Тема 8. Основы мастерства публичного выступления
1. Проведите анализ использования жестов и мимики оратора (однокурсника, преподавателя или известного политика). Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языковые движения». Обобщите ваши наблюдения в виде короткого выступления.
2. Подготовить эпидейкгическую речь (3-5 мин.).
3. Подготовить и произнезти агитирующую речь (на 3 мин. – тему подобрать самостоятельно). Продумайте тактику, так как выступать вам придется перед негативно настроенной аудиторией.
4. Составить риторический эскиз информирующей речи (сообщение на 10 мин.) о современном состоянии промышленности или другую тему чуждую интересам домохозяек (для аудитории домохозяек). Продумайте тактику.
ТЕМА 8. Аргументативные тексты. Ошибки и уловки в доказательствах.
Выбрать любую сцену спора Обломова и Захара из романа Гончарова И.А. «Обломов». Подумайте, какие виды аргументов используют спорящие в приведенном вами отрывке? Каковы тезисы, которые стремятся доказать оппоненты?
Проанализировать спор Обломова со Штольцем о смысле жизни. (И.АГончаров. Обломов. Ч.1.,гл.4.) Каковы тезисы спорящих? Какие аргументы они приводят для доказательства? Корректны ли доказательства обоих спорящих? Кто побеждает в споре и почему?
Найти риторические ошибки в формулировке тезисов допущены в примерах: «Люди должны жить в своих собственных домах», «Социализм несовместим с демократией». Как можно опровергнуть эти тезисы? Сформулируйте тезисы по другому.
Найти ошибки, допущенные в аргументации:
1) Все мои друзья и знакомые поддерживают демократов. Значит, каждый уважающий себя человек должен придерживаться такого же мнения.
2) Общие результаты выборов фальсифицированы, потому что на избирательных участках х, у, z обнаружены нарушения процедуры голосования.
5. Сформулировать тезис к дискуссии «Можно ли детей воспитывать без наказаний». Подберите рациональные и иррациональные аргументы
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные
словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.
Основные функции языка.
Язык и культуры речь. Понятие речи.
- Речевая деятельность и ее виды.Функционально - смысловые типы текстов. Описание, повествование,рассуждение.
- Литературный язык. Функциональные стили русского литературного языка.
- Устная и письменная форма речи, их особенности и отличия.
- Общение. Виды общения. Законы общения.
- Понятие о норме. Типы норм.
- Типы лингвистических словарей и работа с ними.
- Орфоэпические нормы русского языка.
- Лексические нормы.
- Стилистические нормы.
- Грамматические нормы.
- Устная речь и ее особенности.
Устная деловая речь. Жанры. Устная научная речь. Жанры. Устная публицистическая речь. Письменная деловая речь. Жанры. Письменная научная речь. Жанры. Письменная публицистическая речь. - Орфографические нормы русского языка как показатель культуры
- письменной речи.
- Грамматические нормы как показатель культуры речи.
- Пунктуационные нормы как показатель культуры письменной речи.
- Ораторская речь, ее особенности, этапы её создания, структура.
- Аргументативные выступления, их типы, требования к ним.
- Дайте определение понятию «современный русский литературный язык».
- Назовите основные нелитературные варианты языка.
- Что такое функциональный стиль? Назовите основные функциональные
- стили. В каких сферах общественной деятельности они употребляются?
- В чём состоит специфика официально - делового, научного и газетно-публицистического стилей?
- Почему разговорно-обиходный стиль противопоставлен всем книжным
- стилям? Каковы его главные признаки?
- Какова функция языка художественной литературы? Каковы его главные
- признаки?
- Что такое функционально - стилистическая окраска слова? Приведите
- примеры слов с книжной, нейтральной и разговорной стилистической
- окраской.
- Что такое речевая ошибка? Назовите основные типы речевых ошибок.
- Назовите основные коммуникативные качества речи.
- Что такое точность речи? Какими факторами она определяется? Что
- служит причиной нарушения точности речи?
- Дайте определение таким группам слов, как паронимы и омонимы.
- Приведите примеры нарушения точности речи при смешении паронимов и
- омонимов.
- На какие группы слов делится лексика русского языка с точки зрения
- сферы своего употребления?
- Дайте определение понятию «термин». Какие основные требования
- предъявляются к терминам?
- Назовите причины заимствований. Каково место иноязычных слов в
- русском языке?
- Какие группы слов создают богатство и разнообразие речи?
- Что такое выразительность речи? Назовите условия и средства создания
- выразительности речи.
- Чем определяется уместность речи? Что такое стилевая уместность?
Учебная дисциплина
|