Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Характеристика психосексуального развития личности



 

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Период жизни человека, на протяжении которого формируется половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации личности.

 

В процессе индивидуального развития человека условно выделяют следующие возрастные периоды становления и динамики сексуальности:

 

парапубертатный период (1 год - 7 лет) - период, в течение которого формируется половое самосознание (I этап психосексуального развития);

препубертатный период (7-12 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (II этап психосексуального развития);

пубертатный период (13-18 лет) самый бурный в сексуальном развитии организма. Во время этого периода происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии III этапа психосексуального развития);

переходный период становления сексуальности (16- 26 лет) характеризуется началом половой жизни, мастурбационной практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции (последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо);

период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером; вхождение в полосу условнофизиологического ритма половой активности;

инволюционный период (51 год - 70 лет) -снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с регрессом либидо (до уровня эротической, а затем и платонической стадий).

Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни, в процессе его формируются половое самосознание, половая роль и психосоциальные ориентации.

 

 

В пренатальный онтогенез критический период у человека приходится на 6-32-ю неделю внутриутробного развития. Главное значение возрастных кризов постнатального онтогенеза у человека состоит в "перестройке особенностей его психического развития". Для становления сексуальности и возникновения половых расстройств наиболее значимы такие периоды:

 

парапубертатный (2-4 года);

препубертатный (7-8 лет);

пубертатный (12-15 лет);

переходный (16 лет- 24 года).

Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития. Он охватывает первые четыре возрастных периода становления и динамики сексуальности. Его окончание знаменует вступление в период зрелой сексуальности.

 

При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых выделяют три этапа психосексуального развития.

 

Формирование полового самосознания, осознание принадлежности к полу (1 год - 5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени - путем детерминированной половой дифференцировки мозга в пренатальный период.

Формирование стереотипа полоролевого периода. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или фемининности) микросоциальной среды. В этот период формируется характер.

Формирование психосексуальных ориентации. На этом этапе (12-26 лет) начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, в частности половых желез. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность.

Из нарушений темпов и сроков психосексуального развития различают задержку (ретардацию), преждевременное психосексуальное развитие и девиации (см.) психосексуального развития.

 

По этиологии и патогенезу выделяют три варианта ретардации.

 

Соматогенные задержки - наиболее глубокие и трудно корригируемые нарушения, имеющие биологическую основу. Грубые нарушения эндокринной системы приводят к полному выпадению сексуальных компонентов в психическом развитии личности.

Психогенные задержки обусловлены нарушениями в становлении психики и могут наблюдаться при общем отставании психического развития или быть изолированными при своевременном созревании остальных ее компонентов.

Социогенные ретардации психосексуального развития в большинстве случаев наблюдаются при гармоническом психофизиологическом развитии и бывают вызваны неправильным половым воспитанием (когда родители и педагоги считают все связанное с полом чем-то порочным и грязным и из лучших побуждений прививают эти установки детям).

Преждевременное психосексуальное развитие - раннее становление сексуальности, опережающее средние возрастные нормы и половое созревание. Основными его причинами являются соматические, психические и микросоциальные факторы.

 

К девиациям психосексуального развития относят следующие.

 

Нарушения полового самосознания (аутоидентификации), проявляющиеся различными вариантами транссексуализма (см.).

Нарушения стереотипа полоролевого поведения. К ним относятся: а) трансформация полоролевого поведения - формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу, при правильном половом самосознании; б) гиперролевое поведение, характеризующееся чрезмерной акцентуацией некоторых особенностей половой роли.

Нарушения психосексуальных ориентации - искажения направленности полового влечения и форм его реализации, то есть "половые извращения" (см.), "сексуальные перверсии" (см.), "парафилии" (см.).



Просмотров 965

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!