Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Структуры и основные типы рынка
На рынке потребительских товаров происходит купля продажа товаров повседневного спроса, в качестве покупателей выступают хозяйства. На рынке труда продавцы предлагаю свою рабочую силу, а покупатели рабочие места. На рынке земли – осуществляется купля продажа земельных участков, а также недвижимость. Рынок капиталов регулирует спрос на инвестиции, используется для приобретения ресурсов и производства. Все виды рынков взаимосвязаны и их нормальное функционирование обеспечивает производство рыночной системы хозяйства.
Типы рынка: 1. Не развитый – характеризуется тем, что рыночные связи носят случайный характер и преобладает товарный обмен (бартер). 2. Свободный (классический) – характеризуется: • число участников не ограничено, между ними действует свободная конкуренция, • существует свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества, • движение всех факторов производства ничем не ограничено, • доступ к любой информации, о ценах спроса и предложения свободен для всех субъектов хозяйственной деятельности, • ни один субъект рынка не оказывает влияние на спрос и рыночные цены, • существует однородность товара, т е отсутствует торговая марка, • цены устанавливаются стихийно в результате конкуренции, • отсутствует монополия, монопсония (один потребитель), и государственное регулирование. 2. Регулируемый - это результат развития рыночных связей и вмешательство государства в деятельность рыночных субъектов. Основу составляют рыночные механизмы, а государство обеспечивает условия нормального функционирования рынка через косвенные условия. 3. Деформированный – его черты: • ограниченное число рыночных субъектов и форм собственности, • чрезмерная централизация и распределение товарных ресурсов, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности, • монополизм производителя, • несбалансированный спрос и предложение, • чрезмерный рост цен, инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, • значительные масштабы теневой экономики, • расширение бартерного обмена, • дефицит товара и отсутствие у потребителя права выбора. Для устранения деформации рынка, необходимо обеспечить условия его функционирования.
Рынок по организации делится на: местный, национальный, международный. По форме собственности: частный, корпоративный, государственный. По реализации обмена: оптовый, розничный, экспортный, импортный. По конкуренции: совершенный, не совершенный.
Различия в конкуренции связано с существование различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размеру действующих на данном рынке фирм. Характер производимой ими продукции, возможен вход на рынок, новых продуктов и выход с него, а также доступность информации для принятия решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях совершенной и свободной конкуренции, т е когда ситуация характеризуется следующим: • много покупателей и продавцов, • высокая мобильность факторов производства, • отсутствие барьеров входа и выхода с рынка, • однородность продаваемой продукции, • равный доступ всех участников рыночных отношений к информации. В результате при совершенной конкуренции доля каждого участника в продаже или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Этот вид совершенной конкуренции в чистом виде никогда не существовал, лишь некоторые могут приближаться (рынок зерна).
Виды несовершенной конкуренции: • чистая монополия – на рынке одна фирма является единственным продавцом товара и границы фирмы и отрасли совпадают, • олигополия – когда в отрасли существует небольшое число фирм. • монополистическая конкуренция – характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм производящих дифференцируемую продукцию.
Независимо от типа рыночных структур, необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов в экономических отношениях.
|