Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Конспект лекции: " Основные положения по ремонту АТ "
1-й учебный вопрос: Система и виды ремонта АТ и агрегатов, принятые в ВС РФ. Система ремонта. Система ремонта автомобильной техники в ВС РФ это,- совокупность взаимосвязанных общностью цели сил и средств, необходимых для восстановления исправности (или работоспособности) и надёжности машин, а также основных положений и принципов руководящих и нормативно-технических документов, устанавливающих нормы, технические требования, условия и нормы на ремонт и порядок функционирования сил и средств ремонта. В ВС РФ принята такая система ремонта, при которой средний и капитальный ремонты в заданном периоде планируются согласно установленным нормам межремонтного ресурса работы (пробега), а фактическая потребность в ремонте устанавливается по техническому состоянию машины. Текущий ремонт выполняется по потребности. Планирование ремонта осуществляется начальником автомобильной службы в годовом плане технического обслуживания и ремонта машин, месячном плане технического обслуживания и ремонта машин, а машин на длительном хранении еще в плане-графике технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении. Виды ремонта автомобиля. В зависимости от характера повреждений (неисправностей) и трудоемких работ по их устранению для автомобильной техники установлены следующие виды ремонта: ТР; СР; КР; - для агрегатов и прицепов - ТР и КР. Кроме того, для машин содержащихся на “ДХ” установлен РР или РО. ТР машин заключается в устранении неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических работах. При ТР машин допускается замена отдельных агрегатов, в т.ч. одного основного, кроме кузова легкового автомобиля, корпуса автобуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей - также двигателя и гидромеханической передачи. ТР производят в подразделениях и воинских частях. СР автомобилей заключается в замене или КР не менее 2-х, но не более половины основных агрегатов (кроме рамы, кузова), проверяется техническое состояние и, при необходимости, выполняется ТР остальных агрегатов, проводятся регулировочные, сварочные и др. работы. СР выполняется, как правило, после выработки 60% ресурса до капитального ремонта. КР автомобиля заключается в его полной разборке, замене или КР всех агрегатов, приборов, деталей, а также последующей сборке и испытании в соответствии с техническими условиями на КР автомобилей. КР должен обеспечивать восстановление межремонтного ресурса машин до очередного СР в соответствии с установленными нормами. При этом обязательно проверяется техническое состояние и при необходимости производится ТР остальных агрегатов, механизмов и приборов, а также регулировочные, крепежные, сборочные слесарно-механические и др. ремонтные работы и техническое обслуживание машин в целях восстановления ресурсов всех агрегатов и машин в целом до очередного КР или списания. РР - плановый ремонт, выполняется с периодичностью, определенной технической документацией, независимо от технического состояния (через 12 -15 лет). РР подвергаются машины, имеющие расход не более половины установленного ресурса и не прошедшие СР. РР выполняется на ремонтных предприятиях. Поступающие на ремонт машины должны быть на ходу, полностью укомплектованы ЗИП и исправными АКБ. Ремонт выполняется как капитальный, но необезличенным методом. ТР агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте неисправных узлов и деталей, кроме базовых (блоки, картеры, рамы, КВ двигателей) проводятся необходимые сварочные, слесарно-механические, регулировочные и др. работы. При КР агрегата производится полная его разборка, замена или восстановление всех изношенных деталей, сборка и испытание в соответствии ТУ на КР. КР основных агрегатов производят ремонтные предприятия. Средний и капитальный ремонт автомобилей, а также КР агрегатов должны обеспечивать восстановление ресурса, достаточного для работы до определенного планового ремонта. Средние нормы времени на ремонт автомобилей и агрегатов Таблица № 1
Межремонтным пробегом называется пробег до очередного ремонта. Он устанавливается до среднего и капитального ремонтов автомобилей и КР агрегатов. Рассмотрим агрегаты военной автомобильной техники. Агрегаты военной автомобильной техники делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся - двигатель; КП; РК; ПМ; СМ; ЗМ; рама; РМ; кабина; кузов легкового автомобиля и автобуса. К вспомогательным относятся - агрегаты обслуживающие основные агрегаты: карбюратор, водяной насос и др. Еще их называют навесным оборудованием.
Виды ремонта агрегатов. Различают следующие методы ремонта автомобилей: - по сохранению принадлежности составных частей ремонтируемой машины: - обезличенный; - необезличенный; - по организации выполнения ремонтных работ: - агрегатный; - поточный; - метод ремонта эксплуатирующей организацией; - метод ремонта специализированной организацией; - метод ремонта предприятием-изготовителем. Обезличенный - это такой метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. Благодаря взаимозаменяемости деталей и др. составных частей автомобилей возможно, например, снятую для притирки клапанов головку блока цилиндров после ее ремонта установить на другой автомобиль - это и будет ремонт обезличенным методом. Его преимущество: сохранение времени нахождения в ремонте за счет использования деталей и сборочных единиц оборотного фонда; при больших программах ремонта этот метод экономически эффективен. Обезличенный ремонт применяется для КР машин и их составных частей на АРЗ и крупных мастерских. Необезличенный - это такой ремонт, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. При необезличенном методе ремонта автомобиль или агрегат должны находиться в ремонте все время, пока производится восстановление всех его составных частей, например, шлифование КВ, заварка блока цилиндров и т.д.. Конечно, на это требуется значительно больше времени, чем, например, на замену двигателя. Агрегатный - это обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При таком ремонте под агрегатом понимаются не только агрегаты автомобиля (двигатель с картером сцепления, КП, ГМП, карданная передача, ЗМ, ПМ, СМ, РУ, кабина грузового и кузов легкового автомобилей и кузов автобуса, платформа грузового автомобиля, рама), но и другие сборочные единицы, обладающие полной взаимозаменяемостью, независимостью сбора и выполняющие определенную функцию при работе автомобиля. При агрегатном методе ремонта автомобилей эксплуатирующей организацией агрегаты, подлежащие КР, снимаются и отправляются в специализированную организацию - АРЗ или мастерскую по ремонту агрегатов, а на автомобиль взамен неисправного устанавливается новый или отремонтированный агрегат. В ВС принят обезличенный агрегатный метод ремонта машин. Отремонтированные агрегаты зачисляются в оборотный фонд. Преимущества метода: - простота и сокращение сроков простоя в ремонте; - возможность ремонта в полевых условиях для обеспечения восстановления автомобильной техники в боевых условиях; - высокое качество и низкая себестоимость агрегатов на ремонтных предприятиях; - возможность привлечения к ремонту автомобилей низко квалифицированных специалистов и водителей. Поточный - характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций и узкой специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты или детали передаются от одного специализированного места к другому сразу после завершения очередной операции. Такой метод обеспечивает: - высокую производительность труда; - эффективное использование оборудования; - высокое качество работ. Применяется на авторемонтных предприятиях (орвб).
Метод ремонта эксплуатирующей организацией – ТР и СР машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, подразделения.
Метод ремонта специализированной организацией – СР и КР, выполняемый орвб или ремонтными предприятиями, специализированными на выполнении ремонта определённого вида машин и (или) агрегатов или машин определённых марок. Метод ремонта предприятием-изготовителем – все виды ремонта для машин (агрегатов) определённых марок.
2-й учебный вопрос: Руководящие документы о нормах наработки до ремонта и списания АТ и агрегатов.
Основными руководящими документами, определяющими нормы наработки до очередного ремонта или списания являются: - Приказ МО РФ №300 – 2006 г. «Инструкция о нормах наработки до ремонта и списания АТ и АИ в ВС РФ». - инструкция по эксплуатации на машину (агрегат). Нормы наработки до ремонта и списания устанавливаются для машин интенсивного использования, прицепов и полуприцепов, автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок. Сроки службы до ремонта (замены автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники) и списания устанавливаются для машин неинтенсивного использования, прицепов и полуприцепов. Нормы наработки автомобилей до списания определяются их наработкой с начала эксплуатации до второго кап. ремонта; гусеничных тягачей, транспортеров тягачей и транспортеров до 4 го кап. ремонта; тракторов до 3 го кап. ремонта. Автомобили подвергаются капитальному ремонту один раз. Повторные капитальные ремонты автомобилей проводятся в исключительных случаях по решению Начальника ГАБТУ МО. 1-ый средний ремонт выполняется один раз за пробег до кап. ремонта, а 2 ой средний ремонт между капитальным ремонтом и списанием. 1- ый средний ремонт выполняется при пробеге 60% от нормы наработки до кап. ремонта для новых машин, 2 ой средний ремонт выполняется при пробеге 50% нормы наработки от кап. ремонта до списания. Нормы наработки машин до кап. ремонта и списания не изменяются в зависимости от сроков проведения средних ремонтов. Разрешается списание неполноприводных автомобилей, а так же автомобилей многоцелевого назначения бензиновой группы семейств, ЗИЛ, Урал выпуска до 1995 года проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания. 2 ой средний ремонт производить вместо кап., а нормы наработки до списания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1 настоящего Руководства.
Ресурс до ремонта и (или) списания автомобильного имущества определяется: нормами наработки и сроками службы – для шин, аккумуляторных батарей; сроками службы – для приборов ночного видения, автомобильных кузовов фургонов и кузовов контейнеров постоянного и переменного объёмов, тентов и имущества ВАИ. Разрешается направлять в капитальный ремонт легковые, санитарные автомобили и пассажирские автобусы со сроком службы более 10 лет и списывать их в установленном порядке после 15 лет эксплуатации независимо от наработки, если кузов к дальнейшей эксплуатации непригоден. Установленные настоящим Руководством нормы наработки (сроки службы) являются минимальными. Машины, двигатели стационарных и передвижных установок, автомобильные кузова фургоны и унифицированные многоцелевые кузова контейнеры, тенты, укрывочные брезенты, шины, аккумуляторные батареи, приборы ночного видения для АТ и имущество ВАИ, выработавшие установленную норму наработки (срок службы) до ремонта или списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему использованию до их предельного состояния (износа). Нормы наработки до капитального ремонта и списания машин интенсивного использования.
Для АТ выпуска до 1990 года установленные нормы снижаются на 10 %. Нормы наработки до кап. ремонта и списания автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком хранения менее 12 лет, высвободившихся после демонтажа вооружения и военной техники, после проведения им регламентированного технического обслуживания (далее по тексту – РТО) или текущего ремонта по техническому состоянию и используемых в качестве транспортных или учебных машин определяются согласно норм, установленных настоящим Руководством. Для этих же автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком длительного хранения более 12 лет нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 15%. Для автомобильных базовых шасси, перегруженных по конструкции (масса установленного оборудования превышает номинальную грузоподъемность машины), независимо от срока хранения, нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 5%. Машинам в/ч, дислоцируемых в отдаленных районах страны, где отсутствует производственная база для кап. (регламентированного) ремонта, а транспортирование их для ремонта в другие районы невозможно или экономически нецелесообразно, машинам в/ч и организаций ВС на территории других государств и аппарата старших групп российских военных специалистов разрешается вместо кап. (регламентированного) ремонта проводить средний ремонт (РТО). Списание выше указанных машин проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания.
|