Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Царские дворцы Древнего Двуречья III-II тыс. до н.э



С середины III тыс. до н.э. цари в Месопотамии начали строить первые дворцы. Эти сооружения представляли собой разросшийся дом, с несколькими внутренними дворами. Зачастую их окружали крепостной стеной.

Один из наиболее ранних дворцов Междуречья - дворец в Уре, находился на территории священного участка, рядом с зиккуратом. Общий план дворца нерегулярный, однако, отдельные части симметричны. Внутренние помещения дворца - небольшие по размеру, отделенные друг от друга - перекрыты цилиндрическими сводами. Некоторые помещения образуют анфилады. Наружные стены оформлены уступами.

Дворец в Кише относится к середине III тыс. до н.э. Перед ним был расположен двор для собраний, от которого к парадному входу дворца вела широкая лестница. Под углом к парадной лестнице примыкала дворцовая терраса, навес над которой опирался на сырцовые столбы. (6, том 1, стр. 202-203)

Во дворце также был построен большой приемный зал, по оси которого были установлены 4 массивных столба, благодаря чему пролет зала увеличился. Круглые столбы были сложены из кирпичей. (5, стр. 159; 8, стр. 16-18)

Дворец в Кише. Сер. III тыс. до н.э. План.

Дворец царя Зимрилима в Мари относится к началу XVIII в. до н.э. Город-государство Мари располагался на северной окраине страны, на среднем течении Евфрата, и развитие искусства в этом городе шло особым путем, объединившим традиции юга и севера Месопотамии.

Стены обширных внутренних дворов и комнат марийского дворца были расписаны красочными религиозными изображениями, довольно статичного характера, что типично для искусства Двуречья. Чаще всего в росписях использовались краски трех цветов - белого, черного и красно-коричневого, причем краска наносилась на стены посуху. В XVIII в. до н.э. город и дворец были разрушены войсками вавилонского царя Хаммурапи. (11, стр. 45-46, 57)

Архитектура Древневавилонской империи (II тыс. до н. э.)

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, которые восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства.

После захвата территории Месопотамии семитским народом амореями, во II тыс. до н. э. возникает Вавилонское царство (Древневавилонское царство), столицей которого был город Вавилон. Наиболее известен из правителей государства - царь-законодатель Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. - хронология спорная, существуют и другие даты, например 2123-2081 гг. до н.э.).

К эпохе правления первой древневавилонской династии (2100-1900 гг. до н.э.) относится активное строительство города Ура (III тыс. до н. э. - VI вв. до н. э.). В городе раскопан и исследован целый жилой квартал, относящийся к этому периоду. В целом план города неправильных очертаний, приближенный к овалу, окруженный стенами с башнями. В центре Ура расположен обширный священный участок, заложенный ранее. Религиозно-административный центр города был обнесен отдельной крепостной стеной. Знаменитый колоссальный зиккурат, святилища и двор, были, в свою очередь, обнесены двойной стеной.

Жилой дом в Уре. Нач. II тыс. до н.э. План и разрез.

Жилые дома квартала периода Первой Вавилонской империи все многокомнатные, построенные из кирпича, как правило двух- (или более)ярусные, т.к. в большинстве домов присутствовала кирпичная лестница в одном из внутренних помещений. В центре дома расположен мощенный кирпичом внутренний двор, иногда в центре двора помещался бассейн. В домах не было окон, комнаты освещались через дверные проемы, выходящие во внутренний двор. ( (5, стр. 164-166; 6, том 1, стр. 202)

Ур. III тыс. до н.э. План города и священного участка:
1 - горбницы второй пол. III тыс. до н.э.; 2 - гробницы; 3 - дворец; 4 - храм Наннара и Нингал; 5 - двойной храм Нингал (южная часть - храм царя Бурсина);
6 - дворец Ур-Намму; 7 - зиккурат; 8 - дома (ок. 2000 г.до н.э., перестройка VII-VI вв. до н.э.); 9 - стены священного участка; 10 - стены города.

В середине II тыс. до н.э. территория Двуречья была завоевана горными племенами касситов, что стало причиной общего упадка культуры на много столетий. Об касситском искусстве на данный момент неизвестно практически ничего, не обнаружено их влияния на последующий этап развития цивилизации в этом регионе, вероятно по причине того, что ни в целом находились на более низкой стадии развития, по сравнению с местными жителями. Вероятным исключением является храм царя Караиндаша в Уруке(XV в. до н.э.). В отличие от традиционно сложившегося типа месопотамского храма, в нем отсутствует внутренний двор, а также скульптура используется как декоративный элемент, но стены с вертикальным членением, как принято в шумерских храмах. Однако изменения традиционной храмовой планировки и декоративного оформления зала не закрепились в архитектуре последующего времени. (6, том 1, стр. 206; 11, стр. 58-59)

Храм царя Караиндаша в Уруке. XV в. до н.э. План.

Архитектура Ассирии (I тыс. до н.э.)

В 1742 г. до н. э. племена касситов завоевали территории Двуречья, создав кассито-аморейское государство Хана, или Кардуниаш, достигшее своего расцвета в XV—XIV вв. до н. э.

В IX—VII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. К VII в. до н.э. Ассирийская держава охватила почти весь Ближний Восток. Образовалась, вероятно, первая в историиАссирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.), созданная ассирийцами, завоевавшими в первом тысячелетии до н. э. Двуречье. Столицей нового государства становится Ниневия.

Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянное общение с разными народами, вливание культур завоеванных стран привели к тому, что ассирийское искусство изначально было эклектическим, н постепенно из разнородных элементов сложилось своеобразное искусство. (11, стр. 65-66)

Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц. Правители следили за соблюдением правил городской застройки. Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.

Сохранился указ о планировке Ниневии, выданный царем Синаххерибом, согласно которому ширина главной улицы города, по которой проходили процессии и парады, составляла 52 локтя (ок. 26 м). Нарушителю грозила смертная казнь - насаживание на кол на крыше собственного дома, стены которого выступили за пределы регламентированной ширины улицы.

Как и в Древнем Двуречье, жилые дома возводились из сырцовых кирпичей, прямоугольные в плане, с плоской крышей. В культовом ансамбле древних ассирийских городов важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, но более геометризированный, по сравнению с южными. Обычно ассирийский зиккурат строили семиярусным (в древности 7 полагали магическим числом). В одном городе могло быть несколько зиккуратов, посвященным разным божествам, иногда возводили сдвоенные зиккураты (храм Ану и Адада в Ашшуре, относящийся к XI в. до н.э.). Как и в городах-государствах Древнего Двуречья, в Ассирийском царстве распространились и "нижние" храмы.

Образцом для большого числа ассирийских дворцов и храмов был хеттский тип зданий "бит-хилани". Бит-хилани - это отдельный жилой дом, включающий несколько комнат, расположенных друг за другом, с широким главным залом. Фасад оформлен двумя башнями, между которыми размещалась открытая терраса, кровля которой опиралась на 2-4 круглых деревянных столба.

Благодаря археологическим исследованиям в Ашшуре, проведенных В. Андре, мы можем видеть реконструкцию архитектурного облика этого великолепного города в VIII-VII вв. до н.э.

Городская стена, с зубцами по верхнему краю, была сложена из сырцового кирпича, и достигала в высоту 15-18 м и ок. 6 м в толщину. В фундамент стен были уложены крупные каменные глыбы. Наружная часть стен была полностью покрыта глиняной обмазкой, сверху тянулись зубцы из поливных кирпичей. На внешней стороне стены примерно каждые 20 м были сооружены башни-контрфорсы. Наружные ворота крепости с двух сторон окружали башни, за ними располагалось вытянутое помещение внутренних ворот с несколькими отсеками. В Ашшуре, судя по всему, было три башни-зиккурата - зиккурат главного божества города Ашшура и двойной храм Ану и Адада (XI в. до н.э.). (6, том 1, стр. 206-209; 11, стр. 68)

В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах. В середине XIX в. французским археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом, бывшая летняя резиденция царя Саргона II (VII вв. до н. э.), возведенная на искусственной огромной по площади платформе. Руины этого города, окруженного крепостными стенами, дают представление о характере ассирийской архитектуры.

В северной Месопотамии в Тиль-Барсибе (соврем. Телль-Ахмар) находился дворец ассирийского наместника, напоминавший дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Он также был возведен на высоком холме. Во дворце располагалось множество обширных внутренних дворов и больших залов (наибольший из них - 60 х 25 м). Также была устроена сложная дренажная и канализационная система, имелись ванные. Парадные залы были декорированы искусными настенными росписями, в основном батальными и охотничьими сценами с участием царя, Для росписей использовались синяя, красная, черная краски по белому фону. По живости изображения эти росписи относят к числу лучших памятников ассирийского искусства. (11, стр. 69-70)

Стены во дворцах ассирийских царей украшали золотом и эмалями, а также высеченными на тонких алебастровых плитах бесконечными рядами рельефов и клинописи, описывавшими победы царя. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов. На плоских крышах дворцов устраивались сады. Для Сирии и Малой Азии, в отличие от шумерско-вавилонской традиции, типично введение в архитектуру элементов монументальной скульптуры и рельефа, именно ассирийские мастера начали применять облицовку рельефами внутренних помещений, и не только по низу стен, как у хеттов, а также используют большие по размеру тематические панно (батальные сцены, царская охота). Причем ассирийскому искусству характерно изображение идеализированного и обобщенного изображения царя-победителя, как в статуях, так и в рельефах. Однако тщательно прорабатывались отдельные детали - мускулатура, прическа, одеяние, украшения, оружие. (12, стр. 8)

Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на традициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.

Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Тщательно отесанные каменные квадры перевязывались с сырцовой кладкой. Каменные стены покрывались рельефом, также широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.

В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.

 

 

Дворец в Мари. Нач. II тыс. до н.э. План.

 

Крепость царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VII вв. до н. э.)

В середине XIX в. французским археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин (соврем. Харсабад, к северу от Ниневии) с грандиозным дворцовым комплексом, резиденция царя Саргона II (VII вв. до н. э.). Руины этого города, окруженного стенами, имевшими семь входных ворот, дают представление о характере ассирийской архитектуры. Город строился около 6 лет (713—707 гг. до н. э.), после смерти царя Саргона II он был заброшен, вероятно, именно поэтому он сохранился от полного разрушения.

Слева: План Дур-Шаррукина.
Справа: Дворец царя Саргона. План.

Построенный по единому замыслу, город имел в плане форму, близкую к квадрату, со сторонами 1780 Х 1685 м. и был окружен гигантской, мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м, усиленной контрфорсами. Крепостные стены на высоте 1,1 м были сложены из камня, выше - кладка из сырцового кирпича. В город вели семь ворот, на стенах были построены 167 башен, следов рва не было обнаружено. Мощенные улицы города достигали до 12 м в ширину. (8, стр. 18)

В северной части города, на глинобитной террасе площадью 10 га, возвышалась доминирующая над городом цитадель, где находились храмы, грандиозный царский дворец Саргона II и дома его особо приближенных. Только для создания основания для дворца площадью 100 000 кв. м. было насыпано (затем утрамбовано) приблизительно 1,5 млн. куб. м глины. Платформа цитадели, поднимавшиеся на высоту 14 м, была сложена из кирпича-сырца и облицована в нижней части огромными блоками тщательно отесанного камня (каждая каменная глыба весом до 14 т, некоторые блоки имеют в длину до 3 м). Кладка платформы пронизана системой сточных и вентиляционных каналов. К платформе вели широкие пандусы, по которым могли проехать колесницы. Стены построек в цитадели были сложены из необожженного кирпича, некоторые достигают в толщину 3 м.

Ансамбль дворца отличался асимметричной планировкой, что типично для глинобитной архитектуры Древнего Двуречья. Отдельные части дворца располагались симметрично, но его расположение во дворе цитадели было ассиметрично. Здание дворца наполовину выступало за уровень северной стены города.

Прямоугольный в плане дворец состоял из трех частей - группы помещений для приемов, жилых покоев царской семьи (и гарема правителя), хозяйственных и служебных помещений. Всего во дворце насчитывалось ок. 210 залов и 30 внутренних дворов. Парадная лестница со стороны города ведет к главному входу царской резиденции. Самый обширный парадный двор, расположенный сразу за главным входом, объединял покои царя, роскошные официальные залы, служебные помещения и культовые постройки. В западной части террасы располагался отдельно стоящий павильон, типа хеттского бит-хилани, возможно, летнее жилище царя. Служебные помещения дворца располагались на юго-восточной части террасы, со стороны города, к этой части вел длинный и широкий пандус, по которым поднимались на террасу колесницы и повозки с продовольствием.

Во дворце Саргона часто встречаются арки, ложные и клинчатые своды. Входные проемы чаще всего перекрывались арками, тяжелые створки дверей оббивали медными полосами. В некоторых случаях залы были очень длинными (до 50 м) и высокими, но относительно узкими, так как ассирийцы перекрывали все помещения кирпичным сводом небольшого пролета, редко превышающего 6 м. Помещения не имели окон и освещались через дверные проемы и, возможно, через отверстия в сводах.

На стенах внутренних помещений были обнаружены остатки росписей и облицовки разноцветными поливными изразцами по низу. Проемы внутренних помещений также оформляли лентой из цветных глазурованных плиток. Дворец был оснащен хорошо устроенной дренажной системой (отверстия для стока воды в полах внутренних дворов, выходящие в отводные каналы внутри насыпной террасы), а также вентиляционной системой.

В юго-западной части террасы располагались три небольших храма и 40-метровый зиккурат, окруженный спиралевидным пандусом. Зиккурат дворца Саргона относительно хорошо сохранился. Квадратный нижний ярус-основание по площади ок. 42 кв.м. Вероятно, зиккурат был семиярусным, сохранилось четыре, каждый ок. 6 м в высоту, Вероятно, каждый ярус был окрашен в разные цвета. Зиккурат был сдвинут к краю платформы, и создавалось впечатление, что он венчает дворцовый ансамбль, но не доминирует над ним. (5, стр. 170; 6, том 1, стр. 196-223)

Главный портал дворца, соединенный с примыкающей частью города парадными лестницами, представлял собой торжественную арку (пролет 4,3 м при высоте 6,46 м), обрамленную двумя мощными башнями, снизу облицованными цветными поливными плитками.

У порталов дворца стояли, как часовые, высеченные из монолитных глыб мягкого местного камня фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами (достигавших 5,6 м в высоту). Ассирийцы называли их «шеду» или «ламассу» и верили, что эти изваяния должны защитить дворец и священную особу царя от враждебных сил. При взгляде на каменных исполинов в фас видны были только две передние ноги, и они казались неподвижно стоящими. В профиль же у фигур обнаруживались четыре ноги, и тогда они выглядели идущими. Этот своеобразный эффект создавался благодаря наличию у скульптур пяти ног.

 

Архитектура Нововавилонской империи (VII-VI вв. до н.э)

Через 60 лет после падения Ассирийской империи, падения касситской династии и последующего глубокого упадка, возникает Нововавилонская империя, или Халдейскоецарство, распространившаяся от гор Ирана до границ Египта. Военачальник Набопаласар, воспользовавшись смутами в Ассирии, занял в 626 г. престол Вавилона. Вступив в союз с мидянами, он завоевал и сокрушил ассирийские города. Весь период его царствования прошел в военных походах, активное строительство в городах империи, особенно в столице - Вавилоне, началось уже при его сыне, Навуходоносоре II (605-563 гг. до н.э.). Она просуществовала в 626-538 гг. до н.э., пока не была завоевана Персией. Главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры Древнего Двуречья. (5, стр. 158; 11, стр. 39)

Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал самым большим городом времен золотого века месопотамской культуры. В период расцвета Нового Вавилона (конец VII - середина VI в. до н. э.) город стал не только крупнейшим торгово-финансовым, но и религиозным центром Ближнего Востока.

Как показали раскопки, в плане город представлял собой вытянутый четырехугольник площадью ок. 10 кв. км. Многотысячный город создавался по плану и представлял собой целостный ансамбль. Тройное кольцо крепостных стен, длиной 18 км и высотой 25 м каждая (общая толщина стен 25 м) опоясывало Вавилон. Первая стена, сложенная из кирпича-сырца, достигала толщины 7 м, вторая, на расстоянии 12 м от первой - возведенная из обожженного кирпича, толщиной 7,8 м, и каменная стена у рва толщиной 3,3 м. Также была возведена внутренняя двойная стена, сложенная из кирпича-сырца. Всего город окружили 5 рядов стен. Помимо этого, всю городскую округу окружала обводная стена. Город раскинулся по обе стороны р. Евфрат, и его пригороды. Вдоль берега Евфрата также проходила оборонительная стена. Через реку был перекинут мост на каменных блоках, поддерживавших деревянное пролетное строение. Важнейшие городские здания располагались в «старом городе», на восточном берегу Евфрата. Город был пересечен сетью длинных прямых улиц - т.н. «дорог процессий». Некоторые жилые кварталы также застраивались по плану, но вблизи дорог процессий, как правило, застройка все же велась стихийно.

План города Вавилон:
1 - ворота Сина; 2 - ворота Иштар; 3 - Северный дворец; 4 - музей; 5 - крепость; 6 - дворец, висячие сады; 7 - улица Сина; 8 - канал; 9 - дорого процессий; 10 - ров/канал;
11 - ворота Мардука; 12 - улица Энпиля; 13 - ворота Ураша; 14 - ворота Шамаша; 15 - вотора Адада; 16 - предместье; 17 - кладбище; 18 - ворта Лугальгиры; 19 - река Евфрат;
20 - внутренний город; 21 - башня-зиккурат Этеменанки; 22 - храм Мардука; 23 - улица Набу; 24 - ворота Никураты; 25 - внутренняя стена; 26 - внешняя стена Навуходоносора.

В крепостной стене Вавилона были построены 8 массивных ворот, названные именами разных богов. По причине того, что внутренняя стена города была двойной, то и ворота строили двойные. Первые, меньшие, состояли из башен с внутренним поперечным помещением, в который вели проемы с двух сторон. Небольшая площадка отделяла вторые, большие, башенные ворота от первых. Внутреннее помещение внутренних ворот было продольным. Сверху ворота были увенчаны ступенчатыми зубцами, стены перед башнями и сами башни выложены изразцами.

Главные ворота города - северные - носившие имя богини Иштар, были облицованы синими глазурованными кирпичами и украшены рельефными изображениями священных быков и драконов. Ворота Иштар состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Арка ворот достигала в высоту ок. 9 м, в ширину 4,5 м. От ворот главная дорога процессий Иштар (шириной 7,5 м) - Аибуршабу - вела в главный храм города - святилище Эсагилу, где находились величественный храм Мардука, покровителя Вавилона, и знаменитый зиккурат Этеменанки.

Главный городской храм - Эсагила, посвящен Мардуку. В плане он представлял собой почти квадрат (79,3 х 80,5 м), его обширный центральный двор занимал площадь 34,3 х 37,5 м. Всего, согласно сведениям из литературных сочинений, в Вавилоне было 53 храма.

Слева: Ворота Иштар и дорога процессий. Вавилон. VII-VI вв. до н.э. Реконструкция.
Справа: Священный участок храма Мардука. Вавилон. VII-VI вв. до н.э. План.

К священному участку примыкал дворцовый комплекс - дворец-крепость, при Навуходоносоре II он был значительно расширен и украшен. За городской стеной, к северу от Южного дворца был расположен Северный дворец-укрепление. Этот дворец также называют «дворец-музей», т.к в нем находились, вероятно, военные трофеи нововавилонских царей).

Южный дворец (V-VI в. до н.э.) в плане представлял собой неправильный прямоугольник, в нем размещались во продольной оси пять внутренних дворов. Самый большой из них - главный центральный двор (55 х 60 м), его южная стена была облицована темно-синими глазурованными кирпичами с прекрасным узором - в виде желтых колонн с капителями с тройными волютами, поддерживавшими фриз с ярким орнаментом из голубых ромбов с бело-желтыми пальметками. Из главного двора три арочных проема в южной стене вели в тронный зал (17 х 55 м), значительно вытянутый в ширину. Значительная толщина стен, особенно двух длинных (ок. 7 м) позволяет предположить, что он был перекрыт цилиндрическим сводом (диаметром 18 м). (5, стр. 178) Напротив главного входа в стене находилась неглубокая ниша с уступчатым обрамлением, вероятно в ней на возвышении размещался царский трон, по сторонам которого были также проходы.

Вероятно, в северо-восточной части дворца были расположены знаменитые висячие сады, которые входили в число семи чудес Древнего мира. По преданию, они были построены царем Навуходоносором II для своей любимой супруги — индийской (или мидийской) царевны Семирамиды, не привыкшей к плоскому безлесному ландшафту Вавилона. Сохранились руины подвальных помещений, вход в которые располагался с юга, с севера и востока они были закрыты внешней стеной дворца, к южным и западным их стенам примыкали небольшие сводчатые помещения. В центре подвального помещения находился четырехугольник стен, являвшийся, вероятно, основанием для висячих садов, которые, по свидетельству античных писателей, по высоте достигали стен дворца (ок. 25 м). Наземная часть, состояла, вероятно, из мощных столбов или стен, которые поддерживали большие каменные плиты, на них слоями был уложен кирпич, затем битум, свинец, тростник, затем толстый слой земли, в которых и росли деревья. Висячие сады орошались с помощью водоподъемного колеса. (6, том 1, стр. 212-218)

Сводчатые помещения висячих садов. Южный дворец Навуходнонсора. Вавилон. VI вв. до н.э. Реконструкция.

Писатели древности с восторгом отзывались о мосте через Евфрат длиной 115 м, соединявшем две половины Вавилона — Старый город и Новый город. В восточной части Вавилона были обнаружены остатки театра времен Александра Македонского.

Жилые дома имели центральный дворик, где в основном проходила жизнь семьи. Через него освещались и проветривались все помещения. Прямоугольные в плане дома разделялись на собственно жилую часть и хозяйственную. Перекрытия были плоскими, дома чаще всего — двухэтажными.

В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром, а акведук, по которому Вавилон снабжался водой, имел длину, равную расстоянию от Парижа до Лондона, и был для своего времени техническим чудом. Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины, скрытые в глиняных холмообразных образованиях. (12, стр. 6)

 

Зиккурат Этеменанки, или «Вавилонская башня»

 

Наиболее примечательным сооружением Вавилона периода Нововавилонской империи города был зиккурат Этеменанки, по-шумерски «Дом основания небес и земли», так называемая «Вавилонская башня». Зиккурат был разрушен ассирийским царем Синаххерибом, и заново восстановлен при его сыне Асаргаддоне и внуке Ашшурбанапале. Во времена персидского господства он начал разрушаться. Александр Македонский предпринял попытку отстроить зиккурат, старую башню разрушили до основания, однако новая так и не была построена по причине ранней смерти величайшего завоевателя.

Зиккурат Этеменанки располагался в глубине священного участка в центре Вавилона - Эсагилы, у юго-западного угла главного двора, причем размещался несколько ассиметрично ко двору. По сути это был многоступенчатый (вероятнее всего, семиярусный) зиккурат-башня высотой 90 м, возведенный на высокой террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м.

Нижний ярус-основание зиккурата - квадрат со сторонами 91,5 м, достигал в высоту 33 м. Второй ярус имел высоту 18 м, все последующие - по 6 м в высоту. Внутреннее ядро башни (60 х 60 м) было выложено из кирпича-сырца. Облицовка башни достигала 15 м толщины и состояла из обожженного кирпича на битумном растворе. Возможно, в древние времена поверх облицовочного слоя башня была покрыта битумом. (8, стр. 18)

В отличие от более ранних зиккуратов, ее расчлененные прямоугольными выступами (по 12 с каждой стороны) стены были строго вертикальны, или же имели незначительный наклон. С юго-востока на башню поднималась главная лестница зиккурата - длиной 60 м и шириной 9 м. С двух сторон от нее на первый ярус вели две лестницы такой же ширины, примыкавшие к юго-западному фасаду основания зиккурата.

На верху башни располагалось святилище высотой в 15 м, вероятнее всего, сложенное из обожженного кирпича, облицованное синими плитками. Святилище почиталось как место проживания бога Мардука и его супруги. В спальном покое размещалось мебель из золота - ложе, кресла, статуи. Возможно, в святилище так же находились притворы других богов, примыкавшие к крытому главному двору. Над святилищем, вероятно, была построена вышка высотой 6 м. (6, том 1, стр. 214-218)

Предполагается, чо именно с этой башней связана Библейская история о «вавилонском столпотворении»:

"На всей земле был один язык и одно наречие.
Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле"
Книги Бытие 11:1-9.

 

Античная архитектура

Архитектура Древней Греции

Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, возникшего на европейском континенте. Своего наивысшего расцвета в форме рабовладельческой Демократии (Афины при Перикле в V в. до н. э.) это общество достигает постепенным развитием из форм первобытно-общинного строя.

Древние греки заложили основы многих важнейших отраслей науки и техники - геометрии, механики и статики, что позднее явилось базой для развития инженерной науки. Ее выдающиеся достижения имели определяющее практическое значение при строительстве гаваней, городов, мостов, плотин и других сооружений. Многочисленные сооружения тех времен были безвозвратно утеряны, о многих достижениях могут поведать лишь данные раскопок и литературные источники.

Культуре античной Греции предшествовали:

- Эгейская культура, наиболее значительными центрами которой были легендарная Троя, воспетая великим греческим поэтом Гомером в «Илиаде», остров Крит и «златообильный» город Микены на полуострове Пелопоннес.

- Ранний период истории Древней Греции (XI — IX вв. до н. э.) принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Собственно архитектура античной Греции, охватывающая в своем развитии в основном VIII-I вв. до н. э., делится на три периода:

- Архаический период греческой истории (VII и VI вв. до н. э.) - время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов).

- Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Это период наивысшего расцвета полисов. Развитие рабовладельческой демократии достигло наивысшей точки, а вместе с нею - искусство и архитектура.

- Эллинистический (последний) период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы: до н. э.). В этот период возникли греко-восточные монархии, эллинская культура интенсивно проникает в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни. (5, стр. 19; 9, т. 2. стр. 14-15; 11, стр. 21; 16, стр. 31-32).



Просмотров 4084

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!