Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Наиболее важные критерии качества обучения



Критерии качества % от общего числа опрошенных
1. Компьютерное обеспечение учебного процесса
2. Обеспечение библиотечным фондом
3. Учебно-методическое обеспечение
4. Морально-психологическая атмосфера в вузе
3. Высокая квалификация преподавателей

Если перечисленные выше критерии предназначены для прорыва в обучающих технологиях, для повышения качества подготовки, то одновременно необходимо позаботиться о создании оптимальных условий для проведения учебного процесса на высоком организационно-методическом уровне.

Рейтинг самых существенных недостатков работы вузов, сказывающихся на качестве обучения, представлен в табл. 9.2.2.

Таблица 9.2.2.

Наиболее существенные недостатки работы вузов

Недостатки % от общего числа опрошенных
1. Низкое качество преподавания дисциплин
2. Ветхий библиотечный фонд
3. Недобросовестное отношение преподавателей к работе
4.Отсутствие отсрочки от призыва в армию для студентов не аккредитованных вузов
5. Слабо разработанный учебно-методический комплекс

Качество учебного процесса в глазах студента предстает совсем иными гранями по сравнению с мнениями экспертов.

Если рассматривать качество обучения в государственных и негосударственных вузах, то, согласно результатам проведенных маркетинговых исследований, следует отметить, что негосударственные вузы заметно обгоняют государственные в использовании современных методов и технологий обучения. В негосударственных вузах выше уровень оплаты труда преподавателей, учебные аудитории лучше оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой, но уровень квалификации профессорско-преподавательского состава ниже.

В то же время в госвузах выше соответствие учебного процесса ГОС ВПО, шире спектр специальностей, имеются научные школы по профилю обучения, лучше поставлена научно-исследовательская работа студентов (НИРС), библиотечный фонд соответствует стандартам и нормам, установленным ГОС. Сравнительные оценки государственных и негосударственных вузов экспертами в области образования (по пятибалльной шкале) приведены в табл. 9.2.3.

Таблица 9.2.3

Сравнительные оценки государственных и негосударственных вузов

Показатели Государственные вузы Негосударственные вузы
Соответствие учебного процесса ГОС ВПО 4,6 4,3
Наличие научных школ по профилю обучения 4,1 2,7
Постановка научно-исследовательской работы студентов 3,9 2,9
Использование современных методов и технологий обучения 3,5 4,2
Размер зарплаты преподавательского состава 2,9 4,0
Оснащенность учебных аудиторий 3,7 3,9
Компьютерное обеспечение 3,3 3,0
Квалификация ППС 4,4 4,3
Доверительные отношения между студентами и преподавателями 3,5 4,2
Состояние библиотечного фонда 4,1 3,7
Уровень организации учебного процесса 4,3 3,5

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что негосударственные учебные заведения имеют значимый и динамичный потенциал развития.

Существует несколько методик оценки качества образования: методика государственной аккредитации вузов России; методика расчета рейтинга вузов; балльная методика оценки учебных заведений. Они основаны на получении исходных показателей качества, их ранжирования с помощью весовых коэффициентов и расчете интегрального показателя качества.

Методика государственной аккредитации вузов Минобразования РФ является наиболее полной и методически совершенной для оценки уровня качества образования. На сегодняшний день по ней проведены расчеты более чем по 950 вузам России в рамках процедуры их государственной аккредитации.

Государственное регулирование процесса реформирования образовательной системы осуществляется на основе процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных заведений [19].

Лицензирование определяет право вуза осуществлять образовательную деятельность.

Аттестация оценивает качество подготовки специалистов в образовательном учреждении.

Аккредитация устанавливает статус вуза по типу и виду, а также дает право выдавать документы об образовании государственного образца.

На 1 января 2003 г. было аккредитовано более 70% государственных и около 25% негосударственных высших учебных заведений.

Процесс аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации стал механизмом управления образованием.

Технология аккредитации основана на едином перечне аккредитационных показателей, которые определяют приоритеты государственной образовательной политики, сочетают качественные (экспертные) и количественные оценки, полученные на основе Центрального банка данных Научно-исследовательского центра государственной аккредитации.

Аккредитацию вуза проводит федеральный орган управления образованием, срок аккредитации устанавливается не более чем на 5 лет.

Процедура государственной аккредитации включает несколько этапов и продолжается до 4-х месяцев. Это обусловлено необходимостью гарантировать со стороны государства защиту граждан от некачественного образования. Аккредитация позволяет определить соответствие деятельности учебного заведения образовательным целям, способствует повышению качества подготовки выпускников, развитию образовательных организаций и системы образования в целом.

Необходимым условием при подготовке к государственной аккредитации является ежегодное представление вузом данных в ЦБДГА (Центральный банк данных государственной аккредитации). На основе этих данных определяются вид высшего учебного заведения (университет, академия, институт).

В мировой практике различные системы оценки качества образования используют в основном экспертные (качественные) методы. Количественные показатели использовались только на первом этапе, например, в США, но сыграли свою положительную роль: помогли навести порядок в стихийном процессе появления новых образовательных учреждений [14].

Приказом Минобразования России от 14 декабря 1999 г. № 1170 утвержден "Перечень показателей государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования", изложенный в приложении к приказу. Процедуры лицензирования, аккредитации постоянно совершенствуются: необходимость государственного контроля за качеством образования ставит все более жесткие требования. Позднее специальным приказом Минобразования России от 29 июня 2000 г. № 1965 утвержден "Перечень показателей государственной аккредитации и критериальные значения показателей, используемых при установлении вида высшего учебного заведения".

Методика государственной аккредитации вузов Минобразования РФ является весьма точной как по качественным и, особенно, количественным показателям, так и по методике расчета интегрального показателя. Методика базируется на официальных данных, ежегодно представляемых вузами в ЦБД ГА, процедуре проверки соответствия качественных требований ГОС ВПО (программы, учебно-методическое обеспечение, ППС, знания студентов) силами квалифицированной госкомиссии по аккредитации. Применяются математические методы обработки данных по сопоставимой совокупности вузов (группе) с четким позиционированием вуза по каждому интегральному показателю в лепестковой диаграмме. Методика прошла значительную апробацию в России (выполнены расчеты по 800 вузам). В качестве недостатков можно отметить большую трудоемкость и затраты на проведение процедуры аккредитации вуза. Однако по масштабу применения, достоверности данных и объективности оценки в настоящее время это лучшая методика в России.



Просмотров 533

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!