![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Глава 3. Мелкие бесы маркетинга
Они не читали котлеровских "Основ маркетинга", не знают, что представляет из себя "Экономический образ мышления" в изложении старины Хейне, и даже ни разу не держали в руках почтенный фолиант из 15-томной "Рыночной экономики" Харалда Войе и Уве Якобсона. Вместо толстенных талмудов про товарные и финансовые дела наши герои первым делом усваивают практику воздействия на подсознание клиента и навыки конспиративной работы. Они вхожи в президентские покои, богадельни и казармы. Они неуничтожимы. Они вездесущи. Они легко входят в мечеть, синагогу, православный храм и синтоистское капище. Они плюют на реликвии, смеются над молитвами и ни чесноком, ни святой водой от них не оборониться. Кто же такие эти неугомонные и всюду проникающие существа? Они – мелкие бесы маркетинга. В массе своей это шушера, вкалывающая на дядю, имени которого порой и сама не знает. И часто – безвозмездно. Партийные шестерки. Профорги. Сотрудники благотворительных фондов. Добровольцы из общественных организаций... Самые честные и отважные из этих бедолаг - сетевики. Сами они называют себя по-разному. И "эмэлээмовцами", и "членами команды", и "супервайзерами" (не путать с гордыми орлоносыми суперайзерами при лотках с персиками!), и "партнерами", и "дистрибьюторами", и "дилерами" и пр. Я вижу, как читатель морщится, вспоминая шустрых разводчиков-гербалайфщиков, и аферистов, радостно сообщающих о чудесном выигрыше в лотерее, за который, правда, придется заплатить в три раза больше, чем этот "выигрыш" стоил бы в магазине, и нищего бродяжку, сулящего "высокооплачиваемую работу в офисе". Главное, пацаны, в чем? Главное в том, что сетевики показывают нам маркетинг в чистом виде - как банальную разводку с элементами наведенных галлюцинаций и планирования расширения бизнеса в геометрической прогрессии. Сетевики создают рынок из воздуха. Будто по мановению волшебной палочки, перед клиентом возникает потребность, о которой он до сих и не догадывался. И ее тут же готовы удовлетворить. За смешную сумму. Как строится сетевой бизнес? Он строится пирамидально. Если почитать гомеров и вергилиев сетевизма (Дорис Вуд, Леон Клементс, Джим Рон, Дон Файл, Джон Фогг и пр.), то жутко удивишься. Удивишься тому, какие идиоты все остальные не впавшие в сетевизм пиплы. Ведь с помощью сетевизма можно легко и быстро заработать мощные бабки даже в измочаленном безработицей и алкоголизмом провинциальном шахтерском городке. А глупые пиплы десятилетиями хлюпают жабрами без денег, славы и счастливого будущего. Все делается очень просто. Ты заключаешь эксклюзивный контракт с фирмой "Рога и копыта". В контракте прописано твое исключительное право на распространение ихней продукции в твоем родном городе или районе. После этого ты зовешь к себе пару знакомых фраеров, поишь их разведенным в одеколоне техническим спиртом и убеждаешь их взять у тебя на реализацию по тонне рогов и копыт, предлагая им навар 20-30% от цены этого барахла. Пацаны не врубаются, кому они смогут впарить в их голодном крае никому не нужный товар. Но зато их радует то, что, не вложив в дело ни копейки своих денег, они становятся бизнесменами и обретают возможность срубить в легкую немалый куш. Теперь они уже не голимые сявки, а гордо раздувающие сопливые ноздри дистрибуторы. Или – дистрибьютеры (от "to distribut" - распространять, раздавать). Как кому нравится произносить. Эти пацаны-дистрибуторы ищут следующих двух-трех будущих компаньенов-комиссионеров. И пирамида началась. Продаж будет мало. Болтовни - много. Денег немножко прольется. Однако их большая часть попадет родоначальнику местной пирамиды, поскольку товар свой фирма-производитель скинет ему почти по себестоимости. На кой хрен это фирме нужно, спросите вы? А конкуренция, братцы. Конкуренция! Она требует нетрадиционных методов ведения войны. В том числе – и формирования маркетинго-партизанских бригад. И нет такого товара или услуги за которые не взялись бы сетевики. Они готовы толкнуть все – от героина и бэушного стрелкового оружия до ядерных реакторов и локомотивных депо. Стиль сетевика – ищи не клиента, а эксклюзив и человека, который этого клиента найдет и впарит ему твою продукцию. Отсюда основная схема сетевого маркетинга: от человека к человеку. Главный секрет сетевиков – самое важное не продажа. И не продукт. А вовлечение! То есть – если человека нельзя в данный момент раскрутить на бабло, то все равно его надо вербовать. Это выгодно по трем причинам: 1) у него могут появиться деньги в дальнейшем; 2) он сможет найти людей, готовых отдать свои кровные; 3) он сможет привлечь новых людей, которые, хоть и не имеют налички, но смогут реализовать товар или найти людей, которые возьмут его на реализацию; 4) на худой конец он бесплатно будет работать секретарем, курьером, грузчиком, охранником и мыть полы в офисе. Дистрибутор должен иметь маркетинг-план (план продаж), который к настоящему плану не имеет совершенно никакого отношения. Что такое маркетинг-план сетевика? Это, друзья мои, документ, согласно которому сетевая верхушка производит выплату денег своему дистрибутору (юридически абсолютно не связанному с этой компашкой, то есть – никаких соцпакетов, никаких там пенсионных, больничных, командировочных, отпускных и новогоднего фуршета в офисе) исключительно с заработанного им же самим навара. Сетевой маркетинг-план так же содержит перечень условий получения дистрибьютором комиссионных и бонусов. Обычно вся эта бодяга составляется в виде таблиц или графиков (для солидности). Кроме комиссионных - вознаграждения, которое получает дистрибутор за продажу товара в розницу, наш славный малый может получить от своих хозяев пирамиды бонус - вознаграждение, которое компания выплачивает бравому герою в зависимости от числа прибавленных к сетевой пирамиде ступеней (количества завербованных в сеть людей). Бывают, правда, в чинном-благородном сетевизме и скандалы. Наберет какой-нибудь перец взаймы товара, продаст его, а потом (вместо того, чтобы оттащить навар хозяину и получить из его рук свои 10-20%), возьмет да и пропьет все полученное от продажи. Или другое (что бывает куда чаще, поскольку редкие российские сетевые конторы рискуют давать товар на реализацию без хотя бы частичной оплаты получаемой дистрибутором продукции) - отдаст некий крендель свою студенческую стипендию за мешок барахла, а реализовать не сможет. Вообще – ничего из этого мешка не удается загнать. Ни в общаге, ни в учебном корпусе. Ни на пятачке у метро "Партизанская-сити". Бежит наш крендель с этим мешком к своему хозяину и орет… нехорошие слова, требуя вернуть стипуху и забрать назад содержимое мешка. Но с этими бузотерами сетевой маркетинг уже давно научился работать. С кем-то работают мягко – возвращают деньгу (возврат продукции обычно составляет до 30%). А с кем – жестко. Паяльник в задницу, утюг на грудь, яйца на сковородку… Почему я трачу свое драгоценное внимание на такую потустороннюю бесовщину, наверняка хотите спросить меня вы, друзья мои. А вы спросите, пацаны. Спросите-спросите. И тогда я вам отвечу. Отвечу неспешно так. И глубокомысленно подув на горячий чай в фарфоровой пиале. И маленько отглотнув из нее этого чудесного напитка. Отвечу так: потому я обращаю внимание на сетевиков и им подобных общественных и государственных деятелей, что они волей-неволей вынуждены использовать приемы глобальной модерации! Действующие в архиконкурентной, безжалостной среде сетевики вынуждены воздействовать не только и не столько на потребителей конкретного товара, а на институты власти (и других инвесторов и спонсоров), от которых может зависеть их прямое финансирование, налоговый режим и другие меры экономического благоприятствования. А это далеко от линейной коммерции, действующей по принципу: деньги-товар-деньги. Тут тебе предлагают одно, имея в виду другое, а над всем этим – манипулятор с третьим вариантом и твоего использования, и использования твоего пользователя. Так что, если хочешь быстро опробовать все теоретические установки глобальной модерации, но в менчандайзеры тебя не берут из-за рогов, мохнатости и чересчур длинного, постоянно путающегося под ногами у покупателей хвоста, то подавайся в сетевики – если не станешь зомбиком, то не прогадаешь с полигоном для тренировок. Это во-первых. А во-вторых, сетевой маркетинг – наиболее быстрорастущий способ распространения товаров и услуг во всём мире. Общий объем продаж в сетевой индустрии: официально – 58,5 млрд. баксов (по уплаченным налогам), неофициально – 70-80. Ежегодный рост оборота - 15-20%. Такое не приснится и гигантам мировой торговли. Даже в зажравшихся Штатах пятую часть разной мелко-бытовой шняги толкают сетевики. Нищета, невежество, глупость и жадность ежедневно вербуют по всему свету тысячи новых членов в ряды сетевиков. Россия пока не особо прибыльна для сетевиков. Несмотря на это число сетевых контор растет. Их сейчас у нас не менее 800. Если их по-умному использовать (не гоняясь за быстрым баблом, а имея на прицеле религиозную и политическую власть), то можно такого начудить, что перед сокамерниками потом будет чем хвастаться. С чего начинается сетевой маркетинг?
![]() |