Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методика изучения массы и емкости



Тема. Методика работы над величинами

 

План лекции: 1. Понятие «величина» в начальном курсе математики.

2. Методика изучения величин.

3. Методика изучения длины.

4. Методика изучения площади.

5. Методика изучения массы и емкости.

6. Методика изучения времени и скорости.

7. Арифметические действия с единицами измерения величин.

Литература: 1. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - М. : Просвещение, 1984. – 335 с.

2. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 455 с.

3. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Б. Истомина. – М. : Академия, 2000. – 288 с.

4. Моро, М. И., Методика обучения математике в I–III классах. Пособие для учителя / М. И. Моро, А. М. Пышкало. – М.: Просвещение, 1978. – 336 с.

5. Рудницкая, В. Н. Предмет «Математика» в начальной школе / В. Н. Рудницкая. – М. : А.П.О., 1995. – 56 с.

6. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе / Тихоненко А.В. [и др.] под ред. проф. А.В. Тихоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 349 с.

7. Царева, С. Е. Величины в начальном обучении математике: учеб. пособие / С. Е. Царева. – Новосибирск : Изд. НПГУ, 2005. – 448 с.

 

1. Понятие «величина» в начальном курсе математики

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу при измерении величин этого рода. В результате измерения величина получает определенное числовое зна­чение при выбранной единице измерения.

Современная математика различает такие понятия как число и величина. Хотя эти понятия и являются тесно свя­занными, но такие операции, как счет и измерение, раз­личны по своей сути. Число – это мера величины, и появилось число в большей мере из-за необходимости количественной оценки процесса измерения величин.

При традиционном подходе в основу изучения математики как учебной дисциплины положено понятие числа и величины. Создатели системы развивающего обучения (В.В Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) считают, что понятие «число» не является исходным математическим понятием, и его введение на первых этапах обучения противоречит логике научного построения предмета и не приводит к формированию истинно теоретических знаний. Исходным математическим понятием, по мнению многих ученых должно стать понятие величины, т.к. учение о величинах играет «важнейшую роль в деле обоснования всей математики» (Каган В.Ф. цит. По Тихоненко)

В соответствии с государственными стандартами школ России, в начальной школе рассматриваются такие величины, результат измерения которых выражается целым положительным (натуральным) числом. К таким величинам относятся: длина, площадь, масса, емкость (объем), время, скорость.

Методика изучения величин

Изучение каждой из величин имеет свои методические особенности, однако можно выделить следующие общие этапы в технологии изучения величин:

1. Выяснение и уточнение имеющихся у школьников пред­ставлений о данной величине (на основе дошкольного опыта).

2. Сравнение однородных величин (визуально, с по­мощью ощущений, наложением, приложением, путем ис­пользования различных мерок).

3. Знакомство с единицей измерения величины и с измери­тельным прибором.

4. Формирование измерительных умений и навыков.

5. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах одного наименования (при решении задач).

6. Знакомство с новыми единицами измерения величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наи­менования, в величины, выраженные в единицах двух на­именований, и наоборот.

7. Сложение и вычитание величин, выраженных в еди­ницах двух наименований.

8. Умножение и деление величины на число.

Методика изучения длины

Длина – свойство всех материальных тел и геометрических объектов, заключающихся в их протяженности в пространстве в каждом (из возможных) направлений.

С понятием «длина» учащиеся знакомятся в дошкольный период: правильно устанавливают отношения длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже.

Задачи изучения темы:

1) Сформировать конкретные представления о длине отрезка.

2) Познакомить учащихся с единицами длины и их соотношениями.

3) Сформировать измерительные навыки (навыки работать с линейкой).

4) Сформировать умение складывать и вычитать длины, выраженные в единицах двух различных наименований, а также умножать и делить их на число.

Конкретные представления о длине отрезка формируются у учащихся в ходе практических работ. Знакомство с первой единицей измерения длины– сантиметром происходит, в теме «Десяток». Сантиметр вводится как длина двух клеток тетрадного листа по следующему плану.

1. Визуальное сравнение длин предметов с единым началом.

2. Сравнение предметов по длине наложением.

3. Практическая работа по вычерчиванию равных и неравных отрезков на линованной бумаге.

4. Подведение учащихся к необходимости введения единицы измерения длины - сантиметра.

5. Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром (устанавливается длина отрезка в 1 см, равна приблизительно двум клеткам тетрадного листа). Запись – 1см (без точки).

6. Вычерчивание полоски в 1 см, наблюдение за длиной отрезка в 1 см по линейке.

7. Формирование навыков измерения длин объектов с помощью линейки.

Позднее, при изучении нумерации чисел в пределах 100, вводятся новые единицы измерения – дециметр, затем метр. Работа проходит по тому же плану. Учитель обосновывает введение новой единицы измерения длины. Учитель предлагает с помощью модели в 1 см измерить ширину книги, парты. Это приводит учащихся к убеждению: такой процесс измерения затруднителен. Тогда учитель предлагает полоску в 1 дм, сообщает ее название, записывая полную и сокращенную запись на доске. Реальным подсчетом устанавливают, что в 1 дм содержится 10 см.

При знакомстве с единицей измерения длины – метр обосновывается необходимость введения новой единицы измерения. Учитель предлагает измерить длину класса, используя меру в 1 дм или 1 м. Дети приходят к выводу, что для измерения ширины класса следует воспользоваться более крупной мерой, которую учитель называет метром.

Реальным подсчетом устанавливаются отношения между единицами измерения длины: 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм, 1м = 100 см.

Наглядное представление о миллиметре учащиеся получают, рассматривая деление на обычной масштабной линейке или на миллиметровой бумаге. Дети приступают к измерениям с точностью до миллиметра (с помощью циркуля, а также с помощью линейки).

Знакомством с единицей измерения длины в 1 км заканчивается изучение мер длины. Проводится практическая работа на местности. Дети вместе с учи­телем проходят расстояние, равное 1 км (или 500 м) (полезно заметить время, за которое удалось пройти это расстояние). Измеряют пройденное расстояние либо шагами (2 шага при­мерно составляют 1 м), либо с помощью рулетки или мерной веревки. Попутно дети упражняются в определении некоторых расстояний на глаз.

В 4-ом классе учащиеся составляют и заучивают таблицу всех изученных единиц длины и их отношений. Таблица усваива­ется в процессе упражнений вида: сколько метров в 1 км? Во сколько раз метр больше де­циметра? На сколько сантиметров 1 м больше, чем 1 см? Сколько метров составляет половина километра? четверть километ­ра? десятая часть километра? и т.п. Продолжается работа по преобразованию и сравнению длин, выраженных в единицах двух наименований, изучаются устные и письменные приемы вычислений над ними.

Методика изучения площади

Площадь – свойство всех поверхностей материальных и геометрических тел, плоских геометрических фигур, характеризующее «суммарную» одновременную протяженность в бесконечном множестве направлений.

В 1-м и во 2-м классах учащиеся имеют представление о площади как о свойстве плоских геометрических фигур, с уверенностью отвечают на вопросы: «что больше – колхозное поле или школьный двор?». Они осознают, что разные фигуры могут иметь одинаковые и различные площади. Этому способствуют упражнения на вырезание фигур из бумаги, составление фигур из заданных частей, деление фигур на части.

При знакомстве с понятием «площадь фигуры» учащиеся выполняют задания следующих видов: сравнение площадей фигур методом наложения; сравнение площади фигур по количеству равных квадратов; вычерчивание фигур, состоящих из заданного количества квадратов.

Таким образом, формируется понятие о площади как о числе единичных квадратов, содержащихся в геометрических фигурах.

Первой общепринятой единицей измерения площади, с которой знакомятся учащиеся начальных классов, является площадь квадрата со стороной 1 см – квадратный сантиметр (см ).

Каждый ученик должен иметь модель квадратного сантиметра, чтобы он мог изме­рить любые индивидуальные геометрические фигуры. В результате многократного измере­ния геометрических фигур учащиеся на вопрос «Что значит измерить площадь?» отвечают: «Измерить площадь – значит, узнать, сколько квадратных сантиметров она содержит».

Программой курса начальной школы пре­дусмотрено знакомство учащихся с вычисле­нием площади плоской фигуры с помощью па­летки. Палетка – сетка квадратов, нанесенная на прозрачную пластинку. Знакомство с палеткой обосновывается практической необходимостью. Выполняя ряд заданий, учащиеся убеж­даются в том, что укладывать модель квадрат­ного сантиметра в той или иной фигуре долго и неудобно, а поэтому целесообразно исполь­зовать палетку. На этом этапе происходит сравнение площадей фигур, содержащих це­лое количество квадратов и не целое – полови­ны. Работая с палеткой, учащиеся, по сути, знакомятся с процессом приближенного спо­соба нахождения площади плоской фигуры, со способом подсчета количества нецелых квадратных сантиметров, которое надо разде­лить на 2 и полученное число сложить с чис­лом целых квадратных сантиметров, содержа­щихся в данной фигуре.

Выполняя ряд заданий на нахождение площади плоской фигуры с помощью палет­ки, учащиеся приходят к выводу, что прием измерения площади с помощью палетки гро­моздкий и может быть использован только для измерения площадей фигур небольших размеров.

Учитель ставит перед учениками задачу: измерить площадь классной комнаты. Извест­ными способами этот процесс измерения пло­щади фигуры затруднителен. Поэтому следующим этапом методики формирования представления о площади пло­ской фигуры является знакомство учащихся с приемом вычисления площади прямоугольника (квадрата) косвенным путем, который за­ключается в измерении длин сторон данных фигур и в нахождении произведения получен­ных чисел.

В начальном курсе математики учащиеся знакомятся также с единицами измерения площади – квадратным дециметром и квадратным метром. Знакомство происходит по той же системе, которая была предложена при знакомстве с квадратным сантиметром.

После определенной работы по установлению соотношений мер площади составляется таблица:

1 м =100 дм

1 дм =100 см

1 м =10000 см

Также в 4 классе учащиеся знакомятся с 1 а (аром)=100 м и 1 га (гектаром)=10000 м .

1 га=100 а

1 км =100 га

Ар – это квадрат со стороной 10 м. В просторечии 1 ар часто называют соткой.

В этот период продолжается работа по решению практических задач на вычисление площади класса, коридора и т.д. Уделяется внимание и решению задач на вычисление площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Учащиеся приходят к выводу, что площадь такой фигуры равна сумме площадей фигур, ее составляющих.

 

Методика изучения массы и емкости

Масса – одна из основных физических величин, определяющая в земных условиях свойство всех материальных тел и частиц, ощущаемое нами как давление предмета на руку.

Формирование представлений о массе происходит по следующему плану:

1. Сравнение массы предметов по ощущению (тяжелее - легче).

2. Выявление отношений «тяжелее - легче» с помощью измерительных приборов (чашечных весов и весов других видов).

3. Знакомство с единицей массы – килограммом (происходит в процессе выполнения практических работ, связанных со сравнением массы предметов, незначительно отличающихся друг от друга).

4. Знакомство с чашечными весами и с использованием гирь в 1 кг, 2 кг, которые учитель приносит в класс. Выполняя практические работы, устанавливают, что небольшие предметы можно измерить гирей массой 1 кг, 2 кг, а покупая, например арбузы, используют гири массой в 5 кг, 10 кг.

5. На последующих уроках знакомятся с единицей измерения емкости – литром.

Демонстрируется емкость соуда в 1 л, проводится практическая работа по измерению вместимости сосудов: устанавливают, что в банке 3 л, в ведре – 10 л. Решают задачи, связанные с составом числа: «В одну банку входит 3 л, в другую – 5 л. Как с их помощью отмерить 2 л, 8 л, 13 л?»

6. Знакомятся со свойствами величин, осознавая, что их можно складывать и вычитать: 9 л -  л = 3 л;  л + 3 л = 8 л;  кг + 4 кг = 9 кг; 7 кг -  кг = 3 кг.

7. С единицей измерения массы граммом знакомятся при взвешивании небольших предметов: 200 граммов масла; пачки печенья массой 100 г; 5 г лекарства.

8. Завершается изучение мер массы знакомством с такими единицами массы, как центнер, тонна (4 класс). Чтобы у учащихся создалось представление о центнере, тонне как единицах измерения массы, проводится экскурсия на овощную базу, склад, где взвешиваются большие грузы.

9. Составление таблицы, характеризующей соотношение мер массы:

1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц, 1 ц = 100 кг, 1 кг = 1000 г.

По мере ознакомления учащихся с понятием «масса», «объем» выполняются:

1. Упражнения, иллюстрирующие свойства сложения (вычитания) масс, объемов в процессе решения текстовых задач: «В банке 3 л молока, а вбидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне».

2. Упражнения, раскрывающие свойства умножения (деления) массы (величины) на число: «Масса арбуза 4 кг, а тыквы в 3 раза больше. Узнай массу тыквы».

3. Задания, иллюстрирующие возможность деления массы, объема (величины) на величину: «Вместимость 1 банки 3 л. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить 12 л сока?».

4. Задания, направленные на выражение одной единицы измерения массы через другие, являющиеся основой выполнения арифметических действий с величинами. Например: 5 т 380 кг + 4 т 930 кг; 10312 кг = 10 т 312 кг.



Просмотров 21413

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!