Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Биологическое действие УФ излучения различной длины волны. УФ недостаточность и ее профилактика. Использование бактерицидного действия УФ радиации для обеззараживания



Ультрафиолетовое излучение обладает значительно большей энергией, чем инфракрасное и видимое. В его спектре выделяют 3 области, отличающиеся по длине волны и биологической активности:

область А- длинноволновое излучение (эритемно-загарное) с длиной волны 400-320нм;

Область В – средневолновое излучение (витаминообразующее) с длиной волны 320-280 нм; область С – коротковолновое излучение (бактерицидное) с длиной волны 280-210 нм.

До земной поверхности доходят только длинно- и средневолновые лучи. Коротковолновое обычно получают с помощью искусственных источников.

УФИ могут оказывать полезное (биогенное) действие и повреждающее (абиогенное). Это зависит от длины волны излучения и его дозы. Биогенный эффект - при действии малых доз длинно- и средневолнового излучения. Абиогенные эффекты характерны для коротковолнового УФ-излучения, а также для длинно-, и средневолнового, если получаемая доза их намного превышает пороговую эритемную. К абиогенным эффектам ультрафиолетового излучения относятся ожоги, фотодерматиты, эрозии, язвы, кератоконъюнктивиты, кератиты, катаракта, птеригий, солнечныйэластоз, фотосенсибилизация, обострение хронических заболеваний внутренних органов, канцерогенное и мутагенное действие.

Биогенное действие проявляется в виде общестимулирующего, эритемно-загарного и антирахитического (вит. Д –образующего) эффектов. В механизме действия ультрафиолетового излучения выделяют несколько компонентов: биофизический, гуморальный и нервно-рефлекторный. Гуморальныйкомпонентобусловлен образованием в результате фотохимических реакций гистамина и гистаминоподобных веществ, ацетилхолина, серотонина и др., которые стимулируют обменные процессы в организме. Биофизический компонент связан с изменением ионного состава и коллоидного состояния белков клеток.нервно-рефлекторный компонент характеризуется стимуляцией многих функций вследствие раздражения нервных окончаний в коже образующимися гистамином и другими соединениями.

Наибольшим антирахитическим действием отличаются лучи с длиной волны 313 ммк.

наиболее ценными в биологическом отношении являются средневолновые УФ-лучи, так как именно они обладают выраженным общестимулирующим, антирахитическим и закаливающим действием, укрепляют иммунный статус организма, способствуют хорошей регенерации тканей, стимулируют процессы роста и развития.

Современная среда характеризуется повышенным риском развития ультрафиолетовой недостаточности (солнечного голодания), которая обусловливается не только климатическими особенностями региона, но и условиями быта и трудовой деятельности людей, загрязнением воздуха, нерациональной планировкой жилых и общественных зданий, преобладанием туманных и пасмурных дней, и т.д. Наиболее часто характерные для УФ-недостаточности проявления наблюдаются у проживающих в северных широтах, рабочих горнорудной, угольной промышленности, метростроителей, детей, учащихся школ и вузов, находящихся большую часть дня в помещении.

Для профилактики светового голодания планировка и застройка населенных пунктов должна осуществляться так, чтобы обеспечить не менее чем 3-х часовую инсоляцию окон жилых помещений. Оконные стекла должны быть прозрачными для ультрафиолетового излучения, когда окна большинства общественных учреждений застекляются тонированными стеклами. Должны проводиться активные мероприятия по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха пылью, дымом, копотью, химическими веществами.

Наряду с указанным для профилактики светового голодания проводится УФ-облучение искусственными селективными и интегральными источниками УФ-излучения. Селективные источники (эритемные люминесцентные лампы - ЭУВ) дают излучения, максимум которых сосредоточен в одной узкой части УФ-спектра. Спектр излучения интегральных источников (прямые ртутно-кварцевые лампы - ПРК) представлен излучениями всех диапазонов УФ-спектра и видимого спектра. Для облучения используются светооблучательные установки длительного (лампы обычно встроены в светильники ) и кратковременного (проводится в специальных помещениях –фотариях,) действия.

Биологическое загрязнение воздуха закрытых помещений. Источники и пути распространения загрязнителей, эпид опасность. Показатели бактериального загрязнения воздуха. Методы определения, нормативы.

Несмотря на разнообразие присутствующих в воздухе частиц органического происхождения, наибольшее влияние на здоровье человека оказывают содержащиеся в воздухе рабочих помещений микроорганизмы. Помимо микроорганизмов, к которым относятся вирусы, бактерии, грибы и простейшие одноклеточные, в воздухе помещений могут также содержаться пыльца, частицы шерсти и кожи животных, фрагменты насекомых и клещей, а также их выделения. Кроме взвеси вышеперечисленных частиц, воздух помещений может содержать летучие органические соединения, являющиеся продуктами жизнедеятельности живых организмов, например, комнатных растений и микроорганизмов.
Высокая концентрация биологических загрязнителей в воздухе может вызывать аллергические реакции вплоть до бронхиальной астмы; возбудители некоторых инфекционных болезней (грипп, корь, паротит, туберкулез) также переносятся воздушным путем. В помещениях с низкой влажностью вся пыль находится в воздухе во взвешенном состоянии. Она проникает в легкие, вызывая дискомфорт, головокружение, постоянное покашливание, сухость слизистых, которые становятся особенно уязвимы, утрачивая влажный защитный слой.
Плесень активизируется в теплых и влажных местах, размножается, распространяя споры, которые могут прорастать на древесине, бумаге, коврах, пищевых продуктах, обоях.
Грибки и микроорганизмы могут обитать внутри кондиционеров, очистителей и увлажнителей воздуха, если не соблюдаются правила ухода. В этом случае столь полезная техника приносит больше вреда, чем пользы. От плесени полностью избавиться невозможно, при неблагоприятных условиях её споры впадают в анабиоз и могут вновь прорасти через много лет.

Санитарно-микробиологическое состояние воздуха помещений оце­нивают по следующим показателям:

1) Микробное число - количество микроорганизмов, обнаруженных в 1 м" воздуха.

2) Наличие санитарно-показательных бактерий - представителей микро­флоры дыхательных путей (гемолитические стрептококки, золотистый стафилококк).

Для определения микробного числа воздуха в помещениях применяют следующие методы:

1) Седиментационный метод - основан на принципе осаждения (седиментации). Две чашки Петри с питательным агаром оставляют открыты­ми в течение 60 минут, после чего инкубируют при 37 С 1 сутки. Результаты оценивают по суммарному числу колоний, выросших в обеих чашках:

менее 250 колоний - воздух чистый

250-500 - загрязненный в средней степени

500 - загрязненный.

2) Аспирационный метод. Более точный метод. Посев производится ав­томатически с помощью специальных аппаратов. Примером может служить аппарат Кротова. Он устроен таким образом, что воздух с заданной ско­ростью просасывается через щель пластины, которая при этом вращается. Под пластиной находится чашка Петри. Таким образом, происходит равномерное распределение микроорганизмов по питательной среде. Расчет производят по формуле: X = а /V * 1000, где а - количество выросших колоний V - объем пропущенного воздуха, дм3(л) 1000 - искомый объем, дм3 (л)

Нормы микробного числа:

Операционные до начала работы - не более 500
Операционные во время работы - не более 1000
Родильные комнаты - не более 1000

Палаты для недоношенных детей - не более 750

 

73. Биологические факторы производственной среды и профилактика заболеваний, вызываемых ими. Источники, особенности действия на организм чел-а. Меры профилактики.

При выполнении некоторых видов работ рабочие и служащие могут подвергаться опасности заражения различными инфекционными болезнями. Такая опасность может быть при контакте с инфекционными больными людьми и животными, при манипуляциях с живыми грибками, микробами или вирусами — возбудителями инфекционных заболеваний, а также с материалами, зараженными ими.

Это чаще всего бывает при работе в инфекционных отделениях больниц и ветеринарных лечебниц, в санитарно-бактериологических лабораториях, в эпидемических очагах, на скотобойнях, при переработке сырья животного происхождения (шкур, костей, волоса, щетины и т.п.) и др.

Вредные биологические факторы: болезнетворные микроорганизмы, живые клетки и споры — возбудители инфекционных заболеваний, которые способны вызывать заражение людей или животных.

Биологические факторы опасности могут обусловить три вида заболеваний: инфекции, вызванные паразитами, вирусами или бактериями; аллергии, вызванные соприкосновением с органической пылью – такой как мучная пыль или перхоть животных, энзимы и клещи; отравления.

Вклад факторов школьной среды в формирование здоровья школьников. Гигиенические принципы организации обучения детей в школах. Гигиеническое нормирование обучения. Медицинский контроль.

Особый акцент делается на учете биоритмов организма и динамики работоспособности учащихся. Вначале работоспособность повышается (фаза врабатывания), затем, достигнув максимальных величин, держится определенное время на этом уровне (фаза высокой работоспособности), после чего постепенно снижается (фаза снижения работоспособности, или утомления). Аналогично меняется работоспособность в течение учебной недели, четверти, года: продуктивность работы снижена в начале и в конце этих периодов и наиболее высока в середине. В соответствии с динамикой работоспособности строится режим дня, недели, четверти, года и распределяется учебная нагрузка. Основными принципами организации учебно-воспитательного процесса в школе являются: нормирование учебной нагрузки, т.е., установление пределов нагрузок в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями организма; научно обоснованный подход к организации учебного процесса; создание оптимальных условий пребывания и обучения. Под нормированием учебной нагрузки понимают нормирование продолжительности учебной недели, уроков, перемен, каникул, числа ежедневных и еженедельных уроков, правильную организацию урока, учебного дня, недели и других периодов учебного года. Во всех видах общеобразовательных организаций (школах, гимназиях, лицеях и т.д.) количество часов в неделю не должно превышать нормативной нагрузки. Максимальная учебная нагрузка возрастает от первого к одиннадцатому классу с 24 до 39 часов. Учебная неделя может быть 5-дневная и 6-дневная. Пятидневная неделя более утомительна, так как выполнение учебного плана планируется на более короткий срок, чем при 6-дневной неделе. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 часов утра, а при обучении 6-летних детей – не ранее 9 часов. Более раннее начало, не соответствуя биоритмологическому оптимуму организма, препятствует эффективному процессу обучения и быстро приводит к развитию утомления. В общеобразовательных организациях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов углубленного обучения должны обучаться в первую смену. Оптимальная продолжительность урока в школах для учащихся средних и старших классов составляет 45 минут. Для первоклассников такая продолжительность утомительна вследствие чрезмерной статической нагрузки при сиденье. В связи с этим в первых классах должен применяться "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Количество уроков как при 5-дневной, так и при 6-дневной неделях не должно превышать пяти уроков в день в начальной школе и шести - в основной школе. При составлении школьного расписания должна учитываться динамика работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Днями с наиболее низкой работоспособностью являются понедельник и пятница: в понедельник происходит только лишь врабатывание в учебную деятельность, а в пятницу – утомление. В субботу обычно наблюдается некоторый подъем работоспособности («конечный порыв»), обусловленный положительными эмоциями вследствие предвкушения предстоящего отдыха. Наиболее работоспособными являются вторник и среда, в четверг появляются первые признаки утомления. Высокопродуктивные дни должны быть загружены более чем остальные, трудными и утомительными предметами, тогда как в понедельник и пятницу целесообразно изучать менее трудные дисциплины. Не рекомендуется в эти дни проводить контрольные работы, а также давать чрезмерно сложный и большой объем материала. Трудность предметов определяется по специальным шкалам, в баллах. Обычно к наиболее трудным предметам для старших классов, относят математику, языки, физику, химию, для младших классов – математику, языки, природоведение, литературу. Однако показано, что не менее выраженное утомляющее действие оказывают предметы, которые учащиеся только начинают изучать. Например, в начальной школе это - чтение, история, природоведение, в средних классах – информатика, география и история, в старших классах – литература, география, профильные дисциплины. Предупреждения утомления нужно добиваться не только путем рационального распределения нагрузки и трудных предметов в течение недели, но и в каждый из дней недели. Наиболее трудные предметы нужно давать в период стабильно высокой работоспособности – на втором или третьем уроках, предметы средней трудности или же предметы, при изучении которых нагружается вторая сигнальная система (русский язык, литература, география и др.) – в начале учебного дня. Обязательным компонентом в структуре учебного дня являются перемены, позволяющие снять напряжение и предупредить утомление активным отдыхом. Перемены должны быть после каждого урока. Продолжительность их должна быть не менее 10 минут, а большой перемены, устраиваемой обычно после 2 урока, – 30 минут. Возможно также проведение двух 20-минутных больших перемен вместо одной 30-минутной. Наиболее эффективное воздействие на организм учащегося оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе в подвижных играх.



Просмотров 1031

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!