Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вопрос №5. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
Вопрос №4.Методы экономической теории При изучении явлений и процессов экономической жизни экономическая теория использует как общие, так и частные методы исследования. К основным общим методам экономической теории относят: — диалектический метод. Суть его заключается в том, что все явления и процессы рассматриваются в непрерывном движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности; — метод научной абстракции (абстракция — отвлечение). Чтобы понять взаимосвязи явлений и процессов, выявить законы, лежащие в их основе, необходимо выделить существенные стороны изучаемых явлений и процессов, отвлекаясь от всего несущественного, второстепенного; — метод анализа и синтеза (анализ — расчленение, синтез — обобщение). Сущность данного метода состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Результаты изучения отдельных частей обобщаются (синтезируются), и устанавливаются внутренние взаимосвязи элементов системы в целом; — метод индукции и дедукции. Индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Дедукция — способ рассуждения, противоположный индукции: на базе общих положений чисто логическим путем обосновываются те или иные частные выводы, которые должны подтверждаться фактами; — метод системного подхода к анализу явлений и процессов. Системный подход предполагает рассмотрение экономического объекта как системы и в то же время как элемента более сложной системы; — экономико-математический метод. Использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ I дает возможность из множества вариантов получать наиболее выгодное решение экономической задачи; — метод единства исторического и логического в познании. Экономическая теория изучает все явления и процессы в определенной взаимосвязи, развитии и историческим последовательности. Логический способ исследования раскрывает внутренне необходимую последовательность возникновения и развития отдельных экономических категорий и законов; — метод общественной практики. Общественная практика — критерий истинности теоретического познания. К частным методам исследования относят моделирование и экономический эксперимент. Моделирование представляет собой построение моделей, в которых отражаются главные экономические показатели исследуемых объектов и связи (взаимосвязи) между ними. Если исследуемым показателям и связям задаются количественные значения, то можно построить графическую, математическую и компьютерную модели. Графическое моделирование основано на использовании различных графиков, схем, диаграмм, рисунков. Математическое моделирование основано на использовании математических функций, уравнений, неравенств и др. Компьютерное моделирование основывается на экономико-математических моделях, позволяющих моделировать и сопоставлять разные варианты решений с целью выбора оптимального. Экономический эксперимент — это научно поставленный опыт в какой-либо экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий.
Вопрос №6. Потребности, их классификация и основные характеристики ПОТРЕБНОСТЬ определяют как нужду в чем-либо. Однако в условиях товарно-денежных отношений потребности людей удовлетворяются с учетом доходов, которыми они располагают и фактического наличия экономических благ, Поэтому через призму этих отношений ПОТРЕБНОСТЬ определяют как необходимость потребления экономических благ с учетом их запаса, полезности и доходов, которыми располагает потребитель для их приобретения. Наличие экономических благ, необходимых для удовлетворения потребностей, обеспечивается двумя путями: а) естественным, когда природа дает человеку в готовом виде продукты, б) экономическим, при котором человек организует производство экономических благ. Стремление человека удовлетворять потребности товарами и услугами в большем объеме и лучшего качества определяется законом возвышающихся потребностей. Общество в стремлении удовлетворить все возрастающие потребности неизбежно наталкивается на ограниченность ресурсов. Перед ним встает проблема: что производить и от чего отказаться, сколько производить и кому произведенные товары будут доступны и т.д. Потребности первичны по отношению к производству. Они формируют потребительский спрос и диктуют производству что и сколько производить. Потребности людей многогранны. Эта многогранность определяется многими факторами, главными из которых являются: вкусы потребителей; возраст; род занятий; традиции; среда обитания человека; другие факторы. Многообразие потребностей и их динамичность обусловливают многопрофильность производства и необходимость его постоянного совершенствования. Выделяют потребности: материальные, духовные, социальные. Материальные потребности в экономической науке определяют как первичные, ибо от их удовлетворения зависит само существование человека. Это потребности в еде, одежде, обуви, жилье и др. Духовные потребности относят к вторичным. Их отсутствие не подрывает саму основу жизни человека. Это потребности в образовании, искусстве, развлечениях и др. Социальные потребности обусловлены коллективным образом жизни человека и необходимостью его самореализации: карьера, членство в партийных, профсоюзных и иных организациях и др. По степени удовлетворяем ости потребности подразделяют на: абсолютные, действительные и перспективные. Абсолютные потребности — это потребности со 100%-й степенью удовлетворяемости всеми членами общества при сложившемся уровне их доходов. Действительные — это те потребности, которые могут быть фактически удовлетворены при сложившемся уровне развития техники и технологии. Перспективные потребности обусловлены тем, что в данный момент при существующем уровне развития производства они не могут быть удовлетворены и поэтому откладываются на будущее. По субъектам (носителям) потребностей их делят на: общественные, групповые, коллективные, индивидуальные. Общественные потребности — это потребности, затрагивающие интересы всего общества (потребность в обороне и др.). Групповые — это потребности групп людей, объединенных какими-либо общими интересами (спортивных организаций и др.). Коллективные потребности — это потребности людей, объединенных в коллективы по производственному признаку (предприятий, кооперативов и др.). Индивидуальные — это потребности конкретного человека в пище, одежде, музыке, и т.д. По отношению к воспроизводственному процессу выделяют потребности: экономические, неэкономические. Экономические — это те потребности, для удовлетворения которых необходимо производство экономических благ. Среди экономических потребностей особо выделяют производственные потребности, подчеркивая тем самым их специфичность. Неэкономические потребности — это потребности, которые могут быть удовлетворены естественным путем, без наличия производства. Следует отметить, что, в отличие от неэкономических, экономические потребности динамичны, они постоянно изменяются вместе с изменениями, происходящими в обществе. Такую постоянную, устойчивую зависимость в экономической науке называют законом возвышающихся потребностей. Экономические интересы ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ - это объективные, обусловленные отношениями собственности мотивации трудовой деятельности людей. Поскольку потребности людей бывают материальными и духовными, то и интересы как побудительные мотивы могут быть материальными или духовными. Потребности в пище, одежде, жилье — это первичные материальные потребности, не удовлетворив которые, человек не может существовать как живой индивид. Поэтому экономическая наука исходит из того, что материальные интересы являются определяющими во всей системе интересов. Потребление есть процесс индивидуальный. Однако в условиях общественного разделения труда, когда человек производит один какой-то продукт, а нуждается в большом количестве продуктов, производимых другими людьми, личный интерес принимает общественную форму, т.е. регулируется обществом на основе выработанных им правил и норм поведения индивида. Различают интересы: личные (частные), коллективные (групповые), общественные (государственные). С точки зрения естествознания личные интересы всегда первичны. Эта первичность обусловлена инстинктивными потребностями людей, борьбой человека как живого индивида за выживание в природе. Вместе с тем человек, работая в коллективе, живя в обществе, должен одновременно свои личные интересы преломлять через коллективные и общественные интересы. Задача же общества — выработать такой механизм регулирования интересов, который позволял бы не противопоставлять один интерес другому, не превращать интерес в эгоизм. Практика общественного развития показала, что наиболее эффективным инструментом регулирования экономических интересов является рыночная экономика, базирующаяся на многообразии форм собственности и здоровой конкуренции.
|