Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общая характеристика социальных норм первобытного общества



Социальные нормы, как отмечалось, были направле­ны на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существова­ния и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого существования было закрепление той или иной территории, на которой они перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо другая, как правило, родствен­ная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей терри­торией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возмож­ность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем — идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или

Всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологи­ческого регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».

Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкрет­ных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного коли­чества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищение.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и позитивное обязывание (в зачаточной форме).

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Например, недопустимость браков между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о биологическом, а следо­вательно и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки происхождения права — такие взгляды неожиданно появились в работах некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же — новый взгляд!) в работах и ряда теоретиков права.

Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно чело­вечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111 тыс.до н.э.

Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в ранне­классовых обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохране­ния государственной власти в руках одного семейства.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение чело­века или объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ на­пример, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сро­ки их сбора, а также их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т. д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках; отдавать для распределения среди членов общины и для подар­ков членам других общин туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку; участвовать в кол­лективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между муж­чинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телес­ные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воров­ство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необхо­димое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, например лодок.

Однако все эти способы регулирования не были направлены на из­менение природных условий, на выделение человека из природы, а обес­печивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения по­требностей человека.

Социальные нормы присваивающей экономи­ки находили свое выражения в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах.

 



Просмотров 472

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!