Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Проблема материи в истории философии



Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

материя - фил.категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. субстанция (акт. начало) субстрат (пассивное).

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

• материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход— материя объективно существуеткак порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход- материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие "материя" ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древности. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который первоосновой всего существующего считал «апейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизи­ческих материалистов, которые, как и древ­ние материалисты, не могли в доста­точной мере сосредото­чить внимание на философском аспекте проблемы мате­рии и направляли внимание, главным образом, на выявление ее фи­зических свойств. Они понимали, что материю нельзя отож­дествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами ве­щества. Однако, как и древним материалистам, материя пред­ставлялась им первоосно­вой всех объектов природы. Под ма­те­рией понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая меха­ника определила ряд физических свойств вещества. Это побу­дило метафизических материалистов к отождествле­нию понятия материи с представлениями о веществе и его механи­ческими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали отно­сить тя­жесть, инер­цию, не­делимость, непроницаемость, массу и др.

В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п.По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

Материальное единство мира и его многообразие

В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление, рассматривая материю как бесконечно развивающееся многообразие единого мира. Этот мир, в котором мы живем и частью которого являемся, состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не есть материя, но все их многообразие, их взаимосвязь, составляют материю – объективную реальность. Неисчерпаемая материя существует в бесконечном числе видов и свойств и обладает очень сложной организацией. Современные представления об этой организации, об уровне строения материи складываются в процессе научного познания и практики.

Философское понятие материи не следует смешивать с научными представлениями о строении и свойствах материи, хотя наука способствует обогащению и конкретизации философского смысла материи. Современная наука предлагает рассматривать весь мир как единство трех сфер организации материи: микромира, макромира и мегамира. В каждую из трех сфер входят определенные уровни организации материи. Рассмотрим их:

1. Микромир: от элементарного уровня до молекул. Объекты микромира отличаются от макротел не только по величине, количественно, но и качественно. На уровне элементарных частиц нет четкой разницы между веществом и полем. Например: фотон, который не имеет массы покоя, является одновременно и элементарной частицей (веществом) и квантом поля, то есть на уровне элементарных частиц свойства вещества сливаются со свойствами поля, образуя единую материю.

2. На молекулярной основе строятся неживая и живая природа макромира – от молекул до размера нашей Галактики.

В живой природе выделяют уровни:

– доклеточный (ДНК, РНК, белки и т.п.);

– клетки и одноклеточные организмы;

– многоклеточные организмы (растения, животные);

– популяции (сообщество особей одного вида, например человечество);

– виды и биоценозы (системы взаимодействия популяции с окружающей средой);

– биосфера (система взаимодействующих биоценозов);

техно- и ноосферы – создаваемая человечеством искусственная природная среда, то есть особая форма развития материи, существующая только в рамках человеческого общества.

Далее следуют уровни неживой природы:

– планеты – особый тип макротел, включающий ядро, литосферу, атмосферу или гидросферу;

– звезды – огромные плазменные тела, стянутые электромагнитными и гравитационными полями. В недрах звезд постоянно протекают ядерные реакции, выделяющие огромную энергию;

– планеты и звезды составляют планетные системы (Солнечная система);

– галактики – огромные скопления звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа, взаимодействующих между собой.

3. Такие потрясающие воображение масштабы вводят нас в МЕГАМИР. Масштаб той части мегамира, которая поддается научному изучению – более 10.000.000.000 световых лет.

Галактики разных типов образуют скопления – системы галактик. Это особый уровень организации материи, обладающий свойствами целостности. Несмотря на огромные расстояния между галактиками (сотни миллионов световых лет), системы галактик подобны молекулам в капле воды.

Кроме галактических систем есть еще более огромные объекты – например МЕТАГАЛАКТИКА – система взаимодействующих скоплений галактик. Метагалактика состоит из разбегающихся галактических систем, то есть она расширяется. Считают, что этот процесс начался примерно 20 миллиардов лет назад, в результате БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, то есть фазового перехода вакуума из одного состояния в другое. Таким образом, Большой Взрыв – не творение мира из ничего, а качественное преобразование вечной материи. Современная астрофизика допускает возможность возникновения и существования наряду с нашей Метагалактикой множества других миров, которые все вместе образуют многоуровневую Большую Вселенную – материальный мир с его бесконечным разнообразием форм и видов материи.

Несмотря на чрезвычайное многообразие материального мира, все явления и процессы в нем взаимосвязаны:

– различные космические источники энергии (излучения, поля и т.д.) влияют на циклы жизнедеятельности растений, животных и человечества; даже массовые вспышки эпидемий и размножение саранчи зависят от уровня солнечной активности;

– процессы на элементарном уровне оказываются определяющими развитие Большой Вселенной (фазовые переходы вакуума) и т.п.

Поэтому изучение единства и взаимосвязи многообразных по форме явлений земной и космической природы приобретает в наше время не только теоретический, но и практический интерес.

Ф. Энгельс: "Действительное единство мира состоит в его материальности, доказывается длинным и трудным развитием философии и естествознания".

Материальное единство мира проявляется во взаимодействии всех уровней организации материи, включая человека и человеческое общество. Каждый материальный объект, в том числе и человек – продукт глобальной космической эволюции, самоорганизации единой материи.



Просмотров 3877

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!