Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Чувственное и рациональное познание и их формы. Критика сенсуализма и рационализма



Познание представляет собой сложный, противоречивый процесс, осуществляемый входе практической, преобразующей деятельности людей. В зависимости от того, какие способности применяет субъект на том или ином этапе познания, можно выделить чувственную, рациональную и интуитивную ступени познания. Они различаются как формами отражения, так и ролью в процессе познания.

Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Ощущение – это элементарный чувственный образ реальной действительности.

Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений.

Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств.

К формам чувственного познания относится и воображение, заключающееся в способности создавать новые представления на основе предыдущего опыта.

Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мысли, выражающая совокупность наиболее общих,

существенных признаков объекта.

Суждение – форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте.

Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали чувственное познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль. Оба эти течения страдали односторонностью, вместо того, чтобы признать необходимость и взаимодополняемость чувственной и рациональной ступеней познания.

Дальнейшее развитие философского знания показало, что рациональное познание неразрывно связано с чувственным и играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.

 

 

39.Научное познание и его специфика. Б.Рассел «Человеческое познание»

. Наука -представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку объективно-значимых знаний. Науку характеризует относительная самостоятельность и внутренняя логика развития, способы (методы) познания и реализации идей, этические внутринаучные нормы, а также социально-психологические особенности объективно-сущностного восприятия действительности, т.е. стиль научного мышления.

Чаще всего, науку определяют через ее собственное основание, а именно: 1) научную картину мира, 2) идеалы и нормы науки,
3) философские принципы и методы.

Научное познаниеэто сложный, обусловленный законами социального

развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности. Специфические особенности этого познания и, в целом, современной науки следующие:

1. Объективность и предметность. Наука выступает как

своеобразная техника и технология освоения мира. Даже при исследовании явлений внутреннего мира человека, его психологии, у науки нет сомнений в реальности существования этих феноменов. Научное исследованиепредполагает: во-1-х, ознакомление с историей данного явления, т.е. обращено к прошлому;во-2-х, изучение современного состояния объекта, т.е. т.е.фиксирует настоящее бытие; в 3-х, дает прогноз дальнейшего развития, создает задел знаний для последующих стадий исследования, т.е.направлено на будущее.

2. Наука,как правило, имеет дело с объектом не освоенным в

рамках обыденной, повседневной практической деятельности.

4. Наука вырабатывает свой специфический язык для фиксации и описания объектов исследования.Если понятия обыденного языка многозначны, нечетки, то наука пытается добиться логической однозначности, четкой определенности понятий. Затем язык науки оказывает влияние на обыденное мышление. Системность и обоснованность научного знания. Это позволяет

переносить знания, полученные в одних отраслях, в другие.

5. В процессе познания наука использует специальную технику для

проведения экспериментального изучения новых объектов.

7. Наука формулирует специфические процедуры и способы

обоснования истинности знания: выведение одних знаний из других, экспертные оценки и т.п.

8. Наука, наряду со знаниями об объекте, формулирует знания

о методах научной деятельности.

9. Занятие наукой требует специальной подготовки познающего

субъекта, освоение им определенных ценностных ориентаций, норм и целевых установок на поиск истины.

10. Ориентация на практику, стремление быть руководством к

действию по управлению реальными процессами и отношениями, даже в случае разработки сугубо теоретических проблем.

Роль научного познания постоянно возрастает. Уже сегодня наука и техника стали важнейшим фактором воздействия на природу и общество. Глубокое овладение экономистами, инженерами и техниками научной методологией является необходимым условием в деле дальнейшего овеществления, материализации знаний в новейших технологиях и методических разработках, в деле органического соединения достижений современного научного знания с решением задач улучшения благосостояния украинского народа, задач становления нашего независимого государства.

40.Проблема истины в философии и науке. Виды истины. Критерий истины.

Непосредственной целью познания является достижение истины, под которой понимается знание, соответствующее действительности. С точки зрения классической теории познания «соответствие» означает сущностное совпадение содержания знания с объектом, а «действительность» – это, прежде всего, объективная реальность, материя.

Истина носит объективно–субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.

Истина – это бесконечный процесс развития имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом к все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.

Для характеристики истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.

Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.

Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.

Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины.

В познании не всегда удается выявить всю полноту условий, для которых данная истина может быть применима. Поэтому для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.

Считается, что все виды познания направлены на достижение истины – знания, содержание которого адекватно действительности, без которого невозможна деятельность человека. Но в большинстве видов познания истина содержит значительную долю субъективности, связанную как с формой ее выражения, так и с субъективными интересами человека. И лишь в научном познании объективная истина, в которой до минимума сведены субъективные привнесения, является самоцелью.

Одной из основных проблем теории познания является вопрос о критерии истины, т.е. о том, что выступает мерилом истинности знания. В истории философии выдвигались различные критерии истины: ум и интуиция (Платон), чувственные данные и научный эксперимент (Ф.Бэкон, Б.Спиноза, К.Гельвеций, Д.Дидро, М.В.Ломоносов), самоочевидность, непротиворечивость и взаимная согласованность всех знаний (Р.Декарт), соответствие вещи понятию (Г. Гегель), польза (У.Джеймс), общезначимость (Э.Мах), конвенция (соглашения) между учеными (неопозитивисты), нравственность (И.В.Киреевский, Вл.С.Соловьев). Отсюда видно, что критериями истины могут быть и чувственные данные, и интеллект, и интуиция, и житейский опыт людей, и традиции, и авторитеты. Но именно общественная практика обладает свойством непосредственной действительности, носит чувствительно-предметный характер, является сферой реализации знаний, выводит субъекта за рамки умозрительного познания в мир материальной деятельности.

 



Просмотров 1714

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!