В Двуречье древнейшим видом жилища считаются хижины, плетеные из тростника и обмазанные глиной, а также глинобитные бескаркасные постройки, довольно непрочные. Вскоре был изобретен сырцовый кирпич. Изначально кирпичи изготавливали из глины вручную, иногда добавляли рубленую солому. В Джемдет-Насре были обнаружены остатки постройки конца IV - начала III тыс. до н.э. из тонких, плоских кирпичей, т.н. рихменов, односторонне-выпуклых, сделанных вручную. В начале III тыс. до н.э. кирпичи уже начали изготавливать в деревянных формах, сначала продолговатые (20 х 30 х 10 см), затем квадратные (31 х 34 х 10 см), т.н. старовавилонский кирпич. Кирпичная техника, сложившаяся в Месопотамии с древнейших времен, и связанные с ней сводчатые конструкции, сыграли огромную роль в дальнейшем развитии мировой архитектуры, т.к. были унаследованы античной архитектурой, а от нее - средневековой Европой. (5, стр. 158; 6, том 1, стр. 198) Из сырцового кирпича возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. Кирпич обожженный и глазурованный, главным образом служил облицовочным материалом, и использовался довольно редко. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение. Иногда наружную сторону стен облицовывали глазурованными кирпичами, образующими определенный орнамент или огромные изображения зверей. В постройках древнейшей Месопотамии широко использовался битум (горная смола) как связующий и водоизоляционный материал. Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Также битумом пропитывали прокладки из тростника, которые укладывали через каждые 5-13 слоев кирпича (через всю толщину стены) для увеличения прочности кладки из кирпича-сырца и защиты от влаги. Изредка в строительстве применялась древесина - местного пальмового дерева, довольно низкого качества. Обычно переезжающий на другое место увозил с собой и деревянную дверь дома. Позже стали ввозить сосну и кедр для сооружения балок-перекрытий. (11, стр. 44) Нехватка камня и дерева в южной Месопотамии заставила строителей изобрести иной, чем, например, в Египте, способ устройства перекрытий. Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы часто устраивалось сводчатое перекрытие из кирпича. Для облегчения производства работ и уменьшения распора своду придавали форму повышенного овала или даже стрельчатую. Наряду с ложными встречаются распорные клинчатые своды. В цепях экономии дерева клинчатые своды из кирпича-сырца обычно возводились без использования кружал. В более поздний период, особенно в VII в. до н. э., сводами перекрывались даже внутренние пространства жилых домов. В отличие от Египта, где столб был важным конструктивным элементом, в месопотамской архитектуре он играет второстепенную роль. Стены в зданиях с циллиндричесикми сводами обычно сооружали мощными, т.к. они несли большую нагрузку - боковой распор сводов. (8, стр. 16-17; 12, стр. 4-6) Уже в постройках V тыс. до н.э. в северных областях (Апрпачия, Джармо, Хассун) строились, кроме однокомнатных, отдельно стоящих небольших строений и большие многокомнатные дома, чаще всего прямоугольного в плане, из кирпича-сырца. Земляной пол покрывали тростниковыми циновками. К жилому дому нередко пристраивали крытый скотный двор.
Жилой дом. Хассун. V тыс. до н.э. Реконструкция общего вида и план Преобладание в сооружениях Месопотамии сырцового кирпича, как основного строительного материала, привело к ряду характерых особенностей для архитектуры этого региона. Ниши и выступы, расчленявшие стены, сооружались в строгом линейном ритме, отсутствовали криволинейные элементы, редко применялись отдельно стоящие колонны и столбы, широкое распространение сводчатых покрытий, чаще ложных. Основные черты шумерской и вавилонской архитектуры - простые объемы, главным образом, в виде кубов и параллелепипедов, а также вертикальное членение стен. (6, том 1, стр. 199, 204-206) Из-за частых разливов рек для поселений чаще всего выбирали относительно возвышенные места. Часто возводили новое здание на равалинах старого. По этой причине проведение археологических исследований весьма затрудено - жилые дома, храмы, дворцы как правило построены на месте других зданий, иногда можно обнаружить несколько слоев предыдущих построек. Города и храмы Древнейшей Месопотамии (концу IV - начало III тыс. до н.э.) К концу IV - началу III тыс. до н.э., в период возникновения первых небольших государственных образований в Междуречье, сложился характерный тип поселения Передней Азии. В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах, храмы и дворцы строились на высоких кирпичных платформах. Правители городов-государств возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Застройка городов происходило стихийно. Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились глинобитные жилые дома, в основном, прямоугольные в плане, без окон (освещались через вход), с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея. Между домами вились узкие и кривые немощеные улочки и тупики. В крупных городах была построена канализация. Храм-дворец божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Храм обычно владел большим усадебным хозяйством. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Недалеко от храмового комплекса иногда, особенно в ранний период, располагался и дворец правителя. В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных нам южношумерских храмов (2-я пол. IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон ведут лестницы, или пандусы. Святилище сдвинуто к краю платформы, в нем есть небольшой открытый дворик. Снаружи и внутри храма стены декорированы многочисленными узкими прямоугольными нишами. Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.). Храм Телль-Укайра возведен на высокой четырехугольной платформе. Уступы расчленены нишами, украшенными разноцветной мозаикой, напоминающей узоры циновок. Внутренние стены, колонны на входе, алтарь были покрыты полихромной геометрической росписью и изображениями животных. В глубине храма располагалось святилище - целла с местом для статуи божества.
Слева: Храм в Эриду. 2-я пол. IV тыс. до н.э. План. В более северных районах Междуречья (Эшунна, Тутуб), по причине более холодного климата, традиционно сложился несколько иной тип построек. Центральный двор, открытый в строениях южных регионов, здесь крытый, внутри дома располагался очаг. В Уруке был обнаружен единственный дошедший до нас пример общественных построек, вероятно, служивший местом общественных собраний, относящийся к концу IV тыс. до н.э., т.н. "Красное здание". На одной стороне двора размещалась небольшое возвышение, к которому сбоку вели две лестницы. К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны, некогда украшенные искусной трехцветной мозаикой, частично сохранившейся до наших дней. Красно-бело-черный, с преобладанием красного, узор мозаики имитировал тростниковое плетение и связки тростника, и был выложен из шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены. (6, том 1, стр. 199-201; 11, стр. 44) Месопотамия в отличие от Египта географически имела более открытое положение и поэтому для защиты территории от вторжения неприятелей были необходимы хорошо укрепленные города; даже каждая деревня была окружена технически сложными оборонительными стенами, часто значительной толщины. Вследствие беспрерывных войн техника фортификационных сооружений в Месопотамии достигла высокого уровня, крепостное строительство во многом определило формы архитектуры в целом. Около 3000 г. до н. э. на территории Месопотамии начинается расцвет городов, в конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии - объединенного государства Шумер и Аккад - стал город Ур. К крепостной стене, окружавшей комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города, примыкала территория города, также укрепленная мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Таким образом, религиозно-политический центр становился как бы городской цитаделью. Это фактически был город в городе. Дальнейшее расширение города Ура приходится на период Древневавилонской империи. К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья до конца эпохи древности. Зиккурат — высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях.(12, стр. 6-8) Зиккураты. Зиккурат Ур-Намму в Уре (конец III тыс. до н.э.)
К концу III тыс. до н.э., в период начала объединения городов-государств Месопотамии в единое царство, наряду с городскими храмами на платформе, появился новый тип храма зиккурат (что означает «дом горы»), ставшим характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккураты возвышались посреди архитектурных комплексов культовых сооружений, игравших особую роль в шумерской культуре. Зиккурат представлял собой сырцовую ступенчатую пирамиду - высокое ступенчатое башнеобразное сооружение, похожее на холм, состоящее из сплошных уменьшающихся кверху объемов. На его верхней платформе располагался небольшой храм, главного божества-хранителя города. Храмовый комплекс, вероятно, также служил обсерваторией.(12, стр. 6-8) Часто наклонные или отвесные террасы зиккурата были разного цвета - черного (обмазка битумом), красного (облицовка обожженным кирпичом), белого (побелка), позже применялись и другие цвета. Возможно, некоторые террасы озеленялись. Стены, как и обычные храмы Междуречья, членились узкими прямоугольными нишами. До наших дней сохранилось несколько зиккуратов, среди которых зиккурат в Уре (конец III тыс. до н.э.), в Чога-Замбиле (середина II тыс. до н.э.), в Борсиппе (середина I тыс. до н.э.). (6, том 1, стр. 196-223) Зиккурат бога луны Нанны, или зиккурат Ур-Намму, в Уре (XXI в. до н.э.) - главный памятник шумерской эпохи, и один из наиболее грандиозных архитектурных памятников Месопотамии. Его строительство было начать при Ур-Намму, основателе династии города Ура, закончена она была только в VI в. до н.э. Зиккурат Нанны возвышался в центре города на платформе десятиметровой высоты, имел общую высоту более 20 м, высоту нижнего уступа 9,75 м. В его основании лежала платформа в форме усеченной пирамиды высотой 15 м, прямоугольная в плане размерами 65 x 43 м. Наклонные плоскости зиккурата расчленены плоскими нишами. Зиккурат был возведен из кирпича-сырца и облицован обожженным кирпичом. На платформе (высота ок. 10 м) поднимались три относительно невысокие ступени (2,5 м, 2,3 м и 4 м соответственно), которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. (5, стр. 161) Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами. На верхнюю площадку платформы вели три широких длинных сходящихся лестничных марша. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму. На территории священного участка в Уре располагались также царский дворец и храм, сходные между собой по внешнему виду и композиционно подчинены громаде зиккурата. В «верхний храм» на вершине зиккурата, где согласно шумерским верованиям, обитало божество, доступ был открыт только избранным, особо посвященным жрецам, для остальных прихожан у подножия зиккурата возводили большой «нижний храм». (8, стр. 16-18)
![]() |