Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ



Промежуточной формой контроля является межсессионная аттес­тация. В ходе аттестации учитывается текущая успеваемость студен­тов, проводится собеседование по основным темам курса. В течение третьего семестра студенты дважды отчи­тываются перед научными руководителями о результатах работы над курсовыми сочинениями: составление библиографии, систематизация литературы по избранной теме.

Студенты, пропускавшие практические занятия или недостаточно активно на них работавшие, в ходе аттестации отчитываются по соответствующим темам и представляют письменные задания.

По результатам работы в семестре успеваемость каждого студента оценивается по следующим критериям:

1. Выполнение письменных творческих заданий;

2. Активность работы на семинарских занятиях;

3. Выполнение курсовой работы.

4. Итоги тестирования.

За работу в семестре студент получает оценку «отлично», если он:

- выполнял все творческие задания в установленные сроки:

- провел апробацию подготовленных заданий на семинарских занятиях:

- выступал с обзорами материалов СМИ по темам семинарских занятий:

- подготовил реферативные работы по научным исследованиям, посвященным творческой деятельности журналиста;

- показал высокие результаты тестирования;

- отчитался о работе по курсовому исследованию (обзор научной литературы, обоснование источниковой базы, концепция и структура курсовой работы).

- в течение семестра опубликовал материалы в СМИ (конкретность творческих результатов).

Студент получает оценку «хорошо» , если он:

- выполнял творческие задания в установленные сроки:

- выступал с обзорами материалов СМИ по темам семинарских занятий:

- показал хорошие результаты тестирования;

- отчитался о работе по курсовому исследованию (обзор научной литературы, обоснование источниковой базы).

Студент получает оценку «удовлетворительно», если он:

- выполнил часть (половину) творческих заданий в установленные сроки;

- отчитался о работе по курсовому исследованию (обзор научной литературы).

Студент получает оценку «неудовлетворительно», если он:

- не выполнил творческие задания в установленные сроки;

- не отчитался о работе по курсовому исследованию.

В зимнюю сессию (в конце III семестра) студенты сдают экзамен. По результатам работы в семестре студенты могут освобождаться от экзамена. Студенты имеют право повысить оценки («хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») на экзамене. Критериями оценки на экзамене являются: степень владения основными методами журналистской дея­тельности, четкость формулировок и грамотность аргументации, конкретность творческих результатов (опубликование собственных материалов в СМИ).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Данный раздел содержит материалы для текущей и предэкзаменационной проверки теоретической подготовки студентов. Вопросы и задания сформулированы в тестовом варианте и могут использоваться на практических и индивидуальных занятиях, во время проведения межсессионной аттестации и экзамена.

Тесты

1. Слово “факт” от латинского

а)“сделанное, совершившееся”б)“действительное событие” в) “реальное явление”

г) “познанное, испытанное”

2. Соответствие между понятием и его определением

Проблема единица реальности, доступная

наблюдению, но

существующая независимо от сознания

человека

Факт сочетание условий и обстоятельств,

создающих

определенную обстановку, положение

Ситуация сложный вопрос или задача, требующие

разрешения, исследования

 

3. Тема журналистского текста

а) Ситуация текущей реальной действительности б) Ситуация, ставшая предметом профессионального интереса в) Ситуация, восходящая к масштабной общественнойпроблемег) Указатель пути к решению проблемы, подсказывающий тип поведения или отношение к действительности

 

4. Соответствие между понятием и его содержанием

Позитивные ситуации соответствуют первой ступени в

развертывании

ведущего противоречия

 

Проблемные ситуации характеризуют состояние объекта

на второй

ступени развертывания его ведущего

противоречия

 

Конфликтные ситуации складываются, когда противоречие

перешло

на стадию антагонизма

противоположностей

 

 

Глобальные ситуации складываются, когда

противоречие перешло на

стадию антагонизма

и противоположностей

выявляют масштабные противоречия

 

5. Е. И. Пронин классифицирует следующие типы реакции на журналистскую информацию:

Реакция социальной гарантии действия (внешние или

внутренние), в

которых

обнаруживает себя отношение

получателя

информации к описываемым

реалиям

 

Реакция исполнения действия, которые представляют

собой

непосредственное осуществление

рекомендаций

или вариантов поведения,

предлагаемых

журналистским текстом

 

Реакция вовлечения действия (готовность к действиям),

в которых проявляется ответственность

определенных социальных сил за

необходимые последствия публикации

6. Свойства журналистской информации

Общедоступность будучи воплощением связи

человека

с окружающим миром,

одновременно

она есть объективно

необходимый

инструмент воздействия на

мир

 

Действительность информации “срабатывает” за пределами

отдельных ситуаций, вызывая

ускорение или торможение

социальных процессов

 

Идеолого-этическая направленность способность с той

или иной

мерой

императивности поставить

адресата информации перед

выбором собственной линии

поведения (отношения)

 

Универсальность информации распространение

по открытым

каналам

 

7. Последовательная “стыковка” элементов текста

а) композиция б) монтажв) компановка г) организация

 

8. Система правил построения текста с точки зрения сочетания подтем, построение текста, обусловленное содержанием и жанром

а) монтаж б) структура в) компановка г) композиция

9. Е. И. Пронин выделяет следующие “композиционные блоки” в журналистском тексте

а) ввод в ситуацию, обозначение проблемы, предъявление оценок и аргументов, практическая постановка вопросаб) заголовок, подтема, композиционный узел, журналистский образ

 

10. Соответствие понятия и содержания

 

Метод творческой деятельности комбинация реальных

составляющих

деятельности, благодаря которой

достигается задуманный

результат

 

Технология творческой деятельности последовательность научно

обоснованных

действий умственного и

практического

характера, необходимых для

решения

задач

того или иного типа

 

Способ творческой деятельности порядок действий,

рекомендуемый

для того,

чтобы гарантировать

достижение

закономерного результата

той или

иной деятельности

 

11. Операции познавательной деятельности:

а) “выработка заявки на тему”, сбор предварительных данных, определение конкретного предмета изучения, направленное изучение предметаб) сбор фактов, ознакомление с ситуацией, исследование, выбор темы в) эмпирическая деятельность, мыслительная деятельность, теоретическая деятельность, практические действия

 

12. Соответствие операции познавательной деятельности и творческой задачи

Сбор предварительных данных уточнить конкретный объект

действительности,

определить масштабность

проблемы,

спланировать и организовать

ход

работы

 

Выработка заявки на тему поднять уровень компетентности

журналиста,

ознакомиться со сведениями о

состоянии проблемы

 

Определение конкретного предмета установить первичный

контакт с

объектом изучения,

определить “горячую

точку” ситуации

 

Направленное изучение предмета установить факты,

характеризующие

ситуацию,

сделать выводы и осознать

пути разрешения

проблемы, сформулировать

журналистскую концепцию

 

13. Стадия создания текста, на которой формируется мысленный образ будущего текста, включающий в себя в свернутом виде тему, идею, принцип его организации:

а) окончательное формирование замыслаб) конкретизация замысла в) реализация замысла г) авторское редактирование

 

14. Стадия создания текста, на которой формируется его структура

а) реализация замыслаб) окончательное формирование замысла в) заявка на тему г) конкретизация замысла

15. Совещания работников СМИ, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу

а) презентации б) брифинги в) пресс-конференции

 

16. Встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для ответов на их вопросы и информирования в связи с актуальными событиями

а) круглые столы б) пресс-конференции в) презентации г) брифинги

 

17. Сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные пресс-службами

а) специализированные информационные бюллетени б) экстренные сообщения по факсу или электронной почте в) пресс-релизы

 

18. Метод, с помощью которого журналист получает сведения, хранящиеся в “информационных кладовых” общества

а) наблюдение б) беседа в) проработка документовг) расследование

 

19. Документы, сгруппированные по сферам обращения

а) производственные, общественных организаций, бытовыеб) государственно-административные, производственно-административные, общественно-политические

в) научные, нормативно-технические, справочно-информационные, художественные

 

20. Правила при проверке документальных данных на достоверность: “Различать описание событий и их интерпретацию, определять, какими источниками пользовался составитель документов, выявлять намерения, которыми он руководствовался, учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался”, – выработаны

а) юристами б) библиографами в) журналистами г) социологами

21. Вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующие условиям взаимодействия:

а) наблюдение б) эксперимент в) беседа г) контент-анализ

 

22. Осознанный выбор средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразны, поскольку способны наилучшим образом решить стоящие перед журналистом задачи

а) расположение вопросов б) тактика беседы в) подготовка к беседе г) диалогическое общение

 

23. Объект познания предстает перед журналистом как совокупность источников информации, образующих три относительно самостоятельные зоны: поведение отдельных людей; поведение групп людей, их взаимодействие; предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события, в процессе

а) наблюдения б) беседы в) проработки документов г) эксперимента

 

24. Наблюдатель действует как участник событий, выступая в социальной роли, аналогичной социальным ролям действительных участников происходящего

а) эксперимент в) беседа в) включенное наблюдение г) систематическое наблюдение

 

25. Метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса

а) интервьюирование б) анкетирование в) беседа г) опрос

 

26. Метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью заочного (письменного) опроса

а) интервьюирование б) опрос в) анкетирование г) беседа

 

27. Наблюдение, ориентированное на получение данных о развитии того или иного объекта с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение длительного времени

а) включенное наблюдение б) систематическое наблюдение в) невключенное наблюдение

 

28. Метод получения сведений об объекте через выявление реакции на заданный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько изменяемых характеристик

а) эксперимент б) включенное наблюдение в) систематическое наблюдение

 

29. Методы предъявления фактов

Характеристика указание на ту или иную реалию,

обозначение ее бытия

 

Констатация представление фрагмента

действительности со стороны

сущности

 

Объяснение выявление сути происходящего

через обозначение

причинно-следственных связей

 

Типизация выявление сути той или иной реалии,

когда адресат вместе с

журналистом проходит весь путь

постижения существа дела

 

Рассуждение обобщенная подача сведений

о действительности в виде

условных картин, “суммарных фактов”

или образов,

близких к действительности

 

30. Методы предъявления факта

Переосмысление обозначение чувственно воспринимаемых

образов,

включаемых в новые связи

 

Словесная инкрустация дословное воспроизведение

отдельных

фрагментов из

произведений науки, литературы, искусства,

общественно-политических и

государственных

документов, афоризмов,

пословиц, поговорок

 

Цитирование указание на известный материал культуры

без подробного раскрытия

 

Апеллирование свободный пересказ

известного материала культуры

 

Изложение новая трактовка известных образов

или нормативов

 

31. Самый оперативный метод получения информации

а) эксперимент б) опрос в)наблюдение г) проработка документов

 

32. Вводный абзац (или первое предложение) информационного журналистского текста, выполняющий различные функции

а) подзаголовок б) хедлайн в) подводка г) лид

 

33. Подготовленное наблюдение

а) предварительная договоренность с собеседником б) составление плана беседы

в) предварительное знакомство с темой

 

34. Метод журналистского творчества заимствован из юриспруденции

а) расследованиеб) проработка документов в) опрос г) систематическое наблюдение

 

35. Вид наблюдения является основой "новостных жанров":

а) длительное наблюдение б) спонтанное наблюдение в) включенное наблюдение г) систематическое наблюдение

 

36. Главная задача аналитического текста:

а) типологизация данных б) упорядочивание полученных данных в) установление причинно-следственных связей г) группировка данных

 

37. Длительное наблюдение в журналистике сходно с сис­тематизированным научным наблюдением

а) ведется долгое время б)ведется по четко спланированной программев) предполагает участие ученых г) представляет объективные данные

 

38. Мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части:

а) анализ б) конкретизация в) сравнение г) категоризация

 

39. Если журналист - участник события, то такое наблюдение называется:

а) предварительным б) спонтанным в) длительным г) включенным

40. Метод, особенность которого состоит в том, что журналист программирует обстоятельства, выявляющие сущность явления:

а) включенное наблюдение б) длительное наблюдение в) эксперимент г) проработка документов

 

41. "Метод маски" в современной журналистике это:

а) скрытое включенное наблюдение б) открытое включенное наблюдение в) длительное наблюдение г) прямое наблюдение

 

42. Композиция заметки, основанная на принципе убывания значимости информации

а) "перевернутая пирамида" б) "пересыхающий ручей" в) "воронка" г) "треугольник"

 

43. Название рубрики, надзаголовок, подзаголовок входят в состав:

а ) оглавления б ) анонса в) заголовочного комплексаг) списка литературы по теме

 

44. “Неосознанный конформизм” в наблюдении:

а ) возможность погрузиться в ситуацию б) субъективность восприятия ситуации

в) невозможность вести наблюдение по моральным условиям г) невозможность исполнять обязанности другой профессии

 

45. Смысл понятия “документ” в журналистской де­ятельности:

а) письменное свидетельство о чем-либо б) деловая бумага, которая подтверждает какой-либо факт или право на что-либо в) информационные ресурсы Интернет

г) информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на фото- или видеопленке

46. Метод качественно-количественного анализа документов:

а) структурный б) систематический в) контент г) категориальный

 

47. Универсальная классификация документов в журналистике:

а) по степени актуальности и важности б) по источникам и сфере обращения

в) по месту опубликования г) по степени достоверности и надежности

 

48. Начало беседы предполагает:

а) предварительное знакомство с темой беседы б) разработка рабочей гипотезы

в) составление плана г) установление контакта с собеседником

 

49. Профессиональное общение в журналистике синтез:

а) делового и личного общения б) деятельности журналиста и ученого

в) деятельности журналиста и представителя власти г) вопросов и ответов

 

50. Интересные и оригинальные вопросы в про­фессиональном общении гарантирует:

а) компетентность собеседника б) неформальное общение

в)предварительная подготовка журналиста к беседе г) речевые приемы общения

 

51. Структура аналитического текста формируется как ответ на вопрос:

а) что? б) когда? в) как? г) зачем?

 

52. В профессиональном общении закрытыми являются вопросы:

а) передают инициативу собеседнику б) завершают беседу в) дают собеседнику возможность проявить себя г)предполагают однозначные ответы ("да" или "нет")

 

53. Собеседник уходит от ответа, журналист

а) больше не повторяет вопрос б) создает паузу в общении в) перефразирует вопрос и задает еще раз г) не обращает внимания

 

54. В профессиональном общении являются открытыми вопросы:

а) активизируют беседу б)требуют объяснения или размышленияв) направляют беседу в нужное русло г) создают напряжение в беседе

 

55. Вопросы, на которые собеседник не склонен отвечать журналист задает:

а) в конце интервьюб) в начале интервью в) старается не задавать г) после завершения интервью

 

56. Схема построения (расположения) аргументации, наиболее соответствующая аналитическому восприятию текста:

а) антикульминационная б) пирамидальная в) кульминационная г) кольцевая

57. Информативностью текста:

а) достоверность информации б) качество переработки информации в) надежность источников информации г)соотношение между потенциальной и реальной информацией

 

58. Аналитический текст «наполнен» информацией:

а) «нужной» (удовлетворяющей базовые потребности личности) б) истинной (о связях между явлениями) в) доступной г) хорошо изложенной

 

59. Последовательность стадий создания текста

Конкретизация замысла

Предварительное формирование замысла

Авторское редактирование текста

Окончательное формирование замысла

Реализация замысла

 

60. Предметно-тематические виды анализа

Причин

Отдельного события

Ситуации

Связей

Процессов

 

61. Последовательность операций творческого акта

Определение конкретного предмета изучения

Определение конкретного объекта изучения

Выработка заявки на тему

Направленное изучение предмета

Сбор предварительных данных

 

62. Единица творческого процесса

а) операция б) действие в) шаг г) деятельность д) акт г) творческий шаг

 

63. Особенность семантической длины текста в дитексе

а) последовательность текстовых элементовб) количество предложений в) наличие сложных предложений г) присутствие деепричастных оборотов д) последовательность смысловых слоев

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Теория и практика массовой информации»

а) основная литература:

Анисимов О. А. Методологическая культура и принятие решений. М., 2003.

Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. Учебное посо­бие. М., 2001.

Гуревич С.М. Номер газеты: Учебное пособие. – М., 2002.

Интернет-СМИ: теория и практика: Учебное пособие. – М., 2010.

Ким М. Н. журналистика: методология профессионального творчества. СПб,, 2004.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты. – М.,2000.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. Изд.2-е. – М., 2010.

Лукина М.М. Технология интервью: Учеб. пос. – М.,2003

Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. СПб,. 2004.

Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб,, 2005.

Мисонжников Б. Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб,, 2002.

Основы творческой деятельности журналиста. /Ред.-сост.С.Г.Корконосенко. СПб., 2000.

Проблематика СМИ: Информационная повестка дня / Под ред. Шкондина М.В., Вычуба Г.С., Фроловой Т.И. – М., 2008.

Радиожурналистика. – М.,2000.

Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Учебное пособие. – М., 2007.

Свитич Л.Г. Профессия журналист: Учебное пособие. Изд. 2-е. – М., 2007.

Тертычный А. А. Логическая культура журналиста. М., 2005.

Тертычный А. А. Методы профессионального творчества журналиста. М., 2010.

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм. – М., 2003.

 

б) дополнительная литература:

Журналистское расследование: история метода и современная практика. М.,2001.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб, 2001.

Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М., 2005.

Расследовательская журналистика / Под общ. ред А. Д. Константинова. СПб.; М., 2001.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. Великий Новгород, 1999.

Сидоров В.А. Прогноз в журналистике. СПб.,2001.

Страшнов С. Л. Основы массового медиаобразования. Воронеж, 2009.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учеб. пос. – М., 2002.

Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. М,, 2004.

Тулупов В. В. Моделирование в журналистике// Современные проблемы журналистской науки. Воронеж, 2010. С. 105-140.

Шостак М.И. Работа современного репортера. М., 1996.

Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.

Шостак М.И. Оперативная журналистика. М., 2000.

Шостак М.И. Аналитическая публицистика: методы и жанры. М.,1999.

Шостак М.И. Жанры художественной публицистики. М., 2000.

Шум Ю. Журналистское расследование. Методические рекоменда­ции. М., 2000.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

поисковые системы Rambler, Google, Yandex, газетный фонд библиотеки ИвГУ, кафедральная медиатека.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Теория и практика массовой информации»

Ресурсы библиотеки ИвГУ, библиотеки и медиатеки кафедры журналистики и рекламы, компьютерный класс.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью

 

 

Автор: доц. Фаркова Е. Ю.

Программа рассмотрена на заседании кафедры журналистики и рекламы

 

от «_____» _____________________ 20___г., протокол № _______.

 

Программа одобрена на заседании Ученого совета ______________________ факультета

 

от «_____» _____________________ 20___г., протокол № _______.

 

 



Просмотров 334

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!