![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Интерпретация феномена культуры в средние века
В средние века представления о культуре коренным образом меняются. Она не представляется противоположностью природе, а рассматривается как часть единого мира, созданного Богом по единому плану. Понятие культуры подменяется понятием культа. Все культурное воспринимается как нечто статичное и вечное, но при этом способное видоизменяться. Аврелий Августин: · проблема смысла и цели существования человечества как рода; · шесть периодов истории человека (по Библии) подобны шести периодам взросления человека, т.е. сходство филогенеза и онтогенеза, связь человека и мира в котором он существует; · история есть не история монархий, а история государств; · государственная власть имеет насильственный характер; · город – это зерно гибели человечества (Каин).
Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения. Реакцией на средневековую идею учености становится ренессансная идея гуманитарности, связанная с догматом о боговоплощении, вочеловечивании Бога во Христе. Человек, рассматриваемый как венец, т.е. лучшее творение бога, наделен специфическим качеством, которое выделяет его из животного мира, приближая к миру божественному. Это качество есть способно творить, создавать, улучшать мир, делая его более совершенным. Человек способен собственными усилиями достигать вечной святости. Модель мира – антропоцентризм. Культура рассматривается как творческий порыв. Только творческий порыв, основанный на вере в Бога способен возвеличить, усовершенствовать самого человека. Центральным феноменом культуры становится искусство, понимаемое как сфера познания (Леонардо). Человек – демиург – творец мира. Гуманисты сознательно принимают на себя роль воспитателей человеческих душ, чтобы обратить всех и каждого к рангу человеческого достоинства, проявляющегося в открытой публичной жизни. Они становятся служителями культуры. Возникает понятие культурности, связываемое с человечностью, образованностью и воспитанностью. Только в эпоху Возрождения стало возможно понимание культуры как «опредмеченной», фиксируемой в «культурных фактах» творческой деятельности человека. Именно в это время происходит отделение «культурного» от «природного». Культуру мыслители этой эпохи интерпретируют как нечто творимое и творящее, как результат целенаправленного воздействия человека. Главный принцип этого воздействия – гармония. Гармония, воспетая греками, у гуманистов становится принципом организации социальной жизни и воспитания человека. Франческо Петрарка · сформулировал постулат об античности, как особом типе культуры, выделив ее характерные черты; · показал, что средневековая культура теоцентрична, а культура возрождения – антропоцентрична; · творцом культуры является только свободная, раскрепощенная личность; · ввел принцип интерпретации текстов; · основой единства нации выступает язык; Тема культуры в работах просветителей (Бэкон, Вико, Руссо) История Нового времени (последняя четверть 16 – первой четвертью 18 века) привнесла свои направления в понимание культуры и культурного. Именно просветители начинают активно вводить понятие «культуры» в качестве самостоятельного социального явления в человеческом бытии. До этого данное понятие употребляется в качестве части словосочетаний (злаковая культура, культура речи и т.д.). Просветители заложили традицию сравнительно-истирического метода исследований культуры. Культура рассматривалась с позиций возможности улучшения ее носителя — человека через образованность, ведущую к нравственности. Науки воспитывают гражданина, делают его человеком. Декартстал родоначальником программы культивируемого разума. Декарт ввел понятия «естественного» и «искусственного». Фрэнсис Бэкон: · переносит акцент в понимании культуры в сферу науки и техники, промышленного производства; · преемственность культур – это преемственность знаний; · культура противоречива – она не только возвеличивает человека, но и порабощает его; Джамбатисто Вико: · создал принцип периодизации культурно-исторического процесса – век богов, век героев, век людей, которым соответствуют типы нравов, правления, права, суда и языка. Если век богов нравы благочестивы и религиозны, то в век героев они гневливы и щепетильны, в век людей – услужливы и наполнены гражданственностью; · каждая культура обладает своей ментальностью Ж.Ж. Руссо: · Науки и искусство порождают праздность, закрепляют неравенство, подавляют свободу. · Полезные искусства – литература и театр, вредные – музыка и танцы · Проблемы человека в отходе от естества природы · Разводит понятия роскоши и богатства · Главная причина всех негативов общества в неравенстве и частной собственности;
Разработка проблем культуры в индустриальной цивилизации (Гердер, Кант, Шеллинг, Шиллер) Иоганн Готфрид Гердер(оказал влияние на Л.Толстого, у которого устами Пьера Безухова изложена теория Гердера). В своей книге «Идеи к философии истории человечества» он излагает идеи: · Развитие культуры исторично: от развития природы к развитию культурного человека.Человек замкнувшее цепочку развития природы существо. · Каждое культурное образование уникально и неповторимо. · истоки европейской культуры следует искать у народов Азии · создавая культуру, человек одновременно творит и самого себя. · в основе культуротворческой деятельности лежит развитие языка · делит культуру на виды: культура ученых и культура народа Иммануил Кант · Культура – это царство свободы. Культурный человек тот, что научился подавлять и управлять своими инстинктами, руководствуясь нормами морали. · путь человечества – от цивилизации к культуре; · Человек по Канту существо двойственное: одновременно принадлежащее миру «природы» и царству «свободы». · Кант различал «культуру воспитания» и «культуру умений». Культура воспитания негативна, так как преследует цель устранить зависимость человека от чувственности. Она дает возможность человеку достигать цель. Культура умений предполагает овладение средствами достижения поставленных целей и помогает выбирать цель. Кантовская теория имела негативное продолжение: лишив природу культурного смысла, разведя чувственное и рациональное, природное и культурное в человеке он заложил основание трагедийности человеческого существования, раскрытого в дальнейшем экзистенциалистами.
![]() |