Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Методика изучения времени и скорости
Время– величина, характеризующая последовательную смену явлений и состояний материи, характеризующая длительность их бытия. Тема «Время» наиболее трудная для восприятия учащимися, т.к. время – это процесс, который не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно. Этот процесс воспринимается человеком опосредованно, по сравнению с длительностью других процессов, оцениваемых и воспринимаемых сенсорикой. План знакомства с понятием «время» и единицами его измерения: · Осознание понятия «время» через примеры из жизни (наблюдения за течением времени, за продолжительностью событий «от вечера до сегодня»); · Практическое применение изучаемой меры измерения (использование в рассказе, составление задач, определение времени по часам, определение промежутка времени между двумя событиями); · Составление таблицы мер времени; · Решение задач на определение промежутка времени между двумя событиями, на сравнение временных величин; · Упражнения для закрепления темы «Время», в результате чего учащиеся выполняют арифметические действия с именованными числами, выраженными в единицах измерения времени. Работая над темой «Время и его измерение», учащиеся в соответствии с программой обучения должны: · Знать такие единицы измерения времени, как час, минута, секунда, неделя, месяц, сутки, год, век; иметь представления об их продолжительности. · Знать соотношение между единицами измерения времени, порядок следования дней недели, месяцев года; · Определять время по часам с точностью до часа, позднее с точностью до минуты; · Пользоваться табелем-календарем, шкалой веков.
Представление о времени формируется в 1 классе, на основе наблюдений. При изучении числа и цифры 1, учитель обращает внимание на рисунок циферблата часов, данного в учебнике, и на положение стрелок. В третьем классе модель циферблата часов с подвижными стрелками используется для изучения таких единиц времени, как час, минута. Учащиеся усваивают устройство часов, названия стрелок (часовая, минутная). Конкретное представление о промежутке времени формируется через практическую деятельность (какой объем работы может быть выполнен в течение часа, минуты). В 4-ом классе изучаются век и секунда. Программа предусматривает знакомство детей с названиями дней недели и их последовательностью, с месяцем и годом. В качестве наглядного пособия полезно иметь в классе отрывной календарь или модель настольного календаря, работать с которым, надо научить детей. По календарю учащиеся определяют порядковый номер месяца, устанавливают день недели, если известно число и месяц, и наоборот, устанавливают, на какие числа месяца приходятся определенные дни недели (В какой день недели будет праздник 8 Марта в этом году? На какие числа приходятся воскресенья в марте? и т.п.). Далее дети знакомятся с еще одной единицей измерения – век. 1 век=100 лет. Используется наглядное пособие «Лента времени». Это вертикальная или горизонтальная полоса с нанесенными на нее отметками, которым соответствуют временные промежутки – века. Завершается изучение темы «Меры времени», составлением таблицы мер времени. Программой предусмотрено выполнение арифметических действий с величинами времени: 3 ч – 25 мин; 5 сут. 15 ч + 12 ч; 1 год 8 мес. + 6 мес.; Скорость – это свойство любых изменений, происходящих во времени. В курсе математики начального обучения скорость – это путь, пройденный объектом за единицу времени. Скорость величина физическая, ее наименование содержат две величины – единицы длины и единицы времени: 3 км/ч; 45 м/мин; 20 см/с; 8 м/с и т.п. Учащимся начальной школы очень трудно объяснить саму запись наименований, поскольку с записью дробных чисел в новом варианте учебника они не знакомятся. Трудно дать наглядное представление о скорости, поскольку это лишь условное отношение пути ко времени, и ни изобразить его, ни увидеть невозможно. При знакомстве со скоростью обычно обращаются к сравнению времени передвижения объектов или расстояний, пройденных ими за единицу времени. Например: Пешеход проходит 4 км в час, а велосипедист за это время проезжает в 3 раза больше. На сколько километров в час больше проезжает велосипедист, чем проходит пешеход? Средняя скорость – это среднее арифметическое нескольких значений скорости. Например: Мотоциклист ехал 3 ч со средней скоростью 60 км/ч и 2 ч со средней скоростью 70 км/ч. Какое расстояние он проехал за это время? Узнай среднюю скорость его движения. При решении задач на движение в некоторых вариативных курсах математики используются понятия: скорость сближения и скорость удаления. Скорость сближения – это сумма скоростей двух объектов при одновременном движении навстречу друг другу. Скорость удаления – это сумма скоростей двух объектов при одновременном движении в противоположные стороны.
|