Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



A. Шествие гей-прайда и пикетирование 27 мая 2006 года



ПРОЦЕДУРА

1. Дело было инициировано тремя жалобами (№№ 4916/07, 25924/08 и 14599/09) против Российской Федерации, поданных в Суд согласно статье 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) гражданином Российской Федерации, г-ном Николаем Александровичем Алексеевым (далее - заявитель), 29 января 2007 года, 14 февраля 2008 года и 10 марта 2009 года.

2. Интересы заявителя представлял г-н Д.Г. Бартенев, адвокат, практикующий в Санкт-Петербурге. Интересы российского правительства (далее - Правительство) представлял г-н Г. Матюшкин, Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

3. Заявитель утверждал, что было нарушено его право на мирное собрание в связи с неоднократным запретом публичных мероприятий, которые он организовал в 2006, 2007 и 2008 годах. Он также жаловался на то, что у него не было эффективного средства защиты в отношении предполагаемого нарушения его свободы собрания, а также на то, что отношение московских властей к его уведомлениям о проведении мероприятий было дискриминационным.

4. 17 сентября 2009 года Суд решил уведомить Правительство о поданных жалобах. Также было решено объединить жалобы и принять решение об их приемлемости и по существу одновременно.

ФАКТЫ

I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

5. Заявитель родился в 1977 году и живет в Москве. Он является активистом, выступающим за права гомосексуалов.

A. Шествие гей-прайда и пикетирование 27 мая 2006 года

6. В 2006 году заявитель вместе с другими людьми организовал шествие с целью привлечения внимания к дискриминации меньшинства геев и лесбиянок в России, уважения к правам и свободам человека и с целью призыва к терпимости со стороны российских властей и общества в целом к этому меньшинству. В том году шествие было названо «Шествие прайда», а в последующие годы – «Гей-прайд», по аналогии со схожими мероприятиями гомосексуальных сообществ в крупных городах по всему миру. Дата, выбранная для шествия, 27 мая 2006 года, была приурочена к празднованию годовщины отмены уголовного наказания за гомосексуальные акты в России.

7. 16 февраля 2006 года информационное агентство «Интерфакс» опубликовало заявление г-на Цоя, пресс-секретаря мэра Москвы, о том, что «Правительство Москвы даже не рассматривает вопрос о разрешении гей-парада». Далее «Интерфакс» процитировал слова г-на Цоя следующим образом: «Мэр Москвы Юрий Лужков твердо заявил: столичное Правительство не допустит проведения гей-парада ни в какой форме – ни в открытой, ни в завуалированной [как правозащитной демонстрации], а все попытки организовать несанкционированную акцию будут жестко пресекаться».

8. 22 февраля 2006 года «Интерфакс» процитировал мэра Москвы, который в этот раз сказал, что если он получит заявку на проведение гей-парада в Москве, он запретит его, так как не желает «возбуждать общество, которое настроено против этих явлений в жизни», а также добавил, что он сам считает гомосексуальность «неестественной», хотя он «пытается терпимо относится ко всему, что возникает в человеческом обществе».

9. 17 марта 2006 года первый заместитель мэра Москвы написала мэру о готовящейся кампании по проведению гей-парада в Москве в мае того года. Она полагала, что разрешение этого мероприятия будет противоречить здоровью и нравственности, а также воле многочисленных лиц, направивших обращения в Мэрию с протестом против идеи продвижения гомосексуальности. Отметив, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях) не предусматривает возможность запрета мероприятия, она указала, что власти могли бы предложить изменение его места или времени, или, что, если мероприятие создаст реальную общественную угрозу, его можно было бы прервать. Она попросила согласия мэра на разработку плана эффективных действий по предотвращению любых действий – публичных или иных – целью которых является продвижение или проведение гей-парада или фестиваля.

10. 24 марта 2006 года мэр Москвы проинструктировал своего первого заместителя, пять других чиновников своей администрации и всех префектов Москвы «предпринять эффективные меры по предотвращению и сдерживанию любых гей-ориентированных публичных или массовых акций в столице». Он призвал к действенным предложениям, основанным на законодательных и регулирующих рамках, и потребовал начать «активную информационную кампанию и социальную рекламу с использованием заявлений отдельных граждан и религиозных организаций».

11. 15 мая 2006 года организаторы подали уведомление мэру Москвы с указанием даты, времени и маршрута запланированного шествия. Оно должно было состояться с 15 до 17 часов 27 мая 2006 года с примерным количеством участников 2000 человек, которые должны были бы пройти от здания Московского Почтамта по Мясницкой улице до Лубянской площади. Организаторы выразили готовность к сотрудничеству с правоохранительными органами по обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка участниками, а также выполнять требования, связанные с ограничением уровня шума при использовании громкоговорителей и звукового оборудования.

12. 18 мая 2006 года Управление по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы проинформировало заявителя о решение мэра отказать в разрешении на проведение шествия в интересах общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и для охраны здоровья, нравственности, а также прав и свобод других лиц. Управление, в частности, отметило, что против проведения шествия поступило множество обращений от представителей законодательных и исполнительных органов государственной власти, религиозных организаций, казацких старшин и других людей; поэтому шествие, скорее всего, вызвало бы негативную реакцию и протесты против участников, которые могли перерасти в нарушения общественного порядка и массовые беспорядки.

13. Получив вышеуказанный ответ, организаторы подали уведомление о проведении другого мероприятия в тот же день и в то же время, что и шествие, в разрешении на проведение которого было отказано. Они уведомили префекта о своем намерении провести пикет в сквере на Лубянской площади.

14. 19 мая 2006 года заявитель обжаловал в суде решение мэра от 18 мая 2006 года об отказе в разрешении на проведение шествия.

15. 23 мая 2006 года заместитель префекта Центрального административного округа Москвы отказал в разрешении на проведение пикета по тем же причинам, что и отказ в проведении шествия.

16. 26 мая 2006 года «Интерфакс» процитировал мэра Москвы, который заявил в интервью «Русскому радио», что гей-парад не будет разрешен в Москве ни при каких обстоятельствах, «пока он является мэром города». Он заявил, что все три «ведущие» религиозные конфессии: «церковь, мечеть и синагога» - выступают против этого, и это совершенно неприемлемо в Москве и в России, в отличие от «некоторых стран Запада, которые более продвинуты в этом плане». Он продолжил: «Здесь работает мораль. Если у кого-то есть отклонения от нормальных принципов организации своей жизни в области секса и пола, не нужно их выставлять на всеобщее обозрение и не нужно приглашать тех, кто может отказаться неустойчивым». Он заявил, что 99,9% населения Москвы поддерживает запрет.

17. В тот же день Тверской районный суд Москвы отклонил жалобу заявителя. Он сослался на положения Закона о собраниях относительно ответственности властей за обеспечение безопасности мероприятий (статьи 12 и 14), которые имели право предложить изменение времени или места, или того и другого, заявленного мероприятия по причинам безопасности (статья 12). Он также отметил, что публичное мероприятие может пройти в любом подходящем месте, если отсутствует угроза обрушения зданий или строений и оно не несет риск для безопасности его участников (статья 8). Он также указал на право организаторов проводить мероприятие в месте и во время, указанное в уведомлении властям, или в месте и во время, согласованные с властями, если они предлагают изменение, и подчеркнул, что мероприятие запрещается, если уведомление не подано вовремя, или если организаторы не смогли договориться об изменении места или времени, предложенных властями (статья 5). Наконец, суд отметил, что организаторам, чиновникам или другим лицам запрещается вмешиваться в выражение мнения участников публичного мероприятия, если это не нарушают общественный порядок или формат мероприятия (статья 18). Он заключил на основании этих положений, что власти могут запретить публичное мероприятия по причине безопасности, и что организаторы должны подать уведомление, предлагающее изменить место и время на рассмотрение властей. Он посчитал, что отказ проводить мероприятие в настоящем деле имел легитимные основания, и что право заявителя на проведение собраний и других публичных мероприятий нарушено не было.

18. Заявитель подал жалобу, ссылаясь на статью 12 Закона о собраниях, которая возлагает обязанность на власти, а не на организаторов сделать обоснованное предложение об изменении места или времени мероприятия, указанных в уведомлении. Он также оспорил вывод том, что запрет был оправдан соображениями безопасности, заявив, что вопрос обеспокоенности за безопасность мог быть решен путем предоставления защиты тем, кто принимает участие в мероприятии.

19. 27 мая 2006 года заявитель и несколько других людей участвовали в конференции Международного дня против гомофобии, в ходе которой они объявили о своем намерении собраться в Александровском Саду, чтобы возложить цветы к военному мемориалу, могиле Неизвестного солдата, и, тем самым, почтить память жертв фашизма, включая геев и лесбиянок, а также провести у здания мэрии Москвы пятнадцатиминутный пикет против запрета шествия и пикетирования.

20. Позже в тот же день заявитель и еще примерно пятнадцать человек пришли к Александровскому Саду, ворота которого были закрыты, а вход патрулировала милиция. Согласно заявителю, там было примерно 150 милиционеров из отряда особого назначения (ОМОН), а также примерно сто человек, протестующих против возложения цветов, запланированного заявителем и другими участниками.

21. Заявитель был арестован и доставлен в отделение милиции, где ему предъявили обвинение в административном правонарушении за нарушение условий проведения демонстрации.

22. Тем временем, другие участники церемонии возложения цветов направились к зданию мэрии Москвы, в то время как протестующие преследовали и нападали на них. По сообщениям, несколько человек получили легкие ранения. Согласно заявителю, ОМОН арестовал примерно сто человек, участвовавших в нападениях на участников акции.

23. Заявитель предоставил два доклада неправительственных организаций по событиям 27 мая 2006 года, один из которых подготовлен Международной ассоциацией лесбиянок и геев, а другой – организацией «Human Rights Watch». Эти доклады подтверждают ход событий, изложенный заявителем.

24. 31 мая 2006 года «Интерфакс» процитировал слова мэра Москвы, заявившего в телевизионном интервью: «Эти геи решили возложить цветы к могиле Неизвестного солдата. Это провокация. Это осквернение святого места» - и вновь осудил акцию от имени общества в целом.

25. 16 июня 2006 года заявитель обжаловал в суде решение префекта от 23 мая 2006 года об отказе в разрешении на проведение пикетирования. 22 августа 2006 года Таганский районный суд Москвы отклонил жалобу, постановив, что запрет был оправдан соображениями безопасности. Заявитель подал жалобу.

26. 19 сентября 2006 года Московский городской суд рассмотрел жалобу на решение от 26 мая 2006 года. Он оставил в силе решение первой инстанции как законное и оправданное обстоятельствами.

27. 28 ноября 2006 года Московский городской суд рассмотрел жалобу на решение от 22 августа 2006 года и отклонил ее, в целом, по тем же основаниям.



Просмотров 305

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!