Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Основные направления анализа данных уголовно-правовой статистики



Уголовно-правовая статистика призвана иг­рать самую серьезную роль в изучении преступности и выработ­ке практических мер контроля над ней. Она ставит перед собой и решает следующие основные задачи:

1) определение количественно-качественных характеристик преступности;

2) выявление обстоятельств (причин, условий, факторов), де­терминирующих преступность;

3) изучение лиц, совершивших преступления;

4) изучение всей системы государственных мер социального контроля над преступностью.

Очевидно, все перечисленные задачи практически связаны друг с другом, поскольку исследование преступности ведется, как правило, в связи с оценкой деятельности государственных ор­ганов, осуществляющих контроль над ней.

В процессе анализа используются следующие виды источни­ков информации:

― документы первичного учета и статистической отчетности правоохранительных органов и суда;

― данные обобщения уголовных дел и материалов о преступлениях;

― данные социально-экономической, социально-демографи­ческой статистики;

― результаты изучения общественного мнения о преступно­сти и криминологических исследований, если они проводились на обследуемой территории;

― данные об иных правонарушениях и показателях моральной статистики (пьянство, алкоголизм, наркомания и др.)

В самом общем плане основными направлениями изучения пре­ступности являются:

изучение тенденций преступности и обусловливающих ее факторов в целях получения прогностических выводов о возмож­ных изменениях этих тенденций и разработки на этой основе перспективных программ (общегосударственных, региональных и т.д.) социального контроля над ней;

исследование отдельных проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Например, анализ состояния не­которых категорий и видов преступлений (должностных, в сфере экономики — финансовых, налоговых, таможенных, связанных с нар­котиками, заказных убийств, угона автомототранспортных средств, преступлений, совершаемых несовершеннолетними, квартирных краж и т.д.);

текущий (непрерывный) анализ оперативной обстановки на основе суточной, декадной и месячной информации. Осуще­ствляемый непрерывно, он служит потребностям оперативного ру­ководства, позволяет быстро обнаруживать те или иные измене­ния в оперативной обстановке и принимать нужные управленче­ские решения. В органах внутренних дел это изучение практиче­ски осуществляется всеми отраслевыми службами. Однако основ­ной объем данной работы ложится на их штабные подразделения и дежурные части, располагающие необходимой оперативной ин­формацией и средствами ее накопления (картотеки, журналы, схемы, графики, магнитопланы и т.п.);

систематический анализ преступности, при котором она ана­лизируется последовательно из года в год (или по более длитель­ным периодам — три, пять лет);

комплексный анализ преступности с учетом большинства из­вестных факторов, оказывающих или способных оказать влияние на их особенности.

Правовая статистика (наука и практика) выработала опреде­ленные модели решения аналитических задач изучения преступнос­ти на основе статистических методов как в общегосударственном, так и региональном масштабах. Чаше всего такой анализ носит" ве­домственный характер, итоги которого после легализации данных уголовно-правовой статистики стали регулярно публиковаться в средствах массовой информации.

Априорно в региональном разрезе (район, город, область) та­кое изучение предполагает:

— анализ распространенности (уровень и интенсивность), структуры преступности (соотношение в преступности групп (ви­дов) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям, и иных правонарушений на обслуживаемой территории в целом;

— анализ состояния преступности и правонарушений по ли­ниям отдельных служб органов внутренних дел (компетенции криминальной милиции — уголовный розыск, подразделения борьбы с экономическими преступлениями; компетенции мили­ции общественной безопасности — служба участковых инспекто­ров, ГАИ и т.д.);

— анализ преступлений и правонарушений (в целом или от­дельных видов, групп) по месту, времени, способу их совершения;

— анализ состояния преступности и иных правонарушений по конкретным населенным пунктам, микрорайонам, на от­дельном объекте (ее «география», т.е. территориальная распро­страненность);

— анализ состояния преступности в отдельных отраслях хозяй­ства и государственного управления;

— анализ правонарушений и преступности в связи с отдель­ными криминологическими проблемами (например, алкоголизм, наркомания, преступность несовершеннолетних и т.д.).

При анализе преступности наряду с абсолютными величина­ми нужно обязательно использовать обобщающие показатели — относительные и средние величины (уровень, интенсивность, темпы роста, темпы прироста, коэффициенты, доли и т.д.).

Анализу должна подлежать фактическая, а не зарегистрирован­ная преступность. Ориентироваться только на данные уголовно-статистической регистрации — это значит уходить от анализа ре­ального положения дел и не учитывать особенности статистики преступности по сравнению, например, с демографической статистикой. Учитывая латентный характер преступно­сти, было бы неправильно во всех случаях выявленные количест­венные закономерности (тенденции — лаг, тренд, сезонные ко­лебания) трактовать как закономерности самой преступности. Следует всегда оценивать, в какой мере они — отражение реаль­ности, а в какой порождаются особенностями правоохранитель­ной деятельности.

Говоря о динамике преступности за многолетний период, на­до учитывать обстоятельства, влияющие на эту динамику: изме­нение исторических и социально-экономических условий (специ­фика в этом отношении советского и настоящего периода — постсоветского); движение населения (опережающие темпы рос­та смертности по сравнению с рождаемостью и связанные с этим процессы изменения удельных весов отдельных возрастных когорт и старения населения, процессы вынужденной миграции — бежен­цы и переселенцы и др.); изменение уголовного закона и др.

Указанные обстоятельства предопределяют необходимость вы­деления из всей совокупности сопоставимого массива преступле­ний, который мог бы быть базовым при анализе преступности во времени и пространстве. Опыт свидетельствует, что при этом следует учитывать ряд моментов: стабильность уголовно-правового запрета; распространенность преступлений не должна зависеть от каких-то особых, специфических условий места и времени, представленность в массиве разных видов преступности; уровень тер­пимости населения к выявлению тех или иных преступлений, наказанию виновных и др.

Сопоставимый массив преступлений должен отражать видовой объект уголовно-правовой зашиты и включать следующие основ­ные блоки:

1) преступления против личности (насильственная преступ­ность): умышленные убийства, причинение вреда здоровью, из­насилование, посягательство на жизнь сотрудника правоохрани­тельного органа и т.п.;

2) преступления в сфере экономики: а) против собственности (кражи, грабежи, разбои, вымогательство и др.); б) в сфере кре­дитно-денежных отношений — кредитно-банковские злоупотреб­ления и фальшивомонетничество; в) в сфере внешнеэкономиче­ской деятельности — контрабанда; г) в сфере потребительского рынка; г) в сфере приватизации и др.;

3) преступления против общественной безопасности и общест­венного порядка (бандитизм, хулиганство, преступления, связан­ные с незаконным оборотом оружия, наркотиков, и др.);

4) преступления против интересов государственной власти (зло­употребление должностными полномочиями, взяточничество и др.).

Приведенный перечень может расширяться в зависимости от конкретного состояния преступности и практических потребностей анализа.

Кроме того, наряду с отмеченными блоками преступности, вы­деляемыми по характеру совершенных преступлений, в теории и ана­литической практике важное значение имеет анализ основных по­казателей рецидивной преступности: ее уровень и интенсив­ность— число преступлений, совершенных лицами, ранее совер­шавшими преступления, число лиц, ранее совершавших преступ­ления, структура рецидива по сопоставимому массиву преступле­ний, ее организованность — доля преступлений, совершенных группой лиц без предварительного сговора, группой лиц по предвари­тельному сговору, организованной группой, преступным сообще­ством (преступной организацией).

Преступность анализируется одновременно с ее общественно опас­ными последствиями, т.е. комплексом виктимологических показа­телей: а) физический вред — общее число лиц, погибших от насильственных преступлений, число граждан, получивших повреж­дение здоровья разной степени тяжести, число подвергшихся из­насилованию, другим насильственным действиям сексуального ха­рактера. В необходимых случаях высчитываются специальные ко­эффициенты, показывающие, сколько жертв насильственных преступлений приходится на 10 или 100 тыс. жителей региона; б) сумма имущественного ущерба, причиненного гражданам от краж, грабежей, разбоев и мошеннических действий, и имущест­венный ущерб, причиненный различным формам собственности.

Следует обратить внимание на недопустимость отождествления оценки преступности и оценки деятельности правоохранительных органов по реализации государственных мер социального контро­ля над преступностью. Ее параметры, как установлено кримино­логами, в значительной мере определяются социальными услови­ями, воздействие на которые в большинстве случаев не в компе­тенции правоохранительных органов. Очевидно, изменение пре­ступности (ее рост или снижение) нельзя автоматически оцени­вать как ослабление деятельности указанных органов. Для такого заключения нужен углубленный анализ причин соответствующих неблагоприятных изменений.

Следующая задача, стоящая перед уголовно-правовой стати­стикой, — выявление обстоятельств (причин, условий, факто­ров), детерминирующих преступность.

Криминология классифицирует причины и условия, способ­ствующие совершению преступлений, по разным основаниям:

а) по уровню действия — преступности в целом, называемые иногда общими, видов (категорий, групп) преступлений, отдель­ных преступлений; б) природе — объективные и субъективные и по другим основаниям.

Особое место отводится детерминантам преступности, класси­фицируемым по содержанию, — действующие в социально-эконо­мической, идеологической, политической, социально-психологи­ческой, воспитательной, организационно-управленческой сфе­рах.

Напомним, что УПК РСФСР (ст. 21- 2Ц, 68, 140, 321 и др.) требует от следственных органов и суда установления по каждо­му уголовному делу причин и условий, способствующих соверше­нию преступлений, а также принятия мр* по их устранению. Уголовно-правовая статистика может оказать в этом важном деле самую серьезную помощь.

Опираясь на положения криминологии, статистика через си­стему признаков, содержащихся в документах первичного учета и ста­тистической отчетности правоохранительных органов и суда, дает им в той или иной мере количественную характеристику.

При этом необходимо исходить из того, что перечисленные и дру­гие условия не влияют на преступность непосредственно, так сказать «напрямую». Тут нет прямой корреляции: между всеми эти­ми условиями (занятость, уровень доходов, алкоголизм, миграция, научно-техническое развитие и пр.), с одной стороны, и пре­ступностью — с другой, есть весьма существенное опосредству­ющее звено. Это общественная психология. Данные факторы влияют на преступность не непосредственно и однозначно, а пре­ломляясь через социально-психологические особенности лично­сти правонарушителя, что необходимо иметь в виду, анализируя и осмысливая соответствующие статистические показатели.

Исследование причин преступности как в целом, так и осо­бенно по ее отдельным категориям нельзя проводить в отрыве от детального изучения личности преступника.

Использование статистических методов при изучении лиц, со­вершивших преступления, осуществляется на трех уровнях:

— на индивидуальном оно направлено на установление харак­терных свойств (особенностей) личности конкретного преступника;

— на групповом — на изучение категорий и типов преступ­ников, выделяемых по сходству как совершаемых преступлений, так и содержанию личностных социально значимых свойств субъ­ектов деяний;

— изучение личности преступника как своего рода совокуп­ного «субъекта преступности» в целом, интегрирующего только те признаки, которые определяют понятие «преступник» вообще, от­граничивая любое лицо, совершившее преступление, от законо­послушных граждан, что позволяет раскрыть наиболее общие ее свойства, элементы, структуру, помогают определить в общем виде причины и условия преступности и линию мер ее предупреж­дения.

На каждом из указанных уровней уголовно-правовая статис­тика стремится установить определенные статистические законо­мерности и взаимосвязи по трем группам признаков криминоло­гической характеристики личности преступника:

а) социально-демографическим — соотношение лиц женского и мужского пола среди преступников; соотношение лиц различных возрастов в преступности (определение преступной активно­сти) и характера типичных для них преступлений; образование лиц, совершивших преступления; семейное положение и его измене­ние в зависимости от числа судимостей; национальность и этни­ческая принадлежность и др.;

б) социально-ролевым — по социальному положению и роду за­нятий: без определенных занятий, безработные, бродяги, мигран­ты; по имущественному положению: удельный вес лиц с высо­кими доходами, средними, ниже средних и находящихся за чер­той бедности; по досуговой деятельности: увлечение алкоголем, наркотиками, иными одурманивающими веществами и др.;

в) нравственно-психологическим — криминогенная дефектность правовой психологии, потребности, мотивация и др.

При статистическом анализе признаков, характеризующих личность преступников, в том числе по отдельным группам, видам совершенных ими преступлений, территориям, населенным пунктам, объектам, отраслям народного хозяйства, необходимо, как и преступности вообще, во избежание ошибочных выводов широко пользоваться для сравнения материалами демографиче­ской статистики Только взаимосвязанное рассмотрение показателей этих отраслей социальной статистики обеспечит выявление реальных закономерностей в области преступности. Например, вычисление коэффициента преступной активности (см. гл. IX) и других коэффициентов может дать точную и полную характеристику личности преступника (возрастные коэффициенты следует сопоставлять с показателями, характеризующими семейное
положение, род занятий, образование, алкоголизм, наркомания), что позволит выработать конкретные меры социального контроля над ней.

«Различия в криминологической характеристике названных групп, — пишет С.Е. Вицин, — являются хорошим «ключом» к ис­следованию преступности, в частности к отысканию глубоко ле­жащих криминогенных и антикриминогенных факторов, связан­ных с социально-демографическими признаками»

Как видно из приведенных схем анализа, наряду с исследова­нием сведений о преступности и судимости, второй объект статистического анализа на основе данных уголовно-правовой ста­тистики — деятельность правоохранительных органов, органов юс­тиции и судов. Конечно, эта деятельность значительно богаче и шире статистической информации о ней. Этот анализ осуществ­ляется с применением всех рассмотренных нами статистических методов и приемов (группировки, относительных (реже средних) величин, рядов динамики и т.п.).

Статистическая отчетность правоохранительных органов, ор­ганов юстиции и судов, рассмотренная нами выше, должна постоянно использоваться практическими работниками этих органов для выяснения объема (нагрузки) и оценки каче­ства работы, для контроля и оперативного управления силами и сред­ствами и т.д.

Несомненный практический интерес при изучении эффек­тивности деятельности следственного аппарата представляют данные о нагрузке следователей. Нагрузка следователя — коли­чественный показатель объема его работы. Это типичная сред­неарифметическая величина со всеми ее достоинствами и недо­статками. Показатель — среднегодовую штатную чис­ленность следователей без находящихся на учебе в институтах по­вышения квалификации — получаем путем вычисления средней из динамического ряда (моментного) на 1 января, на 1 апреля, на 1 июля, на 1 октября и вычисляем из него среднюю, на ко­торую делим общее число законченных в отчетном периоде дел. Вычисленный по такой методике показатель в принципе правиль­ный, но он не лишен недостатков: включает в число работаю щих следователей, находящихся в длительных отпусках, напри­мер, в связи с длительным заболеванием или по беременности и родам и иным основаниям, предусмотренным трудовым зако­нодательством. Кроме того, он не учитывает сложность уголов­ных дел разной категории, другой работы, составляющей значи­тельный объем нагрузки следователей (так называемые отказные материалы, выполнение отдельных требований других следствен­ных органов и т.д.).

Суды (аналитические подразделения судебных департамен­тов) и соответствующие отделы статистики и аналитических обобщений органов юстиции всех уровней на основе данных су­дебной статистики определяют показатели работы судов по трем направлениям:

а) рассмотрение уголовных дел;

б) рассмотрение гражданских дел;

в) исполнение судебных решений.

По рассмотрению уголовных дел показатели работы судов пер­вой инстанции характеризуют, в частности:

— количество поступивших уголовных дел, общее число осуж­денных судами первой инстанции, состояние судимости (уро­вень, темпы роста, структура судимости по различным уголовно-правовым и криминологическим признакам и пр.);

— карательная практика — структура и динамика мер нака­заний, что в известной степени показывает направление уголов­ной политики и характеризует степень общественной опасности преступности (имея в виду соотношение гоупп осужденных к лишению свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы);

— законность и обоснованность постановлений судов первой инстанции - общее число судебных решений, отмененных и из­мененных вышестоящими судами;

— оперативность судебного разбирательства — количество дел, разрешенных районными (городскими) судами с нарушени­ем процессуальных сроков, в том числе по делам вышестоящих судов.

Итак, работу судов по рассмотрению уголовных дел можно ха­рактеризовать по объему, срокам и качеству (как по абсолютным, так и по обобщающим показателям).

Объем работы определяется и по числу уголовных дел, рассмо­тренных судом за отчетный период, и по показателям средней на­грузки на одного судью.

Качество рассмотрения уголовных дел по сложившейся прак­тике характеризуют такими показателями, как число отмененных и измененных кассационной или надзорной инстанциями приго­воров и постановлений.

По рассмотрению гражданских дел:

— общее число поступивших гражданских дел, темп их роста

или снижения;

— структура по категориям гражданских дел (иски к обанкро­тившимся коммерческим структурам, иски о расторжении брака, жилищных споров, дел общеискового характера, дел, возникших из административно-правовых отношений и др.);

— практика разрешения споров — удельный вес удовлетворен­ных исков, заявлений, жалоб, общий размер сумм, присужденных к взысканию судами первой инстанции, и т.п.;

— показатели законности и обоснованности решений судов — количество отмененных и измененных решений в кассационном и надзорном порядке в целом и по отдельным категориям граж­данских дел;

— показатели оперативности работы — количество нарушений процессуальных сроков судопроизводства.

По исполнению судебных решений:

— общее число поступивших исполнительных документов, с выделением количества документов с материальными взыска­ниями, требующими принятия активных мер к розыску имуще­ства должников и установления источников его доходов;

— общий уровень материальных взысканий с выделением возмещения ущерба от преступлений в стадии исполнения судеб­ных решений, взыскания судебных штрафов;

— оперативность исполнения судебных решений — сроки их исполнения, остатки неисполненных документов.

Показатели статистической отчетности дают возможность выявить ошибки в работе судов кассационной и надзорных ин­станций, что представляет, конечно, большой практический ин­терес.

На первом уровне (Российская Федерация, субъекты Федера­ции) достаточно анализировать лишь позитивные и негативные статистические тенденции и факторы, их порождающие.

Второй уровень оценки (по строго формализованным методи­кам, предельно ограничивающим субъективизм ревизоров) свя­зан с проверкой деятельности объекта (органа) звеньев: субъек­та Федерации или районного.

Третий уровень оценки — это оценка профессиональной де­ятельности конкретных должностных лиц. Здесь критерием долж­но быть только соответствие или несоответствие действий од­нозначно интерпретируемым требованиям закона и иным стандар­там поведения (например, кодекс профессиональной этики, при­сяга судьи), но никак не статистические показатели. Причем аб­солютно исключается и оценка по конечному результату, как убедительно было показано выше, он побуждает работника доби­ваться его любой ценой.

На каждом из уровней правоохранительной деятельности должны быть соблюдены такие принципы формирования их оце­нок, как:

— невозможность выделения «главного» показателя, посколь­ку цели функционирования всей системы юстиции множествен­ны, а задачи, решаемые в каждом из ее звеньев, — многообразны;

— стимулирование использования каждой последующей ин­станцией своих контрольных полномочий, чем повышается надеж­ность системы;

— поощрение борьбы с наиболее опасными искажениями целей законодателя в каждом из звеньев юстиции, в особеннос­ти—с нарушениями прав и законных интересов личности.

Статистический анализ деятельности уголовно-исполнительных учреждений также должен всячески способствовать ее улучше­нию. Администрация этих учреждений обязана, в частности, ис­пользовать имеющийся статистический материал о составе заклю­ченных для рационального достижения целей наказания (восста­новление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений).

По результатам анализа преступности и деятельности пра­воохранительных органов по контролю над ней составляется обоб­щенная справка, в которой формулируются рекомендации со­ответствующим органам и учреждениям, вытекающие из ана­лиза.

В заключение следует еще раз отметить, что статистический анализ должен сочетаться с глубоким исследованием качества анализируемых объектов. Как бы ни были важны материалы правовой статистики, они всегда должны подкрепляться углубленным изучением подлинных дел, взаимосвязанным с исследованием качества проводимой работы правоохранительных органов и судов.

 



Просмотров 1673

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!