Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА СКОРОЙ ПОМОЩИ



Современная медицинская деонтология — это комплекс юридических, профессиональных и моральных обязанностей и правил поведения врача по отношению к больному, его родным и близким, коллегам. Это учение о дол­ге врача перед больным и его родственниками. На его основе определяются взаимоотношения между медработниками. Медицинская деонтология как научная дисциплина является стержневой основой врачебной этики.

Вопросы воспитания, профессиональной учебы, деонто­логии и врачебной этики должны занимать одно из ведущих мест в форми­ровании личности квалифицированного врача скорой медицинской помощи.

Прежде чем изложить основные положения медицинской этики и деон­тологии, их применение и использование в повседневной практической работе врача скорой медицинской помощи, следует, хотя бы в общих чертах, дать характеристику особенностей работы этого специалиста.

Профессия врача скорой помощи — это специальность героическая. Ра­боту врача скорой помощи в полном объеме и безошибочно может выпол­нить только прекрасно и всесторонне подготовленный врач общего профиля. Врачу скорой помощи, исходя из особенностей его работы, должны быть в полной мере присущи следующие качества:

— крепкое здоровье, высокоорганизованная, уравновешенная и подвиж­ная нервная система, достаточно крепкая физическая и психологическая выносливость;

— особая профессиональная врачебная наблюдательность, определяемая хорошо развитыми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осяза­нием, вкусовыми ощущениями;

— высокое чувство оптимизма, которое основывается на достаточно бо­гатом практическом опыте и хорошем знании своей специальности;

— умение сохранять спокойствие, собранность и постоянную готовность к решению новых задач по диагностике и лечению неотложных патологиче­ских состояний у больных и пострадавших в необычно складывающейся об­становке в любое время суток, при наличии высокого нервного и психиче­ского напряжения;

— высокая профессиональная подготовленность, а именно: знание всех неотложных состояний, которые могут встретиться на догоспитальном эта­пе, принципов и приемов их распознавания, способность быстро и квалифи­цированно проводить экстренные лечебные мероприятия, выбирать опти­мальную тактику;

— умение быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками, несмотря на наличие у пациента тяжелого, порой неизлечи­мого заболевания;

— обладание логическим мышлением и рассуждениями, способностью убедить больного и родственников в правильности своих умозаключений;

— способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять его сомнения и опасения, поддержать его при любых об­стоятельствах, как бы они неблагоприятно ни складывались для пациента;

— исключительная дисциплинированность, скромность, чистоплотность, высокая порядочность; особая предупредительность в отношениях с больны­ми и их родственниками;

— глубокое знание профессиональной подготовленности своих коллег и среднего медперсонала; становление и постоянное поддержание высокого авторитета коллег и среднего медперсонала у больных и их родственников.

Перечисленные особенности, характеризующие врача скорой помощи, не могут полностью отражать его повседневный труд.

Несмотря на сложность и большую ответственность повседневной прак­тической деятельности врача скорой помощи, ему нужно четко и скрупулезно соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Работа врача скорой помощи постоянно связана с обследованием и ле­чением большого числа больных. Отсюда самое главное в деятельности вра­ча — завоевать доверие пациента. Бесспорно, врачу всегда следует быть спо­койным, вежливым, избегать высокомерия и торопливости. Больной же, в свою очередь, будет доверять врачу, если поверит в его искренность, до­бросовестность, убедится в компетентности и квалифицированности, если он будет чувствовать, что врач его понимает и расположен к нему дружелюбно.

Одним из важных элементов медицинской этики является сохранение врачебной тайны. Врач по окончании медицинского института, принимая Присягу врача , дает обет всегда хранить врачебную тай­ну. Особенно тщательно и пунктуально этот обет должен соблюдать врач скорой медицинской помощи. По роду своей деятельности ему приходится беседовать не только с больными, но и с их родственниками, близкими им людьми, соседями. И вот в беседах с последними врачу скорой помощи сле­дует быть крайне осторожным, так как даже самым близким родственникам не всегда можно подробно сообщать о состоянии здоровья только что осмо­тренного больного. Академик Н. Н. Блохин считает, что широкое оповеще­ние знакомых, да и родных больного о состоянии его здоровья, когда в этом нет необходимости или это сопряжено с сохранением врачебной тайны,— реальный путь к ее рассекречиванию.

В духе педантичного отношения к сохранению врачебной тайны необхо­димо воспитывать всех членов бригады скорой медицинской помощи. Врачу скорой помощи следует периодически напоминать членам своей бригады, что профессиональные разговоры после осмотра больного ни в коем случае не должны вестись в квартире, на кухне, в коридоре, на лестничной площад­ке и лестнице, так как никогда нет полной уверенности в том, что они не мо­гут быть случайно или намеренно услышаны посторонними лицами. О со­стоянии здоровья больного нужно очень тактично и кратко, без лишних подробностей, сообщить только его самым ближайшим родственникам в от­сутствие посторонних лиц.

Врачу скорой помощи также необходимо очень осторожно формулиро­вать свой доклад ответственному врачу или старшему смены врачей о вы­полнении вызова, особенно, если он это делает, используя домашний теле­фон больного.

Выполняя визит к больному, врач скорой помощи никогда не должен показывать вида, что у него мало времени, масса других вызовов и он спе­шит. Это, как правило, производит очень нехорошее впечатление. Беседа врача с больным должна протекать без какой-либо спешки, в атмосфере до­брожелательности, инициатором должен быть врач, который направляет ее в необходимое русло. Откровенный разговор помогает больному выгово­риться, раскрыться. Беседа должна проводиться на языке, понятном пациенту, и соответствовать уровню его знаний и интеллекта. Врач всегда должен стремиться к тому, чтобы, внимательно следя за ходом беседы, сделать больного в какой-то степени помощником, способным содействовать уточне­нию диагноза и успеху лечения.

Врачу скорой помощи следует знать о том, что в настоящее время в свя­зи с ростом общей культуры и образованности населения, повышением у не­которых людей интереса к медицине, особенно вследствие заботы о состоя­нии своего здоровья, а также близких и родных значительно увеличилось число «просвещенных пациентов», особенно из числа «воинствующих диле­тантов». В беседе с такими больными врачу нужно быть особенно чутким и терпеливым. Перед ними врач скорой помощи выступает в роли полно­мочного представителя медицины и терпеливо убеждает их в правильности поставленного диагноза и необходимости проведения назначенного лечения.

Совершенно другой характер должна носить беседа врача скорой помо­щи с мнительными больными, которые уже заранее предполагают у себя на­личие тяжелого и неизлечимого заболевания. С такими пациентами о их бо­лезни нужно всегда говорить с известной долей оптимизма. Если это возможно, то такому больному нужно точно сообщить диагноз его заболе­вания, в простом изложении раскрыть сущность этой болезни и тем самым постараться привлечь его к активному участию в лечении.

Врач скорой помощи обязан обращать постоянное внимание на отноше­ния между членами бригады скорой помощи. Между членами бригады дол­жны быть нормальные товарищеские взаимоотношения, которые строятся на взаимном уважении и поддержании авторитета друг друга, товарищеской взаимопомощи. Такие взаимоотношения определяют здоровый психологиче­ский климат в бригаде, поддерживают хорошее бодрое настроение у всех ее членов. Врачу скорой помощи следует понимать, что особенно нетерпимым является высокомерное и пренебрежительное отношение врача, руководите­ля бригады, к младшим и средним медработникам. Возмутительны факты, когда врач обращается на «ты» и называет только по имени санитарку, мед­сестру, фельдшера, водителя, которые гораздо старше его по возрасту, В этом проявляется не только неуважительное отношение к человеку, но и непонимание той важной роли, которую играет в обеспечении работы бригады скорой помощи младший, средний и технический персонал.

Известно, что одна из первейших обязанностей любого врача — поддер­живать авторитет своего коллеги. К сожалению, еще встре­чаются врачи, которые могут сказать больному «Вас не так лечили», или «Да у Вас совсем другое заболевание, Вам неправильно поставили диагноз», или «И зачем только Вас оперировали?» Воспитанный, высококвалифициро­ванный, знающий врач скорой помощи никогда не позволит себе этого. Долг каждого врача — проявлять разумную терпимость к мнению своего коллеги. Попытки создать себе авторитет на принижении авторитета другого врача никогда не увенчивались успехом.

Врачу скорой помощи, который правильно, грамотно, с соблюдением всех законов чести, морали и врачебной этики строит свою работу и взаи­моотношения с коллегами, средним и младшим медперсоналом, больными и родственниками и соблюдает все основные принципы и правила медицин­ской деонтологии, как правило, работается легко. Если при неблагоприят­ном исходе при лечении тяжелобольного соблюдались все правила деонто­логии, то родственники погибшего часто становятся защитниками врача, оказывавшего помощь. И напротив, при несоблюдении этих правил между больным и родственниками, с одной стороны, и врачом — с другой может возникнуть конфликт даже в случаях совершенно правильно проведенного лечения и выздоровления больного.

В то же время не следует оправдывать тех пациентов, которые, начитав­шись научно-популярной литературы, заразились самоуверенным скепсисом, что весьма осложняет взаимоотношения больных с врачами. Отношение та­кого больного к врачу нередко принимает форму грубости и недоброжела­тельности. Здесь врачу необходимо проявить решительную, хотя и выдер­жанную по форме нетерпимость. Надо уметь давать отпор любому проявлению высокомерия и пренебрежения к личности врача со стороны пациентов.

Врач скорой помощи не должен никогда приходить в отчаяние даже в самой неблагоприятной обстановке. Опираясь на профессиональную под­готовку, он всегда может рассчитывать на лучшее и находить правильный выход из самых сложных обстоятельств.

Следует также подчеркнуть, что требования к профессиональной подго­товке и ответственности врача скорой помощи всегда были повышенными. Поведение его у постели больного должно служить примером для подража­ния. Быстрый в действиях, врач должен быть осторожным в суждениях и ни в коем случае не проявлять поспешности в своих умозаключениях и выво­дах. Ему необходимо соблюдать все, без какого-либо исключения, правила деонтологии в разговоре с больным и при его обследовании.

В заключение необходимо подчеркнуть, что обладание в полной мере такими качествами, как скромность, кристальная честность, уважение, взаим­ная выручка и поддержка, позволяет врачу скорой помощи в полном объеме выполнять требования медицинской деонтологии и врачебной этики, а это, в свою очередь, оказывает большую помощь в его повседневной и много­трудной практической работе.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ

 

ВВЕДЕНИЕ

Неотложная медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи, оказываемой больным при внезапных острых заболеваниях и обострениях хронических болезней в местах их проживания: на дому, в гостинице, общежитии и др.

Неотложная медицинская помощь оказывается круглосуточно отделениями неотложной помощи территориальных медицинских учреждений или объединений для взрослого и детского населения по месту жительства, и врачи неотложной помощи вызываются на дом при вышеуказанных заболеваниях и состояниях.

Отделение неотложной помощи может быть структурным подразделением территори­ального медицинского учреждения (объединения) или самостоятельным учреждением с непосредственным подчинением местным органам здравоохранения.

На отделение неотложной помощи возлагается выполнение следующих задач:

- оказание экстренной медицинской помощи при всех случаях острых хронических заболеваний и при их обострениях, обеспечение по показаниям (жизнеугрожающие состояния и т.д.) вызова бригады скорой помощи по профилю заболевания (повреждения);

- организация в необходимых случаях госпитализации больных через станцию скорой помощи или санитарным транспортом;

- обеспечение преемственности в работе с участковыми врачами и врачами-специалистами в проведении лечения и наблюдения за больными;

- своевременное оповещение СЭС о случаях выявленных инфекционных заболеваний.

По ходу выполнения своих обязанностей врач неотложной помощи может столкнуться

с развитием состояний, требующих или предполагающих возможность проведения реанимационных мероприятий. Поэтому еще до прибытия бригады скорой помощи он должен оценить состояние функций жизненно важных органов и систем, а при необходимости провести сердечно-легочную реанимацию (СЛР).

Врачи неотложной помощи имеют право выдавать больным листки временной нетрудоспособности сроком до трех дней в установленном порядке и рецепты на медикаменты.

Врачам неотложной помощи запрещается проводить освидетельствование на алко­гольное и наркотическое опьянение, а также выдавать судебно-медицинское заключение.

Взаимоотношение функций скорой и неотложной помощи в нашей стране имеет длительную и противоречивую историю. Объединение обеих служб способствовало переводу неотложной помощи на организационные рельсы аварийной службы, каковой является скорая помощь, но вместе с тем отвлекало силы скорой помощи от выполнения прямых задач, вело к задержкам с выполнением вызовов и другим неблагоприятным последствиям, среди которых не последнее место занимали нарушения преемственности в работе с территориальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями. С другой стороны, разъединение этих служб в прошлом и передача функций неотложной помощи поликлиникам не обеспечивали постоянную круглосуточную готовность неотложной помощи, что, в конечном счете, становилось дополнительной нагрузкой для службы скорой помощи.

Переход к методам экономического управления позволил материально заинтересовать медицинский персонал догоспитального этапа в количестве, качестве и оптимальных результатах своего труда. Это позволило, в свою очередь, организационно разграничить задачи и функции скорой и неотложной помощи.

Скорая медицинская помощь - вид и система экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим при угрожающих их жизни и здоровью состояниях и травмах, оказываемой в местах происшествия: на улице, в общественных местах, на дому и в пути следования при доставке пациента в больницу.

Это вовсе не означает, что бригады скорой медицинской помощи, линейные и специализированные, не оказывают больным и пострадавшим помощи на дому при неотложных состояниях, угрожающих их жизни. Взаимодействие в работе служб скорой и неотложной помощи существует постоянно.

В заключение следует подчеркнуть, что при разделении служб скорой и неотложной медицинской помощи с переходом на новые методы экономического управления были достигнуты положительные результаты. Возросла преемственность в работе служб и неотложной медицинской помощи. Неотложная медицинская помощь приблизилась к больным, стала оказываться в короткие сроки в условиях преемственности и сов работы со специалистами поликлиник. Значительно уменьшилось число обращений за скорой медицинской помощью, что позволило ей выполнять свои прямые обязанности по оказанию экстренных пособий больным и пострадавшим вне квартиры.

Задачей настоящего руководства является систематизация накопленного в стране и, в частности, в Санкт-Петербурге опыта работы службы неотложной помощи, отделенной от скорой помощи, и превращение этого опыта в достояние всей системы практического здравоохранения.

 



Просмотров 1408

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!