Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето
№48 Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето Выпускбудет эффективным, если он будет одновременно максимизирогвать полезность покупателей и не выходить за пределы имеющихся ресурсов ( будет лежать на кривой производственных возможностей) Эффективность выпуска В точке касания кривой безразличия и кривой производственных возможностей предельная норма субституции равна предельной норме трансформации одного товара другим.
Общее парето-эффективное состояние:
Цены всех товаров одновременно отражают их предельную полезность для потребителя и их предельные издержки для производителя. 48.Фиаско рынка.Микр.регулирование Рынок далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает проблемы общества. В некоторых случаях рынок терпит фиаско: Распределение доходов через рынок приводит к социальному неравенству в обществе. Рынок не даёт средств к существованию нетрудоспособным людям (пенсионерам, инвалидам и т.д.), тем, у кого нет земли и капитала. Рынок не обеспечивает полной занятости, а значит, в условиях рыночной экономики существует безработица. Рыночный механизм часто не может справиться с экономическими кризисами и инфляцией. Кроме того, если нужны серьёзные структурные преобразования, рыночный механизм не справляется. Он не может заставить производителя заботиться об экологии, а наоборот поощряет хищническое отношение к природе. Рыночный механизм не даёт средств для развития фундаментальной науки, строительства и содержания музеев, библиотек. Охрана правопорядка не является одним из приоритетов рыночной экономики. Часто на рынках реализуются товары удовлетворяющие неразумным потребностям человека.
Внешние эффекты. ВЭ имеют место,когда 3-и лица (не произв-ли, не потребители) несут часть расходов, связанных с производством товара или получают часть полезности от его использования. ВЭ – результат неспособности рыноч. механизма ценообразования учесть полные обществ. затраты и полную полезность, связанную с пр-вом товара. Минусы ВЭ имеют место, когда 3-и лица несут расходы на пр-во товара. Величина их определяется расходами 3-их лиц, не учтённых в цене товара (расходы жителей домов рядом с химкомбинатом – расходы на лечение от вредных выбросов). Плюсы ВЭ – те полезности, кот. получает 3-я сторона и кот. не учтены в цене товара (студенты, получают прибыль соседи, т. к. образованные люди не склонны нарушать общ. порядок). Причина сущ-я ВЭ – стихийный рыночный механизм выделяет с избытком ресурсы на произв-во товаров с минусами ВЭ и не выд. достаточно ресурсов с т. зрения интересов общ-ва на пр-во благ с плюсами ВЭ. Объём выпуска и цена на продукцию химкомбината при полных и неполных издержках (1). S1 – предлож. химкомбината, опр. его пред. издержки (МС). D – спрос на продукцию химкомбината. S1 пересекает D в т.Е1 – т. равновесия. МС – частные изд-ки, кот не учитывают полностью все расходы. МЕС – изд-ки, кот. несут 3-и лица – изд-ки перелива. MSC=MC+MEC, где MSC – общественные пред. изд-ки. Если бы химкомбинат нёс все расходы (с учётом МЕС), то кривая предложения имела бы вид S2 , т. Е2 – новая равновесная ситуация, уровень Р0 – цен и Q0 - V выпуска. Изд-ки больше, поэтому цена больше, соотв. спрос меньше, что соответствовало бы эффективному распределению ресурсов – наиб. оптим. ситуация. Изд-ки перелива можно трансформировать в общие изд-ки предприятия. Объём выпуска и цена на образовательные услуги (2). Спрос на товары с плюсами ВЭ опред. только mu – кривая D1. С точки зрения общ-ва спрос должен опред. как mu, так и meu – кривая D2. mu+meu – общая полезность, кот. получает покупатель блага и др. члены общ-ва, т. е. 3-и лица (meu). msu=mu+meu, где msu – общественная общ. полезность, mu – частная полезность, meu – внешняя полезность. Т. Е1 - равновесная цена Р1, кот. готовы заплатить родители студентов и Qe – кол-во студентов. С точки зрения общ-ва лучше цена Р2 и кол-во студентов Q0 – т.Е2. Т. к. > студентов, то и Р2>P1. спрос опред. т.А – видно, что спрос уменьшится до Q2 (а не Q0). Значит, общ-во получит обратный эффект. Конечно, при желании общ-во может увел. спрос на образ. услуги до оптим. уровня Q0 , но при цене Р3, значит низшей цены Р1, фактически существующей. Разницу между ценой Р2 и Р3 должно взять на себя общ-во. Если хочет увел. кол-во студентов до оптим. уровня. Способы решения этой проблемы: общ-во может взять на себя полностью расходы на обучение и увел. кол-во мест; может взять часть расходов; может принять меры по увел. покупательной способности потребителей образ. услуг с помощью кредитов на обучение.
|