Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 25 часть



Отдельные хадисы, приводимые в этой главе, уже приводились в предыдущей главе.

541. Сообщается, что (как-то раз один) человек спросил аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен им Аллах: «Верно ли, что в день (битвы при) Хунайне вы бежали, (покинув) посланника Аллаха, ?» Он сказал:

− (Да,) но посланник Аллах, , не побежал. (Люди из племени) хавазин хорошо стреляли из луков; повстречавшись с ними, мы атаковали их, и они побежали, а когда мусульмане занялись военной добычей, они обстреляли нас из луков. Что же касается посланника Аллаха, , то он не обратился в бегство, и, поистине, я видел, как он сидел на своей белой мулице. (В это время) Абу Суфйан бин аль-Харис держал её под уздцы, а пророк, , произносил (такие слова):

Я − пророк, и нет (в этом) лжи!

Я − Ибн ‘Абд аль-Мутталиб![1319]

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «(Посланник Аллаха, ,) спешился и стал обращаться к Аллаху с мольбами и просить Его о помощи».

542. Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я видел, как во время нашествиия союзных племён[1320] посланник Аллаха, , живот которого был покрыт пылью, переносил землю, произнося (такие слова):

Если бы не Ты, не встали бы мы на верный путь,

не давали бы милостыню и не молились!

Ниспошли же нам спокойствие

и укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов).

Поистине, эти (люди) замыслили (недоброе) против нас,

Но если захотят они (ввести нас в) соблазн, мы не поддадимся!

/Ляу ля Анта ма-хтадайна,

ва ля тасаддакна, ва ля салляйна,

фа-нзили-с-сакината ‘аляй-на,

ва саббити-ль-акдам ин лякайна,

инна-ль-уля кад багау ‘аляй-на,

иза араду фитнатан абайна/.[1321]

543. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Мухаджиры и ансары, да будет доволен ими Аллах, принялись копать ров вокруг Медины, и они переносили землю на своих спинах, говоря:

Мы − те, кто поклялся Мухаммаду,

что будем верны исламу, пока живы

/Нахну-ллязина байа‘у Мухаммадан

‘аля-ль-ислами[1322] ма бакай-на/.

Что же касается пророка, , то он отвечал им (такими словами):

О Аллах, поистине, нет блага, кроме блага мира вечного,

благослови же ансаров и мухаджиров!

/Аллахумма, инна-ху ля хайра илля хайру-ль-ахырати,

фа-барик фи-ль-ансари ва-ль-мухаджирати!/[1323]

Глава 158. О том, что человеку, получившему ранение, желательно проявлять терпение, выказывать силу, считать благом то, что он был ранен на пути Аллаха, так как это может привести его к мученической смерти за веру, и радоваться этому, ибо для нас это не беда, а наша цель, предел наших надежд и наше заветное желание

Аллах Всевышний сказал: {И ни в коем случае не считай тех, которые были убиты на пути Аллаха, покойными. Нет, они живы и получают удел от Господа своего, * радуясь тому, что даровал им Аллах по милости Своей, и ликуя ввиду того, что те, которые ещё не присоединились к ним и остались позади них, не испытают страха и не будут печалиться. * Они радуются благодеянию и милости Аллаха, а также тому, что Аллах не оставит без награды верующих, * которые ответили Аллаху и Его посланнику после того, как были ранены, ибо тем из них, которые творили благое и были богобоязненны, уготована великая награда, * тем, которым люди говорили: “Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!” − (однако) это (лишь) добавило им веры, и они сказали: “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” * Они вернулись с милостью и даром Аллаха, и не коснулось их зло, и последовали они за тем, что угодно Аллаху, а Аллах − Обладатель великой милости}.[1324]

544. В передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадисе о чтецах Корана, которые пали жертвой вероломства неверных, убивших их у колодца Ма‘уна,[1325] сообщается следующее:

− Один из неверных насквозь пронзил дядю Анаса, Харама бин Мильхана, копьём, и (перед смертью) Харам воскликнул: «Аллах велик! Клянусь Господом Каабы, я преуспел! /Аллаху акбар![1326] Фузту, ва Рабби-ль-Ка‘бати!/»[1327]

Глава 159. О том, что желательно говорить, если мусульмане добьются победы над врагом

В подобном случае следует как можно больше благодарить Аллаха и воздавать Ему хвалу, признавая, что это произошло по милости Аллаха[1328], а не благодаря нашей силе[1329], и что помощь оказывает только Аллах[1330], и пусть участников сражения не обольщает их многочисленность, поскольку это может ослабить их, на что указывают слова Аллаха Всевышнего: {Аллах уже оказал вам помощь во многих местах[1331], ( в том числе) и в день Хунайна, когда ваша многочисленность привела вас в восторг, но ничего не дала вам, и земля стала для вас тесной, несмотря на её обширность, и вы обратились в бегство}.[1332]

Глава 160. О том, что желательно говорить, если кто-нибудь станет свидетелем поражения мусульман, да упасёт нас от этого Аллах!

Желательно, чтобы человек, который увидит поражение мусульман, начал поминать Аллаха Всевышнего, просить Его о прощении, обращаться к Нему с мольбами и просить о выполнении Его обещания помочь мусульманам и вознести Его религию выше любой иной религии. Так, например, желательно говорить слова, которые произносятся в тех случаях, когда человеком овладевает печаль, и которые уже приводились нами выше: «Нет бога, кроме Аллаха, Великого, Кроткого, нет бога, кроме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, Господа земли и Господа благородного престола! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-‘Азыму-ль-Халиму, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-ль-‘арши-ль-‘азыми, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-с-самаввати, ва Раббу-ль-арди, ва Раббу-ль-‘арши-ль-карим!/» В таких случаях желательно обращаться к Аллаху и с другими мольбами, которые приводились ранее и которые произносятся тогда, когда человеком овладевает страх или когда он подвергается опасности. Ранее мы уже приводили сообщение о том, что, увидев, что мусульмане терпят поражение, посланник Аллаха, , спешился и стал обращаться к Аллаху с мольбами и просить Его о помощи, после чего ему была дарована победа,[1333] а Аллах Всевышний сказал: {Посланник Аллаха являет собой прекрасный пример для вас...}[1334]

545. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Когда в день битвы при Ухуде[1335] мусульмане покинули (свои позиции), мой дядя Анас бин ан-Надр воскликнул: «О Аллах, я приношу тебе извинения за то, что сделали эти, − имея в виду своих товарищей − и (призываю) Тебя (засвидетельствовать) мою непричастность к (тому, что совершили) те[1336]!» (Сказав это,) он двинулся вперёд и сражался, пока не погиб, а (после боя) мы нашли его убитым и обезображенным многобожниками и насчитали на (его теле) восемьдесят ран от мечей, копий и стрел.[1337]

Глава 161. Имам воздаёт хвалу тому, кто показал в бою своё умение сражаться

546. В длинном хадисе, в котором рассказывается о набеге многобожников на пастбище Медины и захвате ими верблюдиц, а также о том, как Салама и Абу Катада преследовали их, сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Посланник Аллаха, , сказал: «Сегодня лучшим из наших всадников был Абу Катада, а лучшим из пеших воинов − Салама».[1338]

Глава 162. О том, что желательно говорить во время возвращения из военного похода

Если будет угодно Аллаху Всевышнему, хадисы, в которых говорится об этом, будут приведены в “Книге о словах поминания Аллаха, которые желательно произносить путнику”.

 

 

 
 


Книга о словах поминания Аллаха, которые желательно произносить путнику

Знай, что ночью, днём, в случае изменения обстановки, равно как и в иных случаях, путнику желательно произносить те же слова, что и людям, живущим на одном месте, и эти слова уже приводились нами ранее. Однако наряду с этим путнику желательно произносить и другие слова, которые приводятся в этой книге. Известно очень много таких слов, и поэтому в соответствующих главах они, если пожелает Аллах Всевышний, к Которому я обращаюсь за помощью и на Которого уповаю, будут приведены мной вкратце.

Глава 163. Просьба о благословении и обращение за советом

Знай, что человеку, который решит отправиться в путь, желательно обратиться за советом к благожелательному, сострадательному и опытному человеку, на религиозность и знания которого можно положиться. О необходимости этого свидетельствуют слова Аллаха Всевышнего {...и советуйся с ними о делах...}[1339] и многиедругие указания. Если человек сделает всё это и выяснится, что поездка может принести пользу, ему следует обратиться к Аллаху Всевышнему, слава Ему, с просьбой о благословении, потом совершить дополнительную молитву в два раката и обратиться к Аллаху с мольбой о даровании ему того, чего он желает, о чём речь уже шла выше.[1340] Указанием на желательность испрашивания благословения служит приводимый аль-Бухари хадис, в котором говорится о том, как следует обращаться с такой мольбой и совершать вышеупомянутую молитву, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 164. О словах поминания Аллаха, которые желательно произнести тому, кто принял решение отправиться в путь

Если человек примет решение отправиться в путь, пусть постарается предпринять ряд шагов, в том числе: напишет необходимое завещание, которое следует должным образом засвидетельствовать[1341], попросит прощения у своих партнёров за все недоразумения, которые случались в их совместных делах, получит согласие своих родителей, шейхов и всех тех, по отношению к кому рекомендуется проявлять почтительность, принесёт покаяние Аллаху и попросит у Него прощения за все свои грехи и проступки. Кроме того, пусть он попросит Аллаха Всевышнего оказывать ему помощь и постарается разузнать обо всём, что ему может понадобиться в пути. Если человек намеревается принять участие в военном походе, он должен узнать обо всём, что необходимо знать воину, то есть о том, как следует вести боевые действия, с какими мольбами желательно обращаться к Аллаху и как следует делить военную добычу. Кроме того, ему следует помнить, что бегство с поля боя считается большим грехом, и знать много других вещей. Если человек собирается совершить хаджж или умру, он должен узнать, как следует совершать обряды хаджжа, или взять с собой книгу, в которой говорится об этом, но будет ещё лучше, если он сделает и то и другое. То же самое относится к участникам военного похода, равно как и ко всем остальным путникам, поскольку желательно, чтобы каждый из них имел с собой книгу, в которой описывалось бы всё, что может ему понадобиться. Если в путь собирается отправиться купец, ему следует изучить всё, что касается торговых сделок, и узнать, какие из них являются действительными /сахих/ или недействительными /батыль/, дозволенными /халяль/ или запретными /харам/, желательными /мустахабб/, нежелательными /макрух/ или допустимыми /мубах/, а также научиться определять, к какой из вышеупомянутых категорий относится та или иная сделка. Если человек полностью посвящает себя поклонению Аллаху и сторонится людей, постоянно находясь в пути, ему следует знать обо всём, что касается его религиозных дел, поскольку это является важнейшим из всего, к познанию чего он должен стремиться. Если человек собирается отправиться на охоту, он, как и любой охотник, должен выяснить, каких животных разрешается или запрещается употреблять в пищу, какая охота является дозволенной, а какая запретной, каковы необходимые условия заклания животного, на что можно охотиться с помощью собак, а что следует убивать стрелами, и так далее. Если человек является пастухом, ему следует знать всё, в чём будет нуждаться тот, кто удаляется от людей, а также научиться мягкому обращению с животными и благожелательности по отношению к ним и к их хозяевам. Пастух должен внимательно смотреть за животными и получить от их владельцев разрешение время от времени забивать их в каких-либо непредвиденных случаях или по иным причинам. Если человек является посланником, которого один правитель направляет к другому, он должен уделить внимание изучению правил ведения переговоров с сильными мира сего, иметь представление о том, как следует отвечать на вопросы, которые ему могут задать в ходе беседы, и о том, что ему разрешается есть, и какие подарки принимать, и знать, что необходимо проявлять искренность, отказаться от попыток прибегнуть к обману и проявлений лицемерия и остерегаться всего, что может привести к предательству или иным запретным вещам. Если человек является уполномоченным по взиманию долгов или доверенным в каких-либо иных делах такого рода, он должен узнать, что ему разрешается или не разрешается покупать и продавать и чем он может распоряжаться по собственному усмотрению, выяснить, при каких условиях необходимо привлекать свидетелей и что в таких случаях является обязательным или необязательным, и узнать, какие поездки ему можно предпринимать. Если кто-либо из вышеупомянутых лиц захочет отправиться в путь по морю, ему следует выяснить, в каких случаях это можно делать. Обо всём этом говорится в книгах по фикху, здесь же не место для подробного рассмотрения вопросов такого рода. Моя цель состоит лишь в том, чтобы привести соответствующие особым случаям слова поминания Аллаха, и я молю Аллаха оказать содействие и привести к благому исходу меня самого, тех, кого я люблю, и всех мусульман вообще.

Глава 165. О словах поминания Аллаха, которые желательно произнести тому, кто хочет выйти из своего дома

547. Желательно, чтобы человек, который захочет выйти из своего дома, совершил молитву в два раката, поскольку в хадисе, переданном со слов аль-Мукаттама бин аль-Микдама[1342], да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Никто не оставлял своей семье ничего лучшего, чем молитва в два раката, совершаемая человеком тогда, когда он хочет отправиться в путь».[1343]

Некоторые наши товарищи считали, что во время первого раката такой молитвы после “Аль-Фатихи” желательно прочесть суру “Неверные”, а во время второго − суру “Искренность”. Другие говорили, что во время первого раката после “Аль-Фатихи” желательно прочесть суру “Рассвет”, во время второго − суру “Люди”, а после таслима − айат трона[1344], поскольку сообщается, что “того, кто перед выходом из дома прочтёт айат трона, не постигнет ничто дурное, пока он не вернётся”.[1345] Желательно также прочитать суру “Курайшиты”[1346], поскольку почтенный имам Абу-ль-Хасан аль-Казвини, который был факихом шафиитского мазхаба и обладал обширными познаниями, сказал, что это будет оберегать человека от всего дурного. Абу Тахир бин Джахшавайх сказал:

− Однажды, когда я хотел отправиться в путь, но опасался этого, я пришёл к аль-Казвини, чтобы попросить его обратиться за меня с мольбами к Аллаху, но он первым заговорил со мной и сказал: «Пусть тот, кто хочет двинуться в путь, но опасается врага или дикого зверя, прочтёт суру “Курайшиты”, ибо она защитит его от всего дурного». Я прочитал её, и со мной действительно не случилось ничего неожиданного до сего дня.

Желательно, чтобы человек, который завершит чтение Корана, обратился к Аллаху с искренней мольбой. В подобных случаях лучше всего говорить: «О Аллах, к Тебе обращаюсь за помощью и на Тебя уповаю; о Аллах, дай мне преодолеть трудности, с которыми я столкнулся, облегчи для меня затруднения моего путешествия, даруй мне больше благого, чем я прошу, и отведи от меня всё дурное! Господь мой, расширь моё сердце и облегчи моё положение; о Аллах, поистине, я молю Тебя хранить меня и вверяю Тебе самого себя, свою религию, свою семью, своих близких и всё из благ обоих миров, что Ты даровал мне и им, так храни же всех нас от всего дурного, о Щедрый! /Аллахумма, би-кя аста‘ину ва ‘аляй-кя атаваккалю; Аллахумма, заллиль ли су‘убата амри, ва саххиль ‘аляййа машакката сафари, ва-рзук-ни мин аль-хайри аксара мим-ма атлюбу, ва-сриф ‘ан-ни кулля шаррин! Рабби, ишрах ли садри, ва йассир ли амри; Аллахумма, инни астахфизу-кя ва астауди‘у-кя нафси, ва дини, ва ахли, ва акариби, ва кулля ма ан‘амта ‘аляййа ва ‘аляй-хим би-хи мин ахыратин ва дунйа, фа-хфаз-на аджма‘ина мин кулли су’ин, йа Карим!/» Начинать и завершать эту мольбу следует хвалой Аллаху Всевышнему и призыванием благословения на посланника Аллаха, . После того как человек поднимется на ноги, пусть произнесёт слова, которые приводятся в хадисе Анаса, да будет доволен им Аллах.

548. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда посланник Аллаха, , намеревался двинуться в путь и поднимался на ноги, он всегда говорил: «О Аллах, к Тебе я направляюсь и у Тебя ищу убежища! О Аллах, избавь меня от того, что беспокоило меня и чему я не придаю значения, о Аллах, надели меня благочестием, прости мне грех мой и направь меня к благому, куда бы я ни направлялся! /Аллахумма, иляй-кя тавадджжахту ва би-кя и‘тасамту! Аллахумма-кфи-ни ма хамма-ни ва ма ля ахтамму ля-ху, Аллахумма, заввид-ни-т-таква, ва-гфир ли занби, ва ваджжих-ни ли-ль-хайри айна-ма тавадджахту!»[1347]

Глава 166. О словах поминания Аллаха, которые желательно произнести тому, кто вышел из своего дома

В начале нашей книги уже приводились слова поминания Аллаха, которые желательно произносить человеку, вышедшему из своего дома. Те же слова желательно как можно чаще произносить и тому, кто собирается двинуться в путь. Кроме того, желательно, чтобы такой человек попрощался с членами своей семьи, своими родными, товарищами и соседями, попросил их обращаться к Аллаху с мольбами за него и сам обратился к Нему с мольбой за них.

549. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, когда Аллаху Всевышнему вверяют что-либо, Он сохраняет это».[1348]

550. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

− Пусть тот, кто захочет отправиться в путь, скажет тем, кого он оставляет (дома): «Вверяю вас Аллаху, у Которого не пропадает отданное Ему на хранение /Астауди‘у-куму-Ллаха аллязи ля тады‘у вадаи‘у-ху/».[1349]

551. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь из вас захочет отправиться в путь, пусть попрощается со своими братьями, ибо, поистине, Аллах Всевышний сделает их мольбы (за него) благими».[1350]

Согласно сунне тому человеку, с которым прощается отъезжающий, желательно сказать те слова, которые приводятся в следующем хадисе.

552. Сообщается, что Каза‘а сказал:

− (Однажды) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал мне: «Подойди, и я попрощаюсь с тобой, как прощался со мной посланник Аллаха, , (который говорил): “Вверяю Аллаху твою религию, то, что отдано тебе на хранение[1351], и исход твоего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя, ва хаватима ‘амали-кя/”».[1352]

Имам аль-Хаттаби сказал: «Здесь под отданным на хранение подразумевается семья человека, его достояние и то, что находится у его доверенного лица. В данном случае религия упоминается ввиду того, что путешествие связано с определёнными трудностями, а это может послужить причиной пренебрежения некоторыми религиозными обязанностями».

553. Передают со слов Нафи‘а, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− Когда пророк, , прощался с кем-либо, он брал человека за руку и не отпускал её, пока тот сам не отпускал руку посланника Аллаха, , который говорил: «Вверяю Аллаху твою религию, то, что отдано тебе на хранение, и исход твоего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя, ва ахыра ‘амали-кя/».[1353]

554. Передают со слов Салима, что, когда кто-либо собирался отправиться в путь, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда говорил ему: «Подойди ко мне, и я попрощаюсь с тобой, как прощался с нами посланник Аллаха, », после чего произносил слова: «Вверяю Аллаху твою религию, то, что отдано тебе на хранение, и исход твоего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кя, ва аманата-кя, ва хаватима ‘амали-кя/».[1354]

555. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах б. Йазид аль-Хатми, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Желая попрощаться с (выступающими в поход) воинами, пророк, , обычно говорил: «Вверяю Аллаху вашу религию, то, что отдано вам на хранение, и исход вашего дела /Астауди‘-Ллаха дина-кум, ва аманата-кум, ва хаватима а‘мали-кум/».[1355]

556. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) к пророку, , пришёл один человек, который попросил: «О посланник Аллаха, я собираюсь уехать, (напутствуй же) меня», и (пророк, ,) сказал: «Да наделит тебя Аллах благочестием /Заввадя-кя-Ллаху-т-таква/». (Этот человек) попросил: «Добавь мне (ещё что-нибудь)», и (пророк, ,) сказал: «И да простит Он тебе твой грех /Ва гафара занба-кя/». (Этот человек) попросил: «Добавь мне (ещё что-нибудь)», и (пророк, ,) сказал: «И да облегчит Он для тебя (достижение) благого, где бы ты ни был /Ва йассара ля-кя-ль-хайра хайсу-ма кунта/».[1356]

Глава 167. О том, что человеку, который собирается двинуться в путь, желательно обратиться за наставлениями к праведным людям

557. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил: «О посланник Аллаха, я хочу отправиться в путь, так дай же мне наставление». (Пророк, ,) сказал: «Тебе следует страшиться Аллаха Всевышнего и произносить слова “Аллаху акбар” всякий раз, как поднимешься на какую-нибудь возвышенность», когда же этот человек повернулся, (чтобы уйти, пророк, ,) сказал: «О Аллах, сократи для него дальний (путь) и облегчи для него (трудности этого) путешествия! /Аллахумма,-тви ля-ху-ль-ба‘ида ва хаввин ‘аляй-хи-с-сафара!/»[1357]

Глава 168. О том, что остающемуся желательно поручить уезжающему обращаться к Аллаху с мольбами за него в благих местах, даже если остающийся лучше уезжающего

558. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В своё время) я обратился к пророку, , за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!» – и я не променял бы (его) слова на (весь) мир этот!

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал): «О братец, включи и нас в свои мольбы!»[1358]

Глава 169. Что желательно сказать тому, кто сядет верхом

Аллах Всевышний сказал: {…и Он создал для вас корабли и животных, на которых вы ездите, чтобы вы садились на них,[1359] а потом, усевшись (там), вспоминали о милости вашего Господа и говорили: “Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу; # поистине, мы вернёмся к Господу нашему!”}[1360]

559. Сообщается, что ‘Али бин Раби‘а сказал:

– (Однажды) я видел, как к ‘Али бин Абу Талибу подвели верховое животное, чтобы он сел на него. Вдев ногу в стремя, он произнёс слова “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, когда выпрямился в седле, произнёс слова “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, а потом сказал: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему! /Субхана-ллязи саххара ля-на хаза, ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун!/» Затем он по три раза произнёс слова “Аллаху акбар” и “Аль-хамду ли-Ллях”, а потом сказал: «Слава Тебе! Поистине, я сам себя обидел[1361], прости же меня, ведь никто не прощает грехов, кроме Тебя! /Субхана-кя! Инни залямту нафси, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта!/» – после чего рассмеялся. Его спросили: «О повелитель правоверных, почему ты смеёшься?» – (на что ‘Али , да будет доволен им Аллах,) ответил:

– Я видел, как пророк, , поступил так же, как сейчас поступил я, а потом рассмеялся, и я спросил (его): «О посланник Аллаха, почему ты смеёшься?» В ответ он сказал: «Поистине, Господь твой, слава Ему, любит, когда Его раб произносит слова “Прости мне грехи мои! /Игфир ли зунуби!/” – (и Он говорит): “Он знает, что никто не прощает грехи, кроме Меня”».[1362]

560. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, , садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова “Аллах велик /Аллаху акбар/”, а потом говорил: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и, поистине, мы вернёмся к Господу нашему! О Аллах, поистине, мы просим Тебя (помочь нам придерживаться) благочестия и богобоязненности в этом нашем путешествии[1363] и совершать такие дела, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье[1364]; о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое (может навеять) увиденное, и от всего дурного, (что может случиться) с имуществом и семьёй[1365]! /Субхана-ллязи саххара ля-на хаза, ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас’алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква, ва мин аль-‘амали ма тарда! Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу‘да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва‘са’и-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари, ва су’и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахль!/» Возвращаясь же, он повторял эти слова и добавлял к ним (следующее): «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему /Аййибуна, та’ибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун/».[1366]

Здесь приводится версии Муслима. В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, также сказал:

– Поднимаясь в гору, пророк, , и его воины произносили слова “Аллах велик /Аллаху Акбар/”, спускаясь же (в низины), они говорили: «Слава Аллаху /Субхана-Ллах/».

561. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Сарджис, да будет доволен им Аллах, сказал: «Находясь в пути, посланник Аллаха, , часто обращался к Аллаху за защитой от трудностей пути, печального исхода, падения после возвышения[1367], проклятий притесняемого и всего, что может доставить огорчение человеку, увидевшему свою семью и своё имущество».[1368]

562. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Сарджис, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Находясь в пути, пророк, , часто говорил: «О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, печального исхода, падения после возвышения, проклятий притесняемого и всего, что может доставить огорчение человеку, увидевшему свою семью и своё имущество! /Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли. Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ва‘са’и-с-сафари, ва кяабати-ль-мункаляби, ва мин аль-хаури ба‘да-ль-кауни, ва мин да‘вати-ль-мазлюми ва мин су’и-ль-манзари фи-ль-ахли ва-ль-маль!»[1369]



Просмотров 434

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!