![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополии
Позит стороны деят-ти ЧМ. Что касается закрытых монополий, то они для общества полезны и эк-ки целесообразны, т к способствуют обеспечению жизнедеятельности гос-ва. Об открытых монополиях так однозначно не скажешь. Т к место среди ЧМ завоевывается в процессе жесткой конк борьбы, а конк-ция выступает двигателем научно-практического прогресса, с этой т з ЧМ является благом для общества. Но ЧМ, т к в течение длит времени стремится поддерживать постоянство цен и номенклатуру изделий, тем самым тормозит прогресс общества, а значит, заключает в себе негативный момент. Негативные аспекты деятельности ЧМ. 1 монополист, обладая на рынке монопольной эк властью, предпочитает выпускать меньше продукции, но продавать ее по более высокой цене, а это говорит о том, что потребитель на имеющийся у него доход приобретает меньше товаров, чем он сделал бы в условиях совершенной конкуренции. 2 в условиях ЧМ занижается объем выпуска, чем, с 1 стороны, способствует недопр-ву мат благ и услуг, а с 2 стороны, поощряет нерац распределение и использование ресурсов; а с 3 стороны, вызывает недопотребление населения. 3 монополии тормозят НТП, ибо им проще и выгоднее поддерживать на продукт моноп цену, чем совершенствовать пр-во и с его помощью обеспечивать рост прибыли. → в обществе складывается т н соц цена монополий, представляющая собой чистые потери благосостояния общества, кот обусловлены моноп властью. Результатом осознания обществом негативных последствий монополизма стала разработка гос-вом различных антимоноп институтов, кот заложили основу концепции регулируемой монополии. Здесь могут быть использованы такие меры, как гос дотации, установление границ роста цен (предельных цен), проведение антимонопольной политики т.д. Цели и направления монопольного регулирования. Большинство ЧМ явл естеств монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. По отношению к др монополиям регулирование может быть использовано для того, чтобы устранить полностью или частично стремление монополий недораспределять ресурсы и получать эк выгоды. Важным фактором здесь служит установление «общественно оптимальных» цен. Цены в таком случае устанавливаются на том уровне, где кривые спроса пересекаются с кривыми предел издержек. Может быть установлена цена «обеспечивающая справедливую прибыль». Она устанавливается там, где кривая спроса пересекает кривую средних издержек. В некоторых странах – дотации из гос бюджета, т.е. компенсируют монополистам разницу между средними издержками и ценой. Но в итоге – на все общество ложится доп налоговое бремя, а монополисты заинтересованы сделать издержки как можно более высокими. 17. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Условия: монопольная власть (продавец должен быть монополистом, т.е. контролировать производство и ценообразование), разделение рынка (продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт), невозможность перепродажи ( первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу, если те, кто покупает на сегменте рынка по низкой цене, могут легко перепродать на сегменте рынка с высокой ценой, то происходящее в результате снижения предложения увеличит цену на сегменте рынка с высокими ценами. Таким образом, ценовая дискриминация будет подорвана.),издержки от дискриминации не должны превышать выгоду Виды: 1.совершенная цен.дискр-ия(1ого рода):с каждого взимается его макс.цена.этот вид почти не прим. 2.По объему покупки(2ого рода):разные цены для разных объемов покупки.3.на сегментированных рынках(3 рода):разные цены на разных сегментах.Последствия: больше прибылей , больше продукции, некоторые люди испытывают раздражение, хорошо для студентов,пожилых,детей и т.д.
![]() |