Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Соотношение уровня свободы с уровнем культуры



«Свобода при всей ее кажущейся простоте, - предмет сложный и для понимания и тем более для практического воплощения в формах, нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни, – как пишет В.С.Нерсесянц, - в своем движении от несвободы к свободе и от одной ступени свободы к более высокой ступени люди и народы не имеют ни прирожденного опыта свободы, ни ясного понимания предстоящей свободы».[15]

Современные авторы научных и учебных публикаций рассматривают целый ряд факторов, которые влияют на реальный характер государственно-правового устройства общества, уровня его демократизации. К их числу относят - субъективные факторы, которые выражаются в деятельности государственных и общественных функционеров по проведению в жизнь, сохранению и охране существующих или нарождающихся демократических принципов, идей и традиций; а так же - объективные: материальные, социальные, юридические, политические, идеологические и другие.[16]

Вместе с этим не проводится развернутого анализа взаимозависимости уровня демократизации государственно-правового устройства и уровня культуры граждан.

Теория Исторического материализма, опираясь на законы диалектики, рассматривала зависимость формы общественного устройства (производственных отношений) от уровня развития производительных сил, и в качестве критерия их соответствия выдвигает уровень производительности общественного труда. Человек в данной схеме отношений учитывался постольку - поскольку он является частью (не главной) производительных сил. Как указывалось в учебниках по марксистско-ленинской философии: "Общественные производительные силы - это созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, приводящие их в действие и осуществляющие производство материальных благ"[17]. В формулировке явно подчеркивается вторичная роль людей в данном процессе развития.

Реабилитировать право распространения законов диалектики на общественное развитие можно, вернувшись к первоисточнику их применения в данном качестве - Гегелю.

Идея права по Гегелю, которая и есть свобода, развертывается в мир государства и права. Господство разума в истории означает, что свобода представляет собой определяющее начало и конечную цель всего хода развития духа. Всемирная история – прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и в объективации достигнутых ступеней свободы в правовых и государственных формах наличного бытия.

Человеческая свобода – результат длительной работы духа. Духовная работа всемирной истории в ее движении, в дисциплинировании естественной (неразумной и несвободной) воли, в возвышении ее до подлинно свободной воли – одновременно свободы целого и составляющих его членов, индивидов.

На начальном этапе этого движения свободен лишь один – деспот, со временем становятся свободными некоторые (аристократия), а на завершающем этапе все свободны[18]. Правда Гегель считал современную ему форму государственно-правового устройства – германскую конституционную монархию наивысшей идеальной формой.

В данном случае - количественной стороной социального развития (диалектическим содержанием) является уровень культуры, а качественной (диалектической формой) - уровень свободы, выраженный в способе государственно-правового устройства общества и складывающегося политического режима. Критерием соответствия формы содержанию (мерой) является эффективность данного социума в решении общих задач.

«Человек и человечество развиваются к свободе, праву, равенству, справедливости из ситуации их отсутствия. Человек и целые народы по своей природе (интеллектуальной и волевой), в отличие от других живых существ, может, потенциально способен путем своего совершенствования и развития прийти к политическим и правовым формам организации социальной жизни».[19]

 

Тема 7. Диалектика права

31) Основные законы и категории диалектики; 32) Закон Соответствия; 33) Два метода общественного развития; 34)Естественно-правовой метод развития права; 35) Позитивный метод развития; 36) Траектория естественно-правового метода развития; 37) Траектория позитивного метода развития. 38) Эффективность общества как критерий соответствия уровня свободы уровню культуры. 39) Вторичные закономерности теории «Полуконуса».

 



Просмотров 475

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!