Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Различные подходы к трактовке источников культурной динамики



В культурологии под источниками культурной динамики понимают причины динамических изменений в культуре, то, что способствует их возникновению и обеспечивает этот процесс.

Источникикультурной динамики можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относят те процессы и явления в культуре, которые происходят внутри нее без участия внешних воздействий.

К внешним — обусловленные внешними факторами.

К.Маркс в понимании в качестве главного источника культурной динамики выдвигал социальные противоречия, возникающие в результате нарушения равновесия между производительными силами и производственными отношениями. Когда производственные отношения начинают тормозить научно-технический прогресс, начинается назревание необходимости обновления в разных сферах культуры.

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) - досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европейского карнавала; Раскрытие художественных принципов романа Рабле «Гаргантьюа и Пантагрюэль» дало Бахтину богатый материал для его культурологических исследований. Карнавал, по мнению Бахтина, представляет собой неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комическое снижение в народных праздничных действах..

На первый план в карнавале выступает правда жизни, соотнесенная с телесным человеческим и мировым началом; иерархическая ценностная система претерпевает обращение, онтологические “верх” и “низ” в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает “веселой преисподней”.

Последний период творчества Бахтина для его культурологии ознаменовался введением представления о “диалоге культур». Если мировые культуры суть в некотором смысле “личности”, то с т. зр. Бахтина, между ними должен существовать, нескончаемый “диалог».

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993) - литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотич. школы гуманитарных исследований. Культуры Лотман рассматривает как сменяющие друг друга типы коммуникаций:

· бесписьменныекультуры,

· письменные,

· книжные и

· культуры современных информационных технологий.

Смена типа коммуникации приводит к расширению информационного пространства культуры, что способствует общению между культурами и их развитию.

Ю.М. Лотман в книге «Культура и взрыв» рассматривает характер культурного развития в рамках предсказуемости или непредсказуемости. Резкое изменение культурных составляющих есть взрыв, обладающий непредсказуемостью. Кроме взрывных процессов развития культуры есть постепенные, обладающие некоторой предсказуемостью. Например, научные открытия являются явлением культурного взрыва, а их реализация—подчиняется постепенной динамики. Поэтому динамические процессы в культуре подобны маятнику, колебания которого есть переход, смена взрывов постепенностью.

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) - историк культуры, этнограф. Главной идей Гумилева является теория пассионарности. Культурологическая концепция Гумилева отрицает цикличность. По его мнению, культура развивается импульсивно и состоит из “концов и начал”. Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Человек не может существовать вне этноса. Главным определяющим началом оформления этнической целостности является ландшафт, или географическая среда. Рождение культуры обусловлено, прежде всего, рождением этноса.

Пассионарность— это стремление к изменению окружения. Носителями пассинарности являются пассионарии— люди, проявляющие пассионарность культуры и оказывающие там самым значительное воздействие на ее динамику. К пассионарным личностям он относит А.Македонского, Чингис Хана, Цезаря, А.Невского, Наполеона, Рафаэля, Ван Гога и др. Появление новой культуры инициируется мощным всплеском пассионарного напряжения. Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных культур, либо к расширению ареала за счет неокультуренных территорий.

Арнольд Тойнби в качестве источника выделяет «вызов» и «ответ». Цивилизации возникают в результате мутаций и собственных внутренних изменений.



Просмотров 556

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!