Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины формирование у студентов теоретических знаний по принципам организации, функциональным возможностям, аппаратному и программному обеспечению и практических навыков по эксплуатации систем информационного обеспечения, а также способности проводить концептуальное проектирование информационной системы и определять состав и конфигурацию компьютеризированных (автоматизированных) рабочих мест для персонала организации.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– основным видам технологических процессов (ТП) обработки данных;

– классификации компьютерных вирусов и антивирусных программ;

– основным методам защиты от несанкционированного доступа;

– пользоваться типовыми технологическими процессами обработки данных для формирования прикладных ТП;

– формировать инструкционный материал для пользователей, использовать типовую структуру выходных и входных форм;

– составлять перечень работ для организации настройки и учета оперативных данных;

– выбирать технические средства обработки информации для конкретных задач;

– использовать алгоритмы шифрации/дешифрации данных, организовывать рабочие места (информационное, техническое, программное организационное и другие виды обеспечений) с учетом вида решаемой экономической задачи.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Информационные технологии в экономике» студент должен:

· знать:

– основы использования современных информационных технологий для решения экономических задач;

– основные понятия, терминологию и классификацию современных информационных технологий;

– состояние и тенденции автоматизации задач управления предприятием в сфере сервиса, структуру и содержание информационной модели предприятия, и пакеты прикладных программ (ППП) решения задач по отраслям;

– основные виды технологических процессов (ТП) обработки данных;

– содержание типовых ТП, технологию баз информации, технологии автоматизации операционных задач обработки экономической информации;

– технологии ведения электронной документации и ее технологии ее защиты в свете современных информационных технологий;

– классификацию компьютерных вирусов и антивирусных программ;

– основные методы защиты от несанкционированного доступа к ПК;

– элементы технологических операций, включаемых в состав специализированных систем (статистики, бухгалтерских, банковских);

· уметь:

– пользоваться типовыми автоматизированными системами обработки данных для автоматизации текущего планирования и решения стратегических задач управления;

– формировать инструкционный материал для пользователей, использовать типовую структуру выходных и входных форм;

– выбирать технические средства обработки информации для конкретных задач;

– использовать алгоритмы шифрации/дешифрации данных;

– организовывать рабочие места (информационное, техническое, программное организационное и другие виды обеспечений) с учетом вида решаемой экономической задачи;

· получить навыки:

– составления перечня работ для организации настройки и учета оперативных данных;

– использования современных информационных систем в решении задач управления предприятием;

– освоения перспективных и наиболее распространенных методов и средств автоматизации задач управления всех уровней;

– подготовки деловой и служебной корреспонденции с использованием механизма шаблонов, обработки серийных писем (форм) технологией «слияния».

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация. - -
2. Информатизация и информационные процессы в экономике - -
3. Технология и методы обработки экономической информации - -
4. Защита от несанкционированного доступа в системах обработки данных - - -
5. Типовые информационные системы и их особенности - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1.Введение.Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация.

Предмет и основное содержание курса «Информационные технологии в экономике», его место и роль в подготовке современных экономистов и менеджеров. Задачи и структура изучаемого курса, методология и методика его преподавания. Требования и методические рекомендации по изучению курса. Информационные технологии: основные понятия, терминология.

Лабораторное занятие: «Информационные технологии управления предприятием. Настройка Outlook Express для работы с электронной почтой и группами новостей».

Цель: Приобрести практические навыки в использовании интерфейса и методологии программы Outlook Express для работы с электронной почтой и группами новостей».

Отрабатываемые вопросы:

1. Настройка Outlook Express 5.0 для работы с электронной почтой.

2. Настройка программы Outlook Express 5.0 для работы с группами новостей.

Отчет о выполнении лабораторной работы должен содержать: настроенную программу Outlook Express.

Контрольные вопросы

1. Назначение программы Outlook Express.

2. Порядок настройки Outlook Express для работы с электронной почтой.

3. Порядок настройки программы Outlook Express для работы с группами новостей.

Тема 2.Информатизация и информационные процессы в экономике

Информационные технологии и ихклассификация. Основные понятия проектного менеджмента. Системный подход к управлению. Корпоративные (интегрированные) экономические информационные системы. Функциональные и обеспечивающие подсистемы; роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы; интеллектуальные технологии и системы; применение интеллектуальных технологий в экономических системах.

Лабораторное занятие: «Информационные процессы в экономике. Работа с электронной почтой при помощи программы Outlook Express».

Цель: Приобрести практические навыки в использовании интерфейса и методологии программы Outlook Express при работе с электронной почтой».

Отрабатываемые вопросы:

1. Запуск программы.

2. Составление, отправка, получение, отправка, получение письма.

3. Ответ на письмо.

4. Сохранение письма в файле.

5. Удаление письма.

6. Работа с папками.

7. Сортировка писем.

8. Адресная книга.

9. Отправка и получение письма с вложением.

 

Тема 3.Технология и методы обработки экономической информации

Информационная модель предприятия, технология баз информации, автоматизация операционных задач.Проектирования информационных систем с использованием современных методов управления проектами, маркетинга и менеджмента. Автоматизация текущего планирования. Автоматизация стратегических задач управления. Основные понятия проектного менеджмента. Управление проектом. Планирование руководства, координация трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов на протяжении проектного цикла. Информационные системы на предприятии. Планирование разработки и эксплуатации ИС. Определение критериев оценки эффективности ИС. Оценка ресурсов, определение допущений и рисков. Технологии хранения и обработки данных. Базы данных и СУБД. Реляционные базы данных. Информационное обеспечение экономических информационных систем и технологий.

Лабораторное занятие: «Методика проектирования информационных систем. Разработка Wеb – сайта предприятия сферы сервиса».

Цель: Целью лабораторной работы является усвоение теоретического материала по теме «Технология и методы обработки экономической информации» и приобретение практических навыков по разработке Wеb – сайта компании.

Отрабатываемые вопросы:

1. Выбор средств создания Wеb–сайта компании.

2. Разработка содержания Wеb–сайта компании.

3. Создание гипертекстового WWW-документа.

 

Тема 4.Защита от несанкционированного доступа в системах обработки данных

Электронная документация и ее защита. Каналы утечки информации. Методы защиты информации: организационно-физические, программные, программно-аппаратные. Алгоритмы установления подлинности и установки полномочий. Использование криптографии. Стеганография. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Классификация вирусов по среде обитания, степени воздействия, способу заражения, алгоритмической сущности. Классификация антивирусных программ, характеристики основных разработок.

 


Тема 5. Типовые информационные системы и их особенности

Сетевые информационные системы. Системы обработки гипертекстовой и мультимедийной информации в информационно-справочных системах. Электронная коммерция. Статистические информационные системы. Финансово-информационные системы. Банковские ИС. Информационные системы во внешнеэкономической деятельности. Интернет как глобальная информационная система. Средства статистической обработки информации. Программное обеспечение управления проектами. Инвестиционный анализ и финансовое моделирование при принятии решений. Основы компьютерной бухгалтерии.

Лабораторное занятие: «Электронная коммерция. Организация расчетов через Internet».

Цель: Целью лабораторной работы является усвоение теоретического материала по теме № 3 «Технология и методы обработки экономической информации» и приобретение практических навыков анализа и использования электронных платежных систем.

Отрабатываемые вопросы:

1. Анализ существующей системы электронных платежей.

2. Анализ Российского рынка платежных систем.

3. Цифровые деньги.

4. Технология цифровой подписи.

5. Слепая электронная подпись.

6. Цифровой кошелек.

7. Интернет-маркетинг.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора, повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК;

– подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– отчет по результатам выполнения лабораторных работ;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Информационные системы в экономике : учебник / под ред. Г. А. Титоренко – М. : ЮНИТИ, 2006.

2. Романов, В. П. Интеллектуальные информационные системы в экономике : учеб. пособие / В. П. Романов. – М. : Экзамен, 2003.

3. Уткин, В. Б. Информационные системы и технологии в экономике : учебник / В. Б. Уткин, К. В. Балдин. – М. : ЮНИТИ, 2003.

Дополнительная:

1. Балдин, К. В. Информационные системы в экономике : учеб. пособие / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. – М. : Дашков и К, 2005.

2. Голоскоков, К. П. Информационные технологии в экономике : лабораторный практикум / К. П. Голоскоков, И. Г. Филиппова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

3. Информационные системы бухгалтерского учета : учебник / под ред. В. В. Подольского. – М. : ЮНИТИ, 2005.

4. Исаев, Г. Н. Информационные системы в экономике : учеб. пособие / Г. Н. Исаев. – М. : Омега-Л, 2006.

5. Романов, А. Н. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи) : учеб. пособие / А. Н. Романов, Б. Е. Одинцов. – М. : Вузовский учебник, 2006.

6. Федорова, Г. В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита : учеб. пособие / Г. В. Федорова. – М. : Омега-Л, 2006.

7. Шубина, Е. В. Работаем в 1С. Предприятие 7.7. Настройка, эксплуатация, конфигурирование и программирование : учеб. пособие / Е. В. Шубина. – М. : Дашков и К, 2006.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения:

– пакет прикладных программ MS Office;

– учебный программный модуль «Электронная коммерция».

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами и оснащенном следующим оборудованием:

– компьютерами и периферийными устройствами;

– локальными и глобальными сетями;

– лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера;

– наборами плакатов и таблиц, диаграмм;

– мультимедиа-проектором.

 

ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

При изучении дисциплины широко применяется учебный программный модуль «Электронная коммерция», Применение программного модуля активизирует процесс изучения дисциплины студентами, облегчает и ускоряет усвоение нового материала и контроль, что в итоге повышает качество обучения и углубляет знания студентов при изучении наиболее важных тем теоретического курса и материала лабораторных занятий.

Обучающие системы, созданные с использованием компьютерных технологий, относятся к специфическому виду технических средств обучения. Компьютерные обучающие системы широко используются на всех стадиях проведения лабораторных занятий: обработка и анализ данных, оформление результатов исследований.

 

Составители: к.в.н., доц. Е.П. Силла, д.э.н., проф. А.А. Горбунов кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством».

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управление жилищно-коммунальным хозяйством» В.П. Пилявский.

 

 



Просмотров 485

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!