Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Религия как форма общественного сознания, его специфика и функции



В процессе функционирования духовной сферы в общественном сознании отдифференцировались особые формы сознания, выполняющие различные социальные функции. Форма общественного сознания - это система общественных идей, взглядов, чувств, установок и убеждений, в которых отражается определенная область духовной жизни. Выделяют следующие наиболее важные формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, моральное (нравственность), эстетическое и религиозное сознание.

Религиозное сознание - одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм.

Каждая религия включает в себя три основных, обязательных элемента: мифологический - веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный - религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный - требования по соблюдению религиозных предписаний.

Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия или получить какую-то пользу.

Религия, предлагая человеку не просто свод отвлеченных знаний, а определенный теми или иными религиозными догматами образ жизни, тотально воздействует на личность. Религиозное воспитание представляет собой в определенной степени кодирование личности с помощью ритуалов, включение его в определенную систему ценностей. В своей основе оно деструктивно, так как предлагает уйти от мирских забот и прийти к Богу, или, на худой конец, заняться богоискательством или богостроительством.

В последние годы в духовной жизни Украины происходят глубокие изменения взглядов на роль религии в социальной жизни. Слово «религия» еще недавно, переводя с латинского, толковали как «вера в существование сверхъестественных сил», «предмет культа», «набожность». Сейчас религию нередко трактуют и как «тщательное обдумывание», «перечитывание», «объединение», сюда же добавляют: «совестливость», «благочестие», «добросовестность», «набожность».

Возрождение духовности – важное завоевание независимой Украины. Строятся десятки, если не сотни храмов едва ли не в каждом регионе. Отрицательным при возрождении духовности является одно: за годы независимости значение науки опускается ниже критической отметки. За эти годы в стране не было построено ни одного исследовательского института, а те, что имеются часто из-за недофинансирования влачат жалкое существование. Разумеется, религия и наука это два различных мира, различно влияющих на наше мировосприятие. Однако нельзя забывать ни процессов глобализации, ни того факта, что Украина вступила в ВТО (Всемирную торговую организацию). Без развития науки страна, хотя и возрождает духовность, быстро может оказаться на задворках мирового социального и научно-технического процесса.

37.Проблема познания в философии: субъект и объект познания. Роль практики в познании: формы практики.

Существование и развитие человека невозможно без творческой активности сознания, направленной на преобразование природы и общества. Содержание человеческого сознания составляют знания. Вся жизнедеятельность людей осуществляется на основе знаний, среди которых особое место занимает информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, изложение), т.е. сведения, которые получает субъект об окружающем мире.

Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Исследование сущности познания является одной из основных задач философии. Познание, познавательное отношение человека к миру исследуется теорией познания или гносеологией (эпистимологией) как одним из разделов философии. Основными проблемами теории познания являются: выявление сущности познавательного процесса, установление его закономерностей, условий и предпосылок, возможностей и границ; проблема достоверности получаемых в ходе познания результатов, их проверки и адаптации.

Объект познания – это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную, причем ближайшую, сторону объекта. Объектами познания могут выступать внешний объективный мир (природа и социум), мир артефактов, внутренний мир человека и сам процесс познания.

Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие волевую и целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта).

Процесс познания имеет определенную структуру, которая включает в себя субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.

Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, при помощи воли организующий познавательный процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания.

Человек вступает в контакт с объектами природного и социального бытия. Побуждаемый к познавательной деятельности теми или иными потребностями, ставя определенные цели, он всегда берет объекты во всей их бесконечной сложности

Под практикой понимается материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность людей по преобразованию природы и общества для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика является: 1) источником, основой и движущей силой познания, поскольку ставит перед ним познавательные задачи, дает фактический материал для обобщений и средства для познания; 2) конечной целью познания, так как в практике материализуются добытые знания; 3) критерием («мерилом») истинности получаемых знаний, что проявляется, прежде всего, в материальном производстве и эксперименте.

Практика является комплексным высшим критерием истины, включающим в той или иной степени все другие критерии. Как критерий истины практика для каждого исторического этапа развития общества выступает абсолютной по отношению к предыдущему этапу и относительной по отношению к последующему.



Просмотров 878

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!