Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос №5. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории



  Школы, направления и их представители Период формирования Основные идеи
  Меркантилизм 'Выражали интересы торговцев.) Г. Мин; Ж. Кольбер хv-хvii вв. Главное богатство общества - день­ги (золото и серебро). Источник богатства — сфера обра­щения (торговля и денежный оборот). Государство должно активно вмеши­ваться в экономику, помогая обога­щению общества.
  Школа физиократов (Выражала инте­ресы крупных зем­левладельцев.) Ф. Кенэ; А. Тюрю XVIII в. Истинным богатством нации высту­пает продукт, производимый в сель­ском хозяйстве. Первыми попытались вывести при­рост богатства из процесса производ­ства, а не обращения.
  Английская шко­ла классической политэкономии Л. Смит; Д. Рикардо ХVII-Х1Х вв. Источник богатства общества — про­изводство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного раз­вития — свободная и конкурентная рыночная экономика.
  Марксизм (теории научного коммунизма ) С середины XIX п. Сформулирована концепция закона стоимости как закона развития товар­ного производства. Сформулировано учение об общест­венно-экономических формациях. Разработана теория воспроизводст­ва и экономических кризисов и др.
  Маржинализм К. Менгер; Ф. Визер; Е. Бем-Беверк Вторая поло­вина XIX в. Издержки производства, спрос и предложение, цена объясняются пси­хологией поведения отдельного хо­зяйствующего субъекта, руководствую­щегося, прежде всего, собственны­ми оценками предельных выгод.
  Неоклассическое направление Л. Маршалл; Л. Вальрас С конца XIX в. Частнопредпринимательская рыноч­ная система способна к саморегули­рованию. Государство создает благоприятные условия для ее функционирования.
  Кейнсианство (теории регули­руемого капита­лизма) Д.М. Кейнс С 30-х годов XX в. Государство должно активно регули­ровать экономику и социальную сфе­ру, так как рынок не способен обес­печить социально-экономическую стабильность общества.
  И нституционализ1к У. Митчелл; I.Веблен; Коуз Х1Х-ХХ вв. Рассматривают экономику как сис­тему, где отношения между хозяйст­вующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеш­неэкономических факторов.
  Монетаризм М. Фридман Настоящее время Главенствующая роль в стабилизации экономики принадлежит денежным факторам.

Вопрос №4.Методы экономической теории

При изучении явлений и процессов экономической жизни экономическая теория использует как общие, так и частные методы исследования.

К основным общим методам экономической теории от­носят:

диалектический метод. Суть его заключается в том, что все явления и процессы рассматриваются в непрерыв­ном движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаи­мообусловленности;

метод научной абстракции (абстракция — отвлече­ние). Чтобы понять взаимосвязи явлений и процессов, вы­явить законы, лежащие в их основе, необходимо выделить существенные стороны изучаемых явлений и процессов, отвлекаясь от всего несущественного, второстепенного;

метод анализа и синтеза (анализ — расчленение, син­тез — обобщение). Сущность данного метода состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдель­ные простые элементы, которые подвергаются детально­му изучению. Результаты изучения отдельных частей обоб­щаются (синтезируются), и устанавливаются внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;

метод индукции и дедукции. Индукция — способ рассу­ждения от частных фактов, положений к общим выводам. Дедукция — способ рассуждения, противоположный ин­дукции: на базе общих положений чисто логическим пу­тем обосновываются те или иные частные выводы, кото­рые должны подтверждаться фактами;

метод системного подхода к анализу явлений и процессов. Системный подход предполагает рассмотрение экономического объекта как системы и в то же время как элемента более сложной системы;

экономико-математический метод. Использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ I дает возможность из множества вариантов получать наиболее выгодное решение экономической задачи;

метод единства исторического и логического в познании. Экономическая теория изучает все явления и процессы в определенной взаимосвязи, развитии и историческим последовательности. Логический способ исследования раскрывает внутренне необходимую последовательность возникновения и развития отдельных экономических катего­рий и законов;

метод общественной практики. Общественная прак­тика — критерий истинности теоретического познания.

К частным методам исследования относят моделиро­вание и экономический эксперимент.

Моделирование представляет собой построение моделей, в которых отражаются главные экономические показатели исследуемых объектов и связи (взаимосвязи) между ними. Если исследуемым показателям и связям задаются коли­чественные значения, то можно построить графическую, математическую и компьютерную модели.

Графическое моделирование основано на использовании различных графиков, схем, диаграмм, рисунков. Матема­тическое моделирование основано на использовании математических функций, уравнений, неравенств и др. Компьютерное моделирование основывается на экономико-математических моделях, позволяющих моделировать и сопоставлять разные варианты решений с целью выбора оптимального.

Экономический эксперимент — это научно поставленный опыт в какой-либо экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий.

 

Вопрос №6. Потребности, их классификация и основные характеристики

ПОТРЕБНОСТЬ определяют как нужду в чем-либо. Однако в условиях товарно-денежных отношений потребно­сти людей удовлетворяются с учетом доходов, которыми они располагают и фактического наличия экономических благ,

Поэтому через призму этих отношений ПОТРЕБНОСТЬ определяют как необходимость потребления экономиче­ских благ с учетом их запаса, полезности и доходов, кото­рыми располагает потребитель для их приобретения.

Наличие экономических благ, необходимых для удов­летворения потребностей, обеспечивается двумя путями:

а) естественным, когда природа дает человеку в гото­вом виде продукты,

б) экономическим, при котором человек организует производство экономических благ.

Стремление человека удовлетворять потребности това­рами и услугами в большем объеме и лучшего качества определяется законом возвышающихся потребностей. Об­щество в стремлении удовлетворить все возрастающие по­требности неизбежно наталкивается на ограниченность ре­сурсов. Перед ним встает проблема: что производить и от чего отказаться, сколько производить и кому произведен­ные товары будут доступны и т.д.

Потребности первичны по отношению к производству. Они формируют потребительский спрос и диктуют про­изводству что и сколько производить.

Потребности людей многогранны. Эта многогранность определяется многими факторами, главными из которых являются: вкусы потребителей; возраст; род занятий; тра­диции; среда обитания человека; другие факторы.

Многообразие потребностей и их динамичность обуслов­ливают многопрофильность производства и необходимость его постоянного совершенствования.

Выделяют потребности: материальные, духовные, со­циальные.

Материальные потребности в экономической науке определяют как первичные, ибо от их удовлетворения за­висит само существование человека. Это потребности в еде, одежде, обуви, жилье и др. Духовные потребности относят к вторичным. Их отсутствие не подрывает саму основу жиз­ни человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и др. Социальные потребности обусловлены коллективным образом жизни человека и необходимостью его самореализации: карьера, членство в партийных, проф­союзных и иных организациях и др.

По степени удовлетворяем ости потребности подразде­ляют на: абсолютные, действительные и перспективные.

Абсолютные потребности — это потребности со 100%-й степенью удовлетворяемости всеми членами общества при сложившемся уровне их доходов. Действительные — это те потребности, которые могут быть фактически удовлетворены при сложившемся уровне развития техники и техно­логии. Перспективные потребности обусловлены тем, что в данный момент при существующем уровне развития про­изводства они не могут быть удовлетворены и поэтому от­кладываются на будущее.

По субъектам (носителям) потребностей их делят на: общественные, групповые, коллективные, индивидуальные.

Общественные потребности — это потребности, затра­гивающие интересы всего общества (потребность в оборо­не и др.). Групповые — это потребности групп людей, объ­единенных какими-либо общими интересами (спортивных организаций и др.). Коллективные потребности — это по­требности людей, объединенных в коллективы по произ­водственному признаку (предприятий, кооперативов и др.). Индивидуальные — это потребности конкретного человека в пище, одежде, музыке, и т.д.

По отношению к воспроизводственному процессу выделя­ют потребности: экономические, неэкономические.

Экономические — это те потребности, для удовлетворе­ния которых необходимо производство экономических благ. Среди экономических потребностей особо выделяют про­изводственные потребности, подчеркивая тем самым их спе­цифичность. Неэкономические потребности — это потреб­ности, которые могут быть удовлетворены естественным путем, без наличия производства. Следует отметить, что, в отличие от неэкономических, экономические потребно­сти динамичны, они постоянно изменяются вместе с из­менениями, происходящими в обществе. Такую постоян­ную, устойчивую зависимость в экономической науке на­зывают законом возвышающихся потребностей.

Экономические интересы

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ - это объектив­ные, обусловленные отношениями собственности моти­вации трудовой деятельности людей.

Поскольку потребности людей бывают материальными и духовными, то и интересы как побудительные мотивы могут быть материальными или духовными. Потребности в пище, одежде, жилье — это первичные материальные по­требности, не удовлетворив которые, человек не может существовать как живой индивид. Поэтому экономическая наука исходит из того, что материальные интересы явля­ются определяющими во всей системе интересов.

Потребление есть процесс индивидуальный. Однако в условиях общественного разделения труда, когда человек производит один какой-то продукт, а нуждается в боль­шом количестве продуктов, производимых другими людь­ми, личный интерес принимает общественную форму, т.е. регулируется обществом на основе выработанных им пра­вил и норм поведения индивида.

Различают интересы: личные (частные), коллективные (групповые), общественные (государственные).

С точки зрения естествознания личные интересы всегда первичны. Эта первичность обусловлена инстинктивными потребностями людей, борьбой человека как живого ин­дивида за выживание в природе. Вместе с тем человек, работая в коллективе, живя в обществе, должен одновре­менно свои личные интересы преломлять через коллек­тивные и общественные интересы. Задача же общества — выработать такой механизм регулирования интересов, ко­торый позволял бы не противопоставлять один интерес другому, не превращать интерес в эгоизм.

Практика общественного развития показала, что наи­более эффективным инструментом регулирования эконо­мических интересов является рыночная экономика, бази­рующаяся на многообразии форм собственности и здоро­вой конкуренции.



Просмотров 1048

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!