Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Характеристика психосексуального развития личности
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Период жизни человека, на протяжении которого формируется половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации личности.
В процессе индивидуального развития человека условно выделяют следующие возрастные периоды становления и динамики сексуальности:
парапубертатный период (1 год - 7 лет) - период, в течение которого формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития); препубертатный период (7-12 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития); пубертатный период (13-18 лет) самый бурный в сексуальном развитии организма. Во время этого периода происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития); переходный период становления сексуальности (16- 26 лет) характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции (последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо); период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером; вхождение в полосу условнофизиологического ритма половой активности; инволюционный период (51 год - 70 лет) -снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий). Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни, в процессе его формируются половое самосознание, половая роль и психосоциальные ориентации.
В пренатальный онтогенез критический период у человека приходится на 6-32-ю неделю внутриутробного развития. Главное значение возрастных кризов постнатального онтогенеза у человека состоит в "перестройке особенностей его психического развития". Для становления сексуальности и возникновения половых расстройств наиболее значимы такие периоды:
парапубертатный (2-4 года); препубертатный (7-8 лет); пубертатный (12-15 лет); переходный (16 лет- 24 года). Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития. Он охватывает первые четыре возрастных периода становления и динамики сексуальности. Его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности.
При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых выделяют три этапа психосексуального развития.
Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (1 год - 5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени - путем детерминированной половой дифференцировки мозга в пренатальный период. Формирование стереотипа полоролевого периода. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или фемининности) микросоциальной среды. В этот период формируется характер. Формирование психосексуальных ориентации. На этом этапе (12-26 лет) начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Из нарушений темпов и сроков психосексуального развития различают задержку (ретардацию), преждевременное психосексуальное развитие и девиации (см.) психосексуального развития.
По этиологии и патогенезу выделяют три варианта ретардации.
Соматогенные задержки - наиболее глубокие и трудно корригируемые нарушения, имеющие биологическую основу. Грубые нарушения эндокринной системы приводят к полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности. Психогенные задержки обусловлены нарушениями в становлении психики и могут наблюдаться при общем отставании психического развития или быть изолированными при своевременном созревании остальных ее компонентов. Социогенные ретардации психосексуального развития в большинстве случаев наблюдаются при гармоническом психофизиологическом развитии и бывают вызваны неправильным половым воспитанием (когда родители и педагоги считают все связанное с полом чем-то порочным и грязным и из лучших побуждений прививают эти установки детям). Преждевременное психосексуальное развитие - раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. Основными его причинами являются соматические, психические и микросоциальные факторы.
К девиациям психосексуального развития относят следующие.
Нарушения полового самосознания (аутоидентификации), проявляющиеся различными вариантами транссексуализма (см.). Нарушения стереотипа полоролевого поведения. К ним относятся: а) трансформация полоролевого поведения - формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании; б) гиперролевое поведение, характеризующееся чрезмерной акцентуацией некоторых особенностей половой роли. Нарушения психосексуальных ориентации - искажения направленности полового влечения и форм его реализации, то есть "половые извращения" (см.), "сексуальные перверсии" (см.), "парафилии" (см.).
|