![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Религия как форма общественного сознания, его специфика и функции
В процессе функционирования духовной сферы в общественном сознании отдифференцировались особые формы сознания, выполняющие различные социальные функции. Форма общественного сознания - это система общественных идей, взглядов, чувств, установок и убеждений, в которых отражается определенная область духовной жизни. Выделяют следующие наиболее важные формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, моральное (нравственность), эстетическое и религиозное сознание. Религиозное сознание - одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм. Каждая религия включает в себя три основных, обязательных элемента: мифологический - веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный - религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный - требования по соблюдению религиозных предписаний. Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия или получить какую-то пользу. Религия, предлагая человеку не просто свод отвлеченных знаний, а определенный теми или иными религиозными догматами образ жизни, тотально воздействует на личность. Религиозное воспитание представляет собой в определенной степени кодирование личности с помощью ритуалов, включение его в определенную систему ценностей. В своей основе оно деструктивно, так как предлагает уйти от мирских забот и прийти к Богу, или, на худой конец, заняться богоискательством или богостроительством. В последние годы в духовной жизни Украины происходят глубокие изменения взглядов на роль религии в социальной жизни. Слово «религия» еще недавно, переводя с латинского, толковали как «вера в существование сверхъестественных сил», «предмет культа», «набожность». Сейчас религию нередко трактуют и как «тщательное обдумывание», «перечитывание», «объединение», сюда же добавляют: «совестливость», «благочестие», «добросовестность», «набожность». Возрождение духовности – важное завоевание независимой Украины. Строятся десятки, если не сотни храмов едва ли не в каждом регионе. Отрицательным при возрождении духовности является одно: за годы независимости значение науки опускается ниже критической отметки. За эти годы в стране не было построено ни одного исследовательского института, а те, что имеются часто из-за недофинансирования влачат жалкое существование. Разумеется, религия и наука это два различных мира, различно влияющих на наше мировосприятие. Однако нельзя забывать ни процессов глобализации, ни того факта, что Украина вступила в ВТО (Всемирную торговую организацию). Без развития науки страна, хотя и возрождает духовность, быстро может оказаться на задворках мирового социального и научно-технического процесса. 37.Проблема познания в философии: субъект и объект познания. Роль практики в познании: формы практики. Существование и развитие человека невозможно без творческой активности сознания, направленной на преобразование природы и общества. Содержание человеческого сознания составляют знания. Вся жизнедеятельность людей осуществляется на основе знаний, среди которых особое место занимает информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, изложение), т.е. сведения, которые получает субъект об окружающем мире. Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе. Исследование сущности познания является одной из основных задач философии. Познание, познавательное отношение человека к миру исследуется теорией познания или гносеологией (эпистимологией) как одним из разделов философии. Основными проблемами теории познания являются: выявление сущности познавательного процесса, установление его закономерностей, условий и предпосылок, возможностей и границ; проблема достоверности получаемых в ходе познания результатов, их проверки и адаптации. Объект познания – это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную, причем ближайшую, сторону объекта. Объектами познания могут выступать внешний объективный мир (природа и социум), мир артефактов, внутренний мир человека и сам процесс познания. Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие волевую и целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта). Процесс познания имеет определенную структуру, которая включает в себя субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс. Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, при помощи воли организующий познавательный процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания. Человек вступает в контакт с объектами природного и социального бытия. Побуждаемый к познавательной деятельности теми или иными потребностями, ставя определенные цели, он всегда берет объекты во всей их бесконечной сложности Под практикой понимается материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность людей по преобразованию природы и общества для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика является: 1) источником, основой и движущей силой познания, поскольку ставит перед ним познавательные задачи, дает фактический материал для обобщений и средства для познания; 2) конечной целью познания, так как в практике материализуются добытые знания; 3) критерием («мерилом») истинности получаемых знаний, что проявляется, прежде всего, в материальном производстве и эксперименте. Практика является комплексным высшим критерием истины, включающим в той или иной степени все другие критерии. Как критерий истины практика для каждого исторического этапа развития общества выступает абсолютной по отношению к предыдущему этапу и относительной по отношению к последующему.
![]() |