Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Философия жизни и «переоценка всех ценностей в теории Ницше



Не смотря на то, что Ницше жил и плодотворно работал в 19 веке его по праву относят к мыслителям века 20, так как он во многом предвосхитил своих современников. Осмысление идей этого философа пережило сложности толкования (его долгое время незаслуженно считали идеологом фашизма). Ницше прожил трудную, но яркую жизнь, закончив жизнь в психиатрической лечебнице. Наиболее известные его работы «Происхождение трагедии из духа музыки», «Антихрист», «Сумерки богов» и др.

Основные идеи:

· Путь возвышения человека – это окультуривание индивида, который может обрести себя, только войдя в мир культуры, но распространение культуры приводит к упадку «высшего типа» человека;

· Овладение культурой доступно не каждому, а только тем, кто способен к саморефлексии;

· Культурное просвещение имеет несколько стадий – культурного посвящения, когда человек понимает свою узость и ощущает жажду расширить горизонты своего сознания, вторая -- появление способности оценивать происходящее;

· Истинная цель культуры – возникновение истинных людей (сверхчеловек) Только отдельные личности способны осознавать великие задачи, стоящие перед культурой;

· Между интеллигентностью и зажиточностью, богатством и культурой существует определенная связь;

· культура может и не достигать поставленных перед нею задач, так как – существует эгоизм приобретателей, эгоизм государства, эгоизм науки и эгоизм тех, кто прячет свое истинное лицо за внешней формой;

· культура Европы находится в кризисе, так как имеет недостаточность питания, преждевременное эротическое развитие, широкое развитие декадентского искусства, разрыв с традицией, господство инстинктов и ослабление силы воли, господства нигилизма (гибель Христа). Все это приводит к снижению статуса личности.

· Человечество как род регрессирует от культуры к цивилизации.

 

Хоссе Ортега-и-Гассет – испанский мыслитель ХХ века.

Основные положения его теории изложены в работе в жанре эссе «Тема нашего времени»:

· перерастание философии в философию культуры, т.е. главная тема времени – культура.

· Культура выработала механизм, помогающий взглянуть человеку на самого себя как бы со стороны (искусство). Через искусство человек осмысляет себя и культуру

«Восстание масс»:

· Современной общество бездуховно, т.е. умерла духовная элита

· Люди делятся на «людей творчества» и тех, кто «плывет по течению»

· Толпа – это безличное множество.

· Масса – это средний человек, посредственность, но претендующий на лидерство

«Дегуманизация искусства»:

· Современное искусство теряет свое человеческое содержание – дегуманизация

· Это проявляется в формализме и бездуховности искусства

· Закон исторической динамики изобразительного искусства: изображать предметы, потом – ощущения, потом – идеи.

Сегодня в искусстве идеи философа проявляются в:

· Развитии массово-зрелищных форм искусства

· Кризисе академического (высокого, реалистического) искусства

· Искусство как дешевый товар.

Психоаналитические концепции культуры (Фрейд, Юнг, Фромм)

 

Зигмунд Фрейд стал родоначальником такого направления как психоанализ (или фрейдизм). Идеи Фрейда имели не только теоретическое, но и художественное продолжение – творчество сюрреалистов и Сальвадора Дали, Кафки, Томаса Манна, Романа Виктюка, Эдуарда Лимонова, Евгения Евтушенко, Игоря Каменева и Татьяны Назаренко. Основные положения его теории:

· Психоанализ как новый метод исследования, который заключается в том, что культурно-социальные явления можно исследовать исходя из анализа психики человека.

· Структура психики – Я, ОНО и СВЕРХ-Я. Бессознательное – особая сфера психики человека, включающая в себя силу нереализованных желаний человека, противостоящая силам разума.

· Мир сознательного находится в конфликте с бессознательным. История – это компромисс между влечениями человека и требованием культуры; Индивидуальная свобода не есть достижение культуры. Свобода может быть враждебна основаниям культуры и может оборачиваться разрушительными действиями; Культура возникает вместе с табу и тотемом и, развиваясь делает человека несчастным и больным.

· Либидо – половая энергия, которая составляет сущность человеческой сущности. Нереализованное либидо сублимируется – переходит в творческую энергию (сублимация).

Карл Густав Юнгпредставитель «аналитической психологии», швейцарский психиатр, медик, практиковавший в психиатрической клинике. Был противником исключительно сексуальной трактовки психической энергии. Его основные идеи:

· Есть индивидуальное бессознательное и коллективное,присущее всем людям, передающееся по наследству в виде архетипов. Архетипы¾ типологические духовные общности, определяющие формы мышления.

· Все психические расстройства имеют, прежде всего, социально-культурные корни.

· Смыслы архетипов «заархивированы» в символических системах (мифах, искусстве) и требуют изучения.

· если коллективное преобладает над индивидуальным, то это ведет к вытеснению индивидуального в бессознательное, где оно превращается в неуправляемое и делает массы деградирующими. Пример тому тоталитарные режимы. Не менее опасны и общества другого направления, для которых характерен культ индивидуального сознания, когда наблюдается падение нравов и вкусов, падение творческого потенциала, нарастание психозов.

Эрих Фромм –представитель неофрейдизма, создавший направление «гуманистического психоанализа». Его работа называется «Человек для себя»:

  • завоевав природу, создав культуру, человек стал рабом собственных достижений. Вся проблема в том, что общество, человек, приняли на себя все условия техники.
  • человек становится только потребителем, теряя свою сущность человека, производя множество совершенно бесполезных предметов.
  • Выход – программа «Гуманизация техники», включающая в себя новые формы планирования и потребления.
  • понять культуру можно только через философское постижение человеческой природы. Фромм связывает психоанализ с социальной историей,
  • вводит понятие «социального характер» в противоположность индивидуальному характеру.

Игровая концепция культуры.

Й. Хейзинга –голландский культуролог ХХ века. Его работы: «Человек играющий» (1938). «В тени завтрашнего дня» «Человек и культура».

Игру он рассматривает с разных сторон:

· как вид деятельности

· как фактор возникновения культуры

· как элемент культуры

Основные идеи:

· игра старше культуры

· игру можно наблюдать и у животных

· главный элемент игры – радость, что доказывает ее небиологический характер.

· Игра воспитывает человека общественного, т.е. социализация

· Игровой элемент присутствует практически во всех сферах культурной деятельности современного человека

· Признаки игры – свобода действий, связь с порядком, эстетичность, наличие правил, групповой характер, таинственность исхода.

Идеи об игровом характере игры высказывал Шиллер (романтик) и Гессе (Игра в бисер).



Просмотров 531

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!