![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Цискаридзе Николай Максимович
Пазовский, Арий Моисеевич
А́рий Моисе́евич Пазо́вский (1887—1953) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1940). Лауреат трёхСталинских премий (1941, 1942, 1943). Член ВКП(б) с 1941 года. Биография А. М. Пазовский родился 21 января (2 февраля) 1887 года в Перми в еврейской семье. В 1897 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс П. А. Краснокутского, в 1900—1904 годах учился в классе Леопольда Ауэра. Обучался игре на скрипке. Дирижёрскую карьеру начал в 1905 году. Дебют состоялся в Пермском оперном театре. Руководил оперными оркестрами в провинциальных театрах Казани, Саратова, Минска, Вильно (ныне Вильнюс), Тифлиса (ныне Тбилиси) (1905-08), затем в частной опере Зимина в Москве (1908—1910), оперных театрах Харькова, Одессы, Киева до1916 года. С 1916 по 1918 год Пазовский был директором Петроградской народной оперы, в 1923—1924 и 1925—1928 — дирижёром Большого театра, затем художественным руководителем оперных театров в Баку, Свердловске (1931—1933), Харькове и Киеве. В 1936 году получил место главного дирижёра ЛАТОБ имени С. М. Кирова в Ленинграде, где под его управлением состоялись премьеры опер О. С. Чишко «Броненосец Потёмкин» и М. В. Коваля «Емельян Пугачёв», а также многочисленные постановки произведений М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского. В 1943 году стал художественным руководителем и главным дирижёром ГАБТ, но пять лет спустя из-за тяжёлой болезни был вынужден покинуть свой пост. А. М. Пазовский умер 6 января 1953 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Творчество] Пазовский — выдающийся оперный дирижёр, его постановки отличались точностью исполнения и глубоким персональным прочтением каждой партитуры. Большое внимание уделялось репетициям, что и стало ключом к большому успеху работ Пазовского. Свои взгляды на искусство оперного дирижирования Пазовский отразил в книге «Записки дирижёра», выпущенной в печать в 1966 году. Награды и признание · заслуженный артист РСФСР (1925) · заслуженный артист Украинской ССР (1935)[1] · народный артист СССР (1940) · Сталинская премия второй степени (1941) — за оперный спектакль «Иван Сусанин» М. И. Глинки · Сталинская премия первой степени (1942) — за оперный спектакль «Чародейка» П. И. Чайковского · Сталинская премия первой степени (1943) — за оперный спектакль «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля · орден Трудового Красного Знамени (1939) · орден «Знак Почёта» (1936) Синайский, Василий Серафимович
Васи́лий Серафи́мович Сина́йский (род. 20 апреля 1947, Коми АССР) — российский дирижёр. Биография Родился в Абезьском лагере, где его родители отбывали заключение (отец Синайского был репрессирован как сын священнослужителя). Провёл детство на Севере, пока в 1950-е гг. родители не получили разрешения вернуться в Ленинград[1]. Учился в Ленинградской консерватории у Ильи Мусина. Начинал как дирижёр ассистентом Кирилла Кондрашина всимфоническом оркестре Московской филармонии. В 1973 выиграл золотую медаль на конкурсе Караяна в Берлине. В 1991—1996 — музыкальный директор и главный дирижёр симфонического оркестра Московской филармонии. Главный дирижёр симфонического оркестра Латвии, главный приглашенный дирижер симфонического оркестра Нидерландов, с 1996 — главный приглашённый дирижёр симфонического оркестра Би-Би-Си. В 2000—2002 годах — музыкальный директор Государственного симфонического оркестра России. В 2004—2005 выступал сЛондонским симфоническим оркестром. Работал также с Бирмингемским симфоническим оркестром, Шотландскими Королевским, Симфоническим и Камерным оркестрами, Роттердамским, Дрезденским и Чешским филармоническими оркестрами, оркестрами радио Финляндии и Франкфурта, симфоническими коллективами Детройта и Атланты. Выступает также как оперный дирижер. Многократно выступал в Большом театре, Латвийском Государственном оперном театре, участвовал в постановке Пиковой дамы с Юрием Любимовым в Дрездене, Берлине и Карлсруэ. C 2007 — главный дирижёр Симфонического оркестра Мальмё. С 2010 по 2013 год занимал пост главного дирижёра Большого театра[2]. Живёт в Амстердаме. Среди осуществлённых записей — произведения Антона Аренского, Милия Балакирева, Михаила Глинки, Яниса Ивановса,Анатолия Лядова, Сергея Ляпунова, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Франца Шмидта,Франца Шрекера, Родиона Щедрина. Цискаридзе Николай Максимович Народный артист России Премьер
Николай родился в Тбилиси (Грузия) в интеллигентной семье, далекой от мира танца и балета. Отец Николая – Максим Николаевич Цискаридзе – скрипач, мать – Ламара Николаевна Цискаридзе – учитель математики в средней школе. Увлеченность Николая театром проявилась очень рано, одним из сильнейших впечатлений детства стали для будущего танцовщика гастроли в Тбилиси кукольного театра Сергея Образцова, после которых мальчик стал мастерить и коллекционировать кукол, чем увлекается до сих пор. Одаренного ребенка в 1984 году приняли в Тбилисское хореографическое училище, а в 1987 году Николай перевелся в Московское академическое хореографическое училище, где обучался у профессора Петра Пестова. В тоже время в МАХУ училась Мария Александрова, совместно с которой он исполнял сложнейшие хореографические произведения – «Классическое па-де-де» В. Гзовского, па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Джензано» и другие. В 1992 году Цискаридзе закончил академию и сразу был принят в балетную труппу Большого театра. В первые годы Николай освоил практически весь кордебалетный репертуар. Балетмейстер Юрий Григорович отметил талант молодого танцовщика и начал давать ему сначала небольшие, а затем и главные роли в своих постановках. Уже в первый год работы Цискаридзе станцевал роль Конферансье в балете Ю. Григоровича «Золотой век» на музыку Д. Шостаковича. Талант молодого танцовщика был высоко оценен хореографическим сообществом, и Николай стал стипендиатом программы «Новые имена». Параллельно с работой в Большом театре Цискаридзе продолжал обучение в Московском государственном хореографическом институте на педагогическом отделении, закончил он институт в 1996 году. Постепенно Николай занял в труппе положение сначала ведущего солиста, а потом премьера. В 1993 году в репертуаре Цискаридзе уже были роли Дона Хуана в балете «Любовь за любовь» Т. Хренникова, Французской куклы в «Щелкунчике» П. И. Чайковского, Принца Фортюне в «Спящей красавице» П. Чайковского, Меркуцио в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева. Первые роли в театре Николай готовил с такими великими танцовщиками и педагогами, как Г. С. Уланова, Н. Р. Симачев, М. Т. Семенова, Н. Б. Фадеечев. В 1995 году Цискаридзе уже танцует партии Щелкунчика-принца в «Щелкунчике» П. И. Чайковского в постановке Юрия Григоровича, Джеймса в «Сильфиде» Л. Левеншелля, Ротбарта в «Лебедином озере» П. И. Чайковского, Меркуцио и Трубадура в «Ромео и Джельетте» С. Прокофьева с хореографией Л. Лавровского и многие другие. Журнал «Балет» присудил Николаю приз «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». Еще одним знаменательным событием в жизни танцовщика в 1995 году стало присуждение Николаю серебряной медали на VII Международном конкурсе артистов балета, проходившем в городе Осака (Япония).
В 1996 году в репертуаре Цискаридзе в Большом театре появляются новые роли: Ю. Григорович ставит балет «Легенда о любви» на музыку А. Меликова и доверяет Николаю роль Ферхада, Владимир Васильев осуществил новую постановку балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в своей редакции, в ней Цискаридзе стал первым исполнителем партии Короля. Также Николай станцевал партии Голубой птицы в «Спящей красавице» и Солора в «Баядерке».
1997 год был отмечен в карьере танцовщика новыми ролями и наградами: Цискаридзе доверили партию Принца Дезире в «Спящей красавице», в балете «Видение Розы» на музыку К. М. Вебера Николай исполнил главную мужскую партию, а в постановке «Жизели» Ю. Григоровича на музыку А. Адана – партию графа Альберта. Позже, когда «Жизель» на сцене Большого поставит в своей редакции В. Васильев, Цискаридзе также будет исполнителем партии графа. Талант и мастерство Николая Цискаридзе были отмечены первой премией и золотой медалью на VIII Международном конкурсе артистов балета, который проходил в 1997 году в Москве, также на конкурсе Николаю вручили Персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета». Общество любителей балета «Сильфиды» присудило Цискаридзе диплом в категории «Лучший танцовщик 1997 года». Также Николаю была присуждена главная театральная премия России «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль». И, наконец, тот же 1997 годы был отмечен для Цискаридзе присуждением звания «заслуженный артист Российской Федерации». Несколько следующих лет принесли Николаю новые роли в театре и почетные награды, среди которых следует отметить приз «Бенуа де ля данс» в номинации «Лучший танцовщик года» (1999 год), премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (2000 год), премию Мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000 год). В 2000 году Цискаридзе становится членом Союза театральных деятелей России.
. В 2001 году Ю. Григорович ставит в Большом театре «Лебединое озеро» в новой редакции, Николай исполняет в ней поочередно обе главные роли – Злого Гения и Принца Зигфрида. В балете «Пиковая дама» в постановке Р. Пети Цискаридзе становится первым исполнителем партии Германа. Этот год был отмечен и дебютом Николая на сцене Парижской национальной оперы, где танцовщик исполнил партию Солора в балете «Баядерка» в редакции Рудольфа Нуреева. На первом Международном фестивале балета «Мариинский» в рамках программы «Шедевры золотого века советской хореографии» Цискаридзе исполнил партию Ферхада во II акте балета «Легенда о любви». В 2001 году Николаю Цискаридзе было присуждено звание «народный артист Российской Федерации» и государственная премия России. В 2002 году Цискаридзе был признан лучшим танцовщиком года итальянским журналом «Danza & Danza» (номинация «Best etoile 2002»).
В 2003 Николаю присудили премию «Триумф», он вновь получил премию «Золотая маска» за лучшую мужскую роль (Герман в «Пиковой даме») и Государственную премию России, был награжден орденом Чести Республики Грузия. Его творческий репертуар обогатился партиями Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери» (Николай стал первым исполнителем этой партии в Большом театре), Юноши в балете Р. Пети «Юноша и смерть». В Мариинском театре Цискаридзе станцевал Солора в «Баядерке». В 2004 году в Большом театре Николай станцевал партию Злой феи Карабос в «Спящей красавице» П. И. Чайковского, Классического танцовщика в балете «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича, Тезея (Оберона) в балете «Сон в летнюю ночь» (первый исполнитель в Большом театре). В русской версии мюзикла «Rom?o & Juliette» на сцене театра «Московская оперетта» Цискаридзе на протяжении 2004-2006 гг. исполнял хореографическую партию Смерти.
В 2006 году Николай принял участие в проекте «Короли танца» в США, в рамках которого исполнил несколько новых партий в современных авангардных балетных постановках. В рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский» прошел творческий вечер Цискаридзе на сцене Мариинского театра, на нем Николай станцевал несколько сольных номеров, в частности «Рубины», «Нарцисс», «Кармен. Соло» и другие. Также танцовщик принял участие в антрепризном спектакле Фонда М. Лиепы «Синий бог», с которым гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Челябинске. В 2006 году «коллекция наград» Цискаридзе пополнилась званием кавалера французского Ордена искусств и литературы и международной премией мира Объединенной культурной конвенции США «За выдающиеся личные доастижения на благо мирового сообщества». Из последних премьер Цискаридзе можно назвать партию Люсьена д’Эрвильи в «Большом классическом па» из балета "Пахита" Л. Минкуса, постановленную в новой хореографической редакции Ю. Бурлаком. Николай Цискаридзе смело пробует свои силы на телевидении. В 2001 году танцовщик был ведущим программы «Взгляд» на ОРТ. В настоящее время Николай ведет еженедельную программу «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура». В ней Цискаридзе предваряет показ балетных спектаклей лучших театров мира рассказом об истории постановок исполняемых произведений, их художественных особенностях. Также Николай является постоянным членом жюри танцевального телевизионного шоу-конкурса «Танцы со звездами» (телеканал «Культура»). С 2004 года Цискаридзе работает педагогом-репетитором в Московской академии хореографии, а также ведет хореографический класс в Большом театре.
![]() |