Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Интерпретация феномена культуры в средние века



В средние века представления о культуре коренным образом меняются. Она не представляется противоположностью природе, а рассматривается как часть единого мира, созданного Богом по единому плану. Понятие культуры подменяется понятием культа. Все культурное воспринимается как нечто статичное и вечное, но при этом способное видоизменяться.

Аврелий Августин:

· проблема смысла и цели существования человечества как рода;

· шесть периодов истории человека (по Библии) подобны шести периодам взросления человека, т.е. сходство филогенеза и онтогенеза, связь человека и мира в котором он существует;

· история есть не история монархий, а история государств;

· государственная власть имеет насильственный характер;

· город – это зерно гибели человечества (Каин).

 

Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения.

Реакцией на средневековую идею учености становится ренессансная идея гуманитарности, связанная с догматом о боговоплощении, вочеловечивании Бога во Христе.

Человек, рассматриваемый как венец, т.е. лучшее творение бога, наделен специфическим качеством, которое выделяет его из животного мира, приближая к миру божественному. Это качество есть способно творить, создавать, улучшать мир, делая его более совершенным. Человек способен собственными усилиями достигать вечной святости. Модель мира – антропоцентризм.

Культура рассматривается как творческий порыв. Только творческий порыв, основанный на вере в Бога способен возвеличить, усовершенствовать самого человека. Центральным феноменом культуры становится искусство, понимаемое как сфера познания (Леонардо). Человек – демиург – творец мира.

Гуманисты сознательно принимают на себя роль воспитателей человеческих душ, чтобы обратить всех и каждого к рангу человеческого достоинства, проявляющегося в открытой публичной жизни. Они становятся служителями культуры. Возникает понятие культурности, связываемое с человечностью, образованностью и воспитанностью. Только в эпоху Возрождения стало возможно понимание культуры как «опредмеченной», фиксируемой в «культурных фактах» творческой деятельности человека. Именно в это время происходит отделение «культурного» от «природного».

Культуру мыслители этой эпохи интерпретируют как нечто творимое и творящее, как результат целенаправленного воздействия человека. Главный принцип этого воздействия – гармония. Гармония, воспетая греками, у гуманистов становится принципом организации социальной жизни и воспитания человека.

Франческо Петрарка

· сформулировал постулат об античности, как особом типе культуры, выделив ее характерные черты;

· показал, что средневековая культура теоцентрична, а культура возрождения – антропоцентрична;

· творцом культуры является только свободная, раскрепощенная личность;

· ввел принцип интерпретации текстов;

· основой единства нации выступает язык;

Тема культуры в работах просветителей (Бэкон, Вико, Руссо)

История Нового времени (последняя четверть 16 – первой четвертью 18 века) привнесла свои направления в понимание культуры и культурного. Именно просветители начинают активно вводить понятие «культуры» в качестве самостоятельного социального явления в человеческом бытии. До этого данное понятие употребляется в качестве части словосочетаний (злаковая культура, культура речи и т.д.). Просветители заложили традицию сравнительно-истирического метода исследований культуры. Культура рассматривалась с позиций возможности улучшения ее носителя — человека через образованность, ведущую к нравственности. Науки воспитывают гражданина, делают его человеком.

Декартстал родоначальником программы культивируемого разума. Декарт ввел понятия «естественного» и «искусственного».

Фрэнсис Бэкон:

· переносит акцент в понимании культуры в сферу науки и техники, промышленного производства;

· преемственность культур – это преемственность знаний;

· культура противоречива – она не только возвеличивает человека, но и порабощает его;

Джамбатисто Вико:

· создал принцип периодизации культурно-исторического процесса – век богов, век героев, век людей, которым соответствуют типы нравов, правления, права, суда и языка. Если век богов нравы благочестивы и религиозны, то в век героев они гневливы и щепетильны, в век людей – услужливы и наполнены гражданственностью;

· каждая культура обладает своей ментальностью

Ж.Ж. Руссо:

· Науки и искусство порождают праздность, закрепляют неравенство, подавляют свободу.

· Полезные искусства – литература и театр, вредные – музыка и танцы

· Проблемы человека в отходе от естества природы

· Разводит понятия роскоши и богатства

· Главная причина всех негативов общества в неравенстве и частной собственности;

 

Разработка проблем культуры в индустриальной цивилизации (Гердер, Кант, Шеллинг, Шиллер)

Иоганн Готфрид Гердер(оказал влияние на Л.Толстого, у которого устами Пьера Безухова изложена теория Гердера). В своей книге «Идеи к философии истории человечества» он излагает идеи:

· Развитие культуры исторично: от развития природы к развитию культурного человека.Человек замкнувшее цепочку развития природы существо.

· Каждое культурное образование уникально и неповторимо.

· истоки европейской культуры следует искать у народов Азии

· создавая культуру, человек одновременно творит и самого себя.

· в основе культуротворческой деятельности лежит развитие языка

· делит культуру на виды: культура ученых и культура народа

Иммануил Кант

· Культура – это царство свободы. Культурный человек тот, что научился подавлять и управлять своими инстинктами, руководствуясь нормами морали.

· путь человечества – от цивилизации к культуре;

· Человек по Канту существо двойственное: одновременно принадлежащее миру «природы» и царству «свободы».

· Кант различал «культуру воспитания» и «культуру умений». Культура воспитания негативна, так как преследует цель устранить зависимость человека от чувственности. Она дает возможность человеку достигать цель. Культура умений предполагает овладение средствами достижения поставленных целей и помогает выбирать цель.

Кантовская теория имела негативное продолжение: лишив природу культурного смысла, разведя чувственное и рациональное, природное и культурное в человеке он заложил основание трагедийности человеческого существования, раскрытого в дальнейшем экзистенциалистами.



Просмотров 703

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!