Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Перинатальная психология и психика младенца



Перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и психологии и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека. Основой перинатальной психологии является изучение перинатальных матриц, заключающаяся в признании долговременной памяти у плода на события, происходящие во время беременности, родов и послеродового периода. Эти события формируют элементы подсознания, проявляющиеся в последующей жизни и определяющие особенности психических реакций на те или иные события. Особенно большое информационное поле в формировании перинатальных матриц занимают роды. В связи с этим акушер-гинеколог, психолог должны иметь представление о влиянии особенностей течения беременности, родов и послеродового периода на формирующуюся психику ребенка и создавать благоприятные условия, способствующие положительной направленности этого процесса.

Наиболее действенным мероприятием в этой связи может и должна быть комплексная подготовка беременной к предстоящим родам, предусматривающая усвоение минимальных знаний по физиологии беременности и родов (образовательная программа), привитие элементов родительской культуры (воспитательная программа), оценку состояния здоровья и адаптационных возможностей организма беременной с целью проведения лечебно-профилактических мероприятий (оздоровительная программа.

На протяжении почти всего XX века ни медицина, ни психология не смогли сформировать четкого представления о природе ребенка в утробе матери или в момент рождения. Серьезными препятствиями в формировании концепции были следующие представления: младенцы пассивны и беспомощны; младенцы не обучаются или не запоминают; младенцы не способны к проявлению эмоций; и младенцы не чувствуют боли. Эти воззрения вводили в заблуждение родителей и направляли по неправильному пути профессионалов, работающих с детьми грудного возраста.

Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что на том этапе существовали научные подходы и методы, не позволявшие адекватно оценить природу младенцев во чреве матери или при рождении. Видимо, наиболее крупным нашим просчетом, как профессионалов, была общепринятая идея о том, что полным мерилом разума, собственного "Я" и души является мозг. Господствовала точка зрения, что мозг плода и новорожденного не мог обеспечить поддержку познавательной, эмоциональной или перцептивной деятельности, в том числе удовольствия или боли. Нейроанатомия не поддерживала идеи о существовании "психики" в период внутриутробного развития.

Возможности ультразвукового обследования и более продуманные схемы экспериментов в течение последних 10-15 лет позволили получить новые факты о внутриутробной жизни плода, которые перевернули традиционные представления в области эволюционной психологии и медицины. Исследования показали, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства и ощущает и любовь и опасность /Chemberlin, 1994/. Ультразвуковые исследования на 20-й неделе беременности выявили наличие специальных взаимоотношений между близнецами в матке, которые выражались в виде ударов, толчков ногами и играх /Piontelli, 1992/. Д-р Арабин и его коллеги /1996/ зафиксировали первые реакции близнецов на прикосновение в возрасте 9 недель.

С помощью ультразвукового исследования родителями была подтверждена агрессия плода в отношении игл, вводимых в матку при амниоцентезе на 16-й неделе беременности. Младенцы целенаправленно и неоднократно атаковали цилиндр шприца - и это происходило на этапе, когда глаза плода были еще не развиты и веки сращены. Такая демонстрация "кожного зрения" и великолепная координация движений, обеспечивающая достижение цели и отражающая присутствие желания, наличие задачи и настоятельной необходимости ее решения, бросает вызов традиционному объяснению феномена.

В ходе ряда экспериментов было показано, каким образом тесное взаимодействие младенцев с родителями проявляется в формировании предпочтений в отношении изучения музыке, чтения прозы, стихов и восприятия звуков родного языка матери

Такие эмпирические данные дают новые факты, подкрепляющие убежденность многих психотерапевтов в том, что эмоциональные и ментальные патологии развиваются в результате травматических событий в процессе внутриутробного развития и при рождении. Использование разнообразных клинических методов позволили Фрэнку Лэйк /Frank Lake/ в Англии /1997/, Томасу Верни /Thomas Verny/ в Канаде /1986/, Людвигу Янусу / Ludwig Janus/ в Германии /1997/, и Артуру Янову /Arthur Janov/, Дэвиду Чику /Dawid Cheek/ и Дэвиду Чемберлину /David Chamberlin/ в США /1999/ провести убедительные параллели между травмами и симптомами, проявившимися в дальнейшей жизни пациентов.

Исследования, как правило, подтверждают, что младенцы замечают и проявляют интерес к окружающей их среде. Их чувства выражаются языком тела: в резких изменениях дыхательных движений, агрессивном поведении или отступлении /Chemberlin, 1999/. Скрупулезное ультразвуковое обследование гортани плода в продольном направлении обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель /Ramon у Cajal, 1996/. После этого момента фонация проявляется во внутриутробном плаче, это явление, значимостью которого пренебрегли, было давно установлено и документально подтверждено. После рождения, благодаря более сформированным мышцам и окружающей воздушной среде, фонация выражается в крике протеста при рождении и быстро перерастает в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.

Задолго до формирования способности к официальному общению младенцы в утробе матери, по-видимому, остро ощущают то, что их матери (и отцы) говорят и делают. Создается ощущение, что младенцы знают, желанны они или нет, как показывают исследования такой телепатической связи у младенцев в утробе матери /Cheek, 1986/. Применение различных терапевтических методов показало, что младенцы способны к измененным состояниям сознания, таким как внетелесные впечатления (out-of-body experience), впечатления о состоянии, близком к смерти (near-death experience), и воспоминание о прошлой жизни (past life recall) /Bowman, 1987; Chamberlin, 1999/. Несмотря на свою поразительность, эти данные, полученные в ходе исследования младенцев в утробе матери, соответствуют результатам исследований тех же состояний у детей и взрослых /Stevenson, 1987; Grof, 1998; Ring 1984/, что служит дополнительным подтверждением того факта, что "младенцы" обладают активной и восприимчивой психикой. Вне всяких сомнений, младенцы представляют собой не то, что мы о них думаем.

Аналогично, недавно проведенные исследования "кожного" зрения у слепых людей в состоянии сознания, близком к смерти, показали, что этот феномен является аналогичным фетальному зрению во время амниоцентеза на сроке 16-ти недель беременности /Ring & Cooper, 1997/. У человеческих младенцев и взрослых людей проявились одинаковые физический возможности.

Несмотря на то, что психика и психология имеют единый корень, происходящий от греческого слова psychebl - душа, современные психологи не считают, что психика включает такие понятия, как разум, собственное "Я" и душа, предпочитая определять психику как функцию мозга. Однако парадигма мозговой деятельности не объясняет контактов на разных сроках развития и способности плода к пониманию на ранних этапах беременности. Проанализировав целый ряд экспериментальных, клинических и жизненных фактов, я настаиваю на том, что психика (в смысле разум, собственное "Я" и душа) действительно существует во время вынашивания плода вне зависимости от развития мозга. Эта психика постоянно накапливает опыт, полученный через память и обучение, и совокупность способностей к получению знаний, по- видимому, является врожденным, а не благоприобретенным свойством /Chemberlin,1998/.

Рассматривая младенца с позиции "разум = собственное "Я" = душа", мы понимаем, что любой период времени реален, приобретение опыта происходит постоянно, и эти впечатления могут принести и "радости и горести". Это подчеркивает значимость впечатлений, полученных конкретным младенцем от зачатия до рождения. Проявляя заботу о младенцах, родители и профессионалы должны постоянно помнить об их врожденной восприимчивости, духовной индивидуальности и желания, чтобы к ним относились как к людям.

Таким образом, д-р Чемберлен указывает на то, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства, проявляет социальное поведение в отношении близнеца и активно участвует через родителей в процессе изучения музыки, чтения прозы, стихов, в играх и освоении звуков родного языка. Наблюдения показывают, что младенцы проявляют человеческие черты, воспринимают как травмирующие, так и радостные ситуации, могут общаться телепатически и независимо от своего возраста обладают духовными возможностями. Все эти факты свидетельствуют в пользу того, что у младенца во чреве матери и новорожденного действительно есть "психика" в первоначальном значении этого слова: разум, собственное "Я" и душа.



Просмотров 6637

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!