Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Строительная техника в Древнем Двуречье



 

Основным строительным материалом в древнейшей Месопотамии в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса был кирпич-сырец.

В Двуречье древнейшим видом жилища считаются хижины, плетеные из тростника и обмазанные глиной, а также глинобитные бескаркасные постройки, довольно непрочные. Вскоре был изобретен сырцовый кирпич. Изначально кирпичи изготавливали из глины вручную, иногда добавляли рубленую солому. В Джемдет-Насре были обнаружены остатки постройки конца IV - начала III тыс. до н.э. из тонких, плоских кирпичей, т.н. рихменов, односторонне-выпуклых, сделанных вручную. В начале III тыс. до н.э. кирпичи уже начали изготавливать в деревянных формах, сначала продолговатые (20 х 30 х 10 см), затем квадратные (31 х 34 х 10 см), т.н. старовавилонский кирпич. Кирпичная техника, сложившаяся в Месопотамии с древнейших времен, и связанные с ней сводчатые конструкции, сыграли огромную роль в дальнейшем развитии мировой архитектуры, т.к. были унаследованы античной архитектурой, а от нее - средневековой Европой. (5, стр. 158; 6, том 1, стр. 198)

Из сырцового кирпича возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. Кирпич обожженный и глазурованный, главным образом служил облицовочным материалом, и использовался довольно редко. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение.

Иногда наружную сторону стен облицовывали глазурованными кирпичами, образующими определенный орнамент или огромные изображения зверей.

В постройках древнейшей Месопотамии широко использовался битум (горная смола) как связующий и водоизоляционный материал. Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Также битумом пропитывали прокладки из тростника, которые укладывали через каждые 5-13 слоев кирпича (через всю толщину стены) для увеличения прочности кладки из кирпича-сырца и защиты от влаги.

Изредка в строительстве применялась древесина - местного пальмового дерева, довольно низкого качества. Обычно переезжающий на другое место увозил с собой и деревянную дверь дома. Позже стали ввозить сосну и кедр для сооружения балок-перекрытий. (11, стр. 44)

Нехватка камня и дерева в южной Месопотамии заставила строителей изобрести иной, чем, например, в Египте, способ устройства перекрытий. Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы часто устраивалось сводчатое перекрытие из кирпича. Для облегчения производства работ и уменьшения распора своду придавали форму повышенного овала или даже стрельчатую. Наряду с ложными встречаются распорные клинчатые своды. В цепях экономии дерева клинчатые своды из кирпича-сырца обычно возводились без использования кружал.

В более поздний период, особенно в VII в. до н. э., сводами перекрывались даже внутренние пространства жилых домов. В отличие от Египта, где столб был важным конструктивным элементом, в месопотамской архитектуре он играет второстепенную роль. Стены в зданиях с циллиндричесикми сводами обычно сооружали мощными, т.к. они несли большую нагрузку - боковой распор сводов. (8, стр. 16-17; 12, стр. 4-6)

Уже в постройках V тыс. до н.э. в северных областях (Апрпачия, Джармо, Хассун) строились, кроме однокомнатных, отдельно стоящих небольших строений и большие многокомнатные дома, чаще всего прямоугольного в плане, из кирпича-сырца. Земляной пол покрывали тростниковыми циновками. К жилому дому нередко пристраивали крытый скотный двор.

 

Жилой дом. Хассун. V тыс. до н.э. Реконструкция общего вида и план

Преобладание в сооружениях Месопотамии сырцового кирпича, как основного строительного материала, привело к ряду характерых особенностей для архитектуры этого региона. Ниши и выступы, расчленявшие стены, сооружались в строгом линейном ритме, отсутствовали криволинейные элементы, редко применялись отдельно стоящие колонны и столбы, широкое распространение сводчатых покрытий, чаще ложных. Основные черты шумерской и вавилонской архитектуры - простые объемы, главным образом, в виде кубов и параллелепипедов, а также вертикальное членение стен. (6, том 1, стр. 199, 204-206)

Из-за частых разливов рек для поселений чаще всего выбирали относительно возвышенные места. Часто возводили новое здание на равалинах старого. По этой причине проведение археологических исследований весьма затрудено - жилые дома, храмы, дворцы как правило построены на месте других зданий, иногда можно обнаружить несколько слоев предыдущих построек.

Города и храмы Древнейшей Месопотамии (концу IV - начало III тыс. до н.э.)

К концу IV - началу III тыс. до н.э., в период возникновения первых небольших государственных образований в Междуречье, сложился характерный тип поселения Передней Азии. В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах, храмы и дворцы строились на высоких кирпичных платформах.

Правители городов-государств возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья.

Застройка городов происходило стихийно. Вокруг центрального дворцово-храмового комплекса лепились глинобитные жилые дома, в основном, прямоугольные в плане, без окон (освещались через вход), с плоской крышей и внутренним двором. Жилища зажиточных горожан начала II тыс. до н.э. были одно- и двухэтажными, внутренний двор окружала деревянная галерея.

Между домами вились узкие и кривые немощеные улочки и тупики. В крупных городах была построена канализация.

Храм-дворец божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Храм обычно владел большим усадебным хозяйством. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Недалеко от храмового комплекса иногда, особенно в ранний период, располагался и дворец правителя.

В Эриду (совр. Абу-Шахрайн) были обнаружены руины наиболее раннего из известных нам южношумерских храмов (2-я пол. IV тыс. до н.э.). Его здание было возведено на высокой платформе, к которой с двух сторон ведут лестницы, или пандусы. Святилище сдвинуто к краю платформы, в нем есть небольшой открытый дворик. Снаружи и внутри храма стены декорированы многочисленными узкими прямоугольными нишами. Такого же типа храмы, были обнаружены в Телль-Укайре (конец IV тыс. до н.э.) и Уруке, т.н. Белый храм (V тыс. до н.э.). Храм Телль-Укайра возведен на высокой четырехугольной платформе. Уступы расчленены нишами, украшенными разноцветной мозаикой, напоминающей узоры циновок. Внутренние стены, колонны на входе, алтарь были покрыты полихромной геометрической росписью и изображениями животных. В глубине храма располагалось святилище - целла с местом для статуи божества.

Слева: Храм в Эриду. 2-я пол. IV тыс. до н.э. План.
Справа: Белый храм в Уруке. Конец IV тыс. до н.э. План.

В более северных районах Междуречья (Эшунна, Тутуб), по причине более холодного климата, традиционно сложился несколько иной тип построек. Центральный двор, открытый в строениях южных регионов, здесь крытый, внутри дома располагался очаг.

В Уруке был обнаружен единственный дошедший до нас пример общественных построек, вероятно, служивший местом общественных собраний, относящийся к концу IV тыс. до н.э., т.н. "Красное здание". На одной стороне двора размещалась небольшое возвышение, к которому сбоку вели две лестницы. К стенам обширного замкнутого двора примыкали колонны и полуколонны, некогда украшенные искусной трехцветной мозаикой, частично сохранившейся до наших дней. Красно-бело-черный, с преобладанием красного, узор мозаики имитировал тростниковое плетение и связки тростника, и был выложен из шляпок обожженных глиняных конусов, забитых в сырцовые стены. (6, том 1, стр. 199-201; 11, стр. 44)

Месопотамия в отличие от Египта географически имела более открытое положение и поэтому для защиты территории от вторжения неприятелей были необходимы хорошо укрепленные города; даже каждая деревня была окружена технически сложными оборонительными стенами, часто значительной толщины. Вследствие беспрерывных войн техника фортификационных сооружений в Месопотамии достигла высокого уровня, крепостное строительство во многом определило формы архитектуры в целом.

Около 3000 г. до н. э. на территории Месопотамии начинается расцвет городов, в конце III тыс. до н.э. древнейшей столицей Месопотамии - объединенного государства Шумер и Аккад - стал город Ур. К крепостной стене, окружавшей комплекс дворцовых и храмовых зданий в центре города, примыкала территория города, также укрепленная мощными стенами с выступающими башнями и бастионами. Таким образом, религиозно-политический центр становился как бы городской цитаделью. Это фактически был город в городе. Дальнейшее расширение города Ура приходится на период Древневавилонской империи.

К концу III тыс. до н.э. наряду с храмом на платформе появился новый тип храма зиккурат, ставший характерным культовым сооружением Древнего Двуречья до конца эпохи древности. Зиккурат — высокое ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией.

В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях.(12, стр. 6-8)

Зиккураты. Зиккурат Ур-Намму в Уре (конец III тыс. до н.э.)

 

 

К концу III тыс. до н.э., в период начала объединения городов-государств Месопотамии в единое царство, наряду с городскими храмами на платформе, появился новый тип храма зиккурат (что означает «дом горы»), ставшим характерным культовым сооружением Древнего Двуречья. Зиккураты возвышались посреди архитектурных комплексов культовых сооружений, игравших особую роль в шумерской культуре.

Зиккурат представлял собой сырцовую ступенчатую пирамиду - высокое ступенчатое башнеобразное сооружение, похожее на холм, состоящее из сплошных уменьшающихся кверху объемов. На его верхней платформе располагался небольшой храм, главного божества-хранителя города. Храмовый комплекс, вероятно, также служил обсерваторией.(12, стр. 6-8) Часто наклонные или отвесные террасы зиккурата были разного цвета - черного (обмазка битумом), красного (облицовка обожженным кирпичом), белого (побелка), позже применялись и другие цвета. Возможно, некоторые террасы озеленялись. Стены, как и обычные храмы Междуречья, членились узкими прямоугольными нишами.

До наших дней сохранилось несколько зиккуратов, среди которых зиккурат в Уре (конец III тыс. до н.э.), в Чога-Замбиле (середина II тыс. до н.э.), в Борсиппе (середина I тыс. до н.э.). (6, том 1, стр. 196-223)

Зиккурат бога луны Нанны, или зиккурат Ур-Намму, в Уре (XXI в. до н.э.) - главный памятник шумерской эпохи, и один из наиболее грандиозных архитектурных памятников Месопотамии. Его строительство было начать при Ур-Намму, основателе династии города Ура, закончена она была только в VI в. до н.э.

Зиккурат Нанны возвышался в центре города на платформе десятиметровой высоты, имел общую высоту более 20 м, высоту нижнего уступа 9,75 м. В его основании лежала платформа в форме усеченной пирамиды высотой 15 м, прямоугольная в плане размерами 65 x 43 м. Наклонные плоскости зиккурата расчленены плоскими нишами. Зиккурат был возведен из кирпича-сырца и облицован обожженным кирпичом. На платформе (высота ок. 10 м) поднимались три относительно невысокие ступени (2,5 м, 2,3 м и 4 м соответственно), которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. (5, стр. 161)

Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами. На верхнюю площадку платформы вели три широких длинных сходящихся лестничных марша. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.

На территории священного участка в Уре располагались также царский дворец и храм, сходные между собой по внешнему виду и композиционно подчинены громаде зиккурата.

В «верхний храм» на вершине зиккурата, где согласно шумерским верованиям, обитало божество, доступ был открыт только избранным, особо посвященным жрецам, для остальных прихожан у подножия зиккурата возводили большой «нижний храм». (8, стр. 16-18)



Просмотров 3090

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!