![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 21 часть
Наши товарищи говорили также, что сидеть между двумя земными поклонами следует не долго, а столько же, сколько и при совершении обычных молитв, однако этот вопрос является спорным. В одном из достоверных хадисов упоминается о том, что в подобных случаях пророк, 474. Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Посланник Аллаха, Глава 132. Какие слова желательно произносить во время моления о ниспослании дождя В подобных случаях желательно как можно чаще обращаться к Аллаху с мольбами, поминать Аллаха и покорно просить Его о прощении. Слова мольбы, с которыми обращаются к Аллаху в подобных случаях, известны: «О Аллах, напои нас дождём спасительным, приятным, сильным, покрывающим всё и идущим постоянно[1119]! О Аллах, (пусть этот дождь прольётся) на горные вершины, места произрастания деревьев и в вади[1120]! О Аллах, мы просим Тебя о прощении, ведь, поистине, Ты − Прощающий, ниспошли же нам ливень! О Аллах, напои нас дождём и не ввергай нас в отчаяние! О Аллах, сделай так, чтобы выросли наши растения, а вымя (каждого животного) давало много молока, напои нас благом с неба и произрасти для нас блага земли! О Аллах, удали от нас напряжение, голод и наготу и избавь нас от того испытания, от которого можешь избавить лишь Ты! /Аллахумма, аскы-на гайсан мугисан, хани’ан, мари’ан, гадакан, муджаллилян, саххан, ‘амман, табакан, да’иман! Аллахумма, ‘аля-з-зыраби, ва манабити-ш-шаджари, ва бутуни-ль-аудийати! Аллахумма, инна настагфиру-кя, инна-кя кунта Гаффаран, фа-арсили-с-сама’а ’аляй-на мидраран! Аллахумма, аскы-на-ль-гайса, ва ля тадж‘аль-на мина-ль-канитын! Аллахумма, анбит ля-на-з-зар‘а, ва адирра ля-на-д-дар‘а, ва аскы-на мин баракати-с-сама’и, ва анбит ля-на мин баракати-ль-арди! Аллахумма, ирфа‘ ‘ан-на-ль-джахда, ва-ль-джу‘а, ва-ль-‘урйа, ва икшиф ‘ан-на мина-ль-баля’и ма ля йакшифу-ху гайру-кя!» Если среди присутствующих есть человек, известный своей праведностью, желательно, чтобы люди попросили обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании его и сказали: «О Аллах, мы молим Тебя ниспослать дождь и обращаемся к Тебе с просьбой через такого-то Твоего раба». 475. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда (мусульман) поражала засуха, ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, и он говорил: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего пророка обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!»[1121] − и дождь действительно ниспосылался им.[1122] Известно, что с подобными просьбами обращался к праведникам Му‘авийа[1123] и другие люди. Во время моления о ниспослании дождя желательно читать из Корана то же, что читается и во время праздничной молитвы, о чём мы уже говорили. В начале первого раката слова “Аллаху акбар” произносятся семь раз, а в начале второго − пять, как и во время праздничной молитвы; всё, что было сказано мною о семикратном и пятикратном произнесении такбира во время праздничной молитвы, в равной степени касается и моления о ниспослании дождя. После завершения молитвы имам читает две хутбы, во время которых следует как можно чаще просить Аллаха о прощении и обращаться к Нему с мольбами. 476. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: − (Как-то раз) к пророку, 477. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1125] сказал: − Обращаясь к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, посланник Аллаха, 478. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: − (Однажды, когда) люди пожаловались посланнику Аллаха, Знай, что этот хадис ясно указывает на необходимость проведения хутбы перед молитвой. Об этом же ясно говорится и в других хадисах, которые приводят аль-Бухари и Муслим, что объясняют как указание на допустимость этого. Однако в большинстве трудов по фикху, написанных нашими товарищами и другими факихами, говорится, что в силу существования других хадисов молитву желательно совершать до хутбы и что так поступал посланник Аллаха, В подобных случаях обращаться с мольбами к Аллаху, очень высоко поднимая руки, желательно как вслух, так и про себя. Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: − Обращаясь к Аллаху с мольбой, пусть люди говорят: «О Аллах, Ты велел нам взывать к Тебе, пообещав дать ответ, и вот мы воззвали к Тебе, как Ты и велел, так ответь же нам! О Аллах, даруй нам прощение за то, что мы совершили, и даруй нам ответ (на мольбы) напоить нас, и даруй нам достаточный удел! /Аллахумма, амарта-на би-ду‘аи-кя ва ва‘адта-на иджабата-кя, ва кад да‘авна-кя кя-ма амарта-на, фа-аджиб-на кя-ма ва‘адта-на! Аллахумма-мнун ‘аляй-на би-магфирати ма карафна, ва иджабати-кя фи сукйа-на, ва са‘ати ризкы-на!/» Кроме того, следует обратиться к Аллаху с мольбами за верующих мужчин и женщин, призвать благословение на пророка, Кроме того, в подобных случаях следует обращаться к Аллаху с мольбами, которые приличествует произносить в минуты печали, говорить: «О Аллах, даруй нам в мире этом добро /Аллахумма, ати-на фи-д-дунйа хасанатан/», и обращаться к Нему с другими вышеупомянутыми мольбами, которые приводятся в достоверных хадисах. В своём труде “Аль-Умм” аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, пишет: − Как и во время праздничной молитвы, при проведении моления о ниспослании дождя имам читает две хутбы. Читая хутбу, ему следует возвеличивать Аллаха Всевышнего, воздавать Ему хвалу, призывать благословения на пророка, Затем он приводит сообщение, в котором говорится, что, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, проводил моление о ниспослании дождя, его мольбы по большей части представляли собой просьбы о прощении. Аш-Шафи‘и сказал: «Взывая к Аллаху, имам должен по большей части просить о прощении. Ему следует начать с этого свою мольбу, чётко выговаривая каждое слово, и закончить этим, и пусть такие мольбы составляют большую часть его слов, пока он не умолкнет. Кроме того, он должен побуждать людей к покаянию, проявлению повиновения Аллаху Всевышнему и стремлению приблизиться к Нему». Глава 133. Что желательно говорить, если поднимется сильный ветер 479. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда ветер начинал бушевать, пророк, 480. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: − Я слышал, как посланник Аллаха, 481. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: − Когда пророк, 482. Передают со слов Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, − Не поносите ветер, а если заметите то, что вам не понравится[1136], говорите: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благе этого ветра, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что ему было велено, и прибегаем к Твоей защите от зла этого ветра и зла того, что ему было велено! /Аллахумма, инна нас’алю-кя мин хайри хазихи-р-рихи, ва хайри ма фи-ха, ва хайри ма умират би-хи, ва на‘узу би-кя мин шарри хазихи-р-рихи ва шарри ма умират би-хи!/»[1137] 483. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: − Когда ветер усиливался, посланник Аллаха, 484. Передают со слов Анаса бин Малика и Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, 485. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда бы ни поднимался ветер, пророк, Ибн ‘Аббас сказал: − В Книге Аллаха Всевышнего (сказано): {И наслали Мы на них в день непрерывного злосчастья сильный воющий ветер...»[1141], и (сказано также): «Мы наслали на них губительный ветер...}[1142] Всевышний сказал: {И Мы послали ветры, оплодотворяющие (тучи)[1143], а потом низвели с неба воду и напоили вас ею...}[1144], и Он, слава Ему, сказал также: {К числу знамений Его относится то, что Он посылает ветры в качестве вестников блага...}[1145] 486. Сообщается, что, когда один человек пожаловался пророку, Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Никто не должен поносить ветры, ибо это − создания Аллаха, подвластные Ему, и воины, которые принадлежат к числу Его воинов, и по Своему желанию Он делает их милостью или наказанием». Глава 134. Что желательно сказать при виде падающей звезды 487. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: − Нам было велено не провожать глазами падающие звёзды, а если это случится, говорить: «Так пожелал Аллах, нет силы ни у кого, кроме Аллаха /Ма ша’а-Ллаху, ля куввата илля би-Ллях/».[1147] Глава 135. О том, что нежелательно ни указывать пальцем, ни смотреть на падающую звезду или молнию К этой главе относится также предыдущий хадис. 488. Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит молнию, пусть не показывает на неё пальцем, но описывает её словами».[1148] Аш-Шафи‘и сказал: «Арабы до сих пор считают это нежелательным». Глава 136. Что желательно сказать тому, кто услышит раскаты грома 489. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, услышав раскаты грома, посланник Аллаха, 490. Сообщается, что, услышав раскаты грома, ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, прерывал разговор и говорил: «Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, воздавая Ему хвалу из страха перед Ним! /Субхана-Ллязи йусаббиху-р-ра‘ду би-хамди-хи ва-ль-маля’икяту мин хыфати-хи!»[1151] Сообщается, что, услышав раскаты грома, видный последователь имам Таус, да будет доволен им Аллах, всегда говорил: «Слава Тому, Кого ты восславил! /Субхана ман саббахта ля-ху!/»[1152] Аш-Шафи‘и сказал: − Очевидно, он имел в виду слова Аллаха Всевышнего: {Гром славит Его, воздавая Ему хвалу...}[1153] Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − (Однажды,) когда мы находились в пути вместе с ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, раздались раскаты грома, засверкали молнии и пошёл град. Ка‘б сказал нам: «Человек, который, трижды произнесёт слова: “Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, воздавая Ему хвалу из страха перед Ним!”, услышав раскаты грома, будет избавлен от зла этого грома». Мы произнесли эти слова, и были избавлены. Глава 137. Что желательно говорить, когда идёт дождь 491. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, В “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях пророк, 492. Сообщается, что пророк, Аш-Шафи‘и сказал: «Я запомнил, что не один человек старался получить ответ на свою мольбу во время выпадения дождя и совершения молитвы». Глава 138. Что желательно говорить после дождя 493. Сообщается, что Зайд бин Халид аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал: «В аль-Худайбийи[1157] посланник Аллаха, − Он сказал: «Этим утром (некоторые) из рабов Моих (остались) верующими в Меня, а (некоторые) стали неверными. Что касается сказавшего: “Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его /Мутыр-на би-фадли-Лляхи ва рахмати-хи/”, то он верует в Меня и не верит в планеты[1158]. Что же касается сказавшего: “Нам был послан дождь благодаря такой-то планете”, то он не верует в Меня и верит в планеты».[1159] Улемы указывали, что если мусульманин скажет: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете», имея в виду, что эта планета вызвала дождь, то он, несомненно, станет неверным и вероотступником. Если же мусульманин произнесёт эти слова, имея в виду, что планета служит признаком, указывающим на то, что пойдёт дождь, который является действием и творением Аллаха Всевышнего, тогда его не следует считать неверным. Улемы расходились во мнениях относительно нежелательности произнесения таких слов, однако правильным является мнение, согласно которому говорить так нежелательно, поскольку так говорят неверные. На это указывает прямой смысл хадиса и об этом говорит в “Аль-Умм” и других трудах аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше. Желательно благодарить Аллаха Всевышнего, слава Ему, за эту милость, то есть за дождь. Глава 139. Что желательно говорить, когда есть основания опасаться, что начавшийся дождь может причинить вред 494. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: − (Как-то раз) в пятницу один человек вошёл в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда посланник Аллаха, (Анас) сказал: «Клянусь Аллахом, (в это время) на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль‘[1161] не было никаких строений или домов». (Анас) сказал: «И (вдруг) из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась (во все стороны), а потом полил дождь». (Анас) сказал: − Клянусь Аллахом, (после этого) мы не видели солнца целых шесть дней, а когда посланник Аллаха, (Анас) сказал: − Тогда посланник Аллаха, (Анас) сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце».[1162]
Глава 140. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время молитв “таравих” Знай, что совершение молитв “таравих”, по единодушному улемов, соответствует сунне. Такие молитвы состоят из двадцати ракатов с произнесением таслима после каждых двух ракатов. В остальном “таравих” ничем не отличаются от всех прочих молитв, описания которых приводились выше, и в случае их совершения произносятся общепринятые слова поминания, например, “ду‘а аль-истифтах”, обращения к Аллаху с мольбами во время молитвы, полное чтение ташаххуда, мольбы после ташаххуда и прочие слова поминания. Хотя всё сказанное очевидно и известно, я обратил на это внимание, так как в основном люди относятся к подобным вещам недостаточно серьёзно и не произносят большую часть слов поминания, однако правильным является то, о чём говорилось нами выше. Что же касается чтения Корана, то, согласно правильному мнению, которое разделяло большинство улемов и в соответствии с которым поступают люди, в течение месяца во время молитв “таравих” следует прочесть Коран полностью. Это значит, что каждую ночь необходимо прочитывать одну тридцатую часть Корана. Желательно, чтобы имам читал Коран, чётко выговаривая каждую букву, и избегал чтения более чем одной части за ночь. Следует остерегаться повторять то, что обычно делают во многих мечетях невежественные имамы, которые во время последнего раката этой молитвы, совершаемой в 7-ю ночь рамадана, полностью читают суру “Скот”, утверждая, что эта сура была ниспослана за один раз. Однако подобные действия являются отвратительным нововведением и проявлениями явного невежества, что приводит ко многим пагубным последствиям, о чём уже говорилось в “Книге о чтении Корана”. Глава 141. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить после молитвы, совершаемой в случае возникновения необходимости в чём-либо 495. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, − Пусть тот, кому что-либо понадобится от Аллаха Всевышнего или от кого-нибудь из людей, должным образом совершит омовение, потом совершит молитву в два раката, потом воздаст хвалу Всемогущему и Великому Аллаху и призовёт благословения на пророка, В подобных случаях желательно также обращаться к Аллаху, как обращаются к Нему тогда, когда человеком овладевает печаль, то есть говорить: «О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/»[1164] 496. Передают со слов ‘Усмана бин Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что как-то раз к пророку, Глава 142. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время совершения молитвы прославления /салят ат-тасбих/ Ат-Тирмизи пишет в “Сунан”: − Известен не один хадис, в котором сообщается о том, что пророк,
![]() |