![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
Действий186 Цель, задачи, средства морально-психологического обеспечения 186 Виды морально-психологического обеспечения 187 Информационно-воспитательная работа 188 Психологическая работа 189 Военно-социальная работа 191 Культурно-досуговая работа 193 Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него 195 Обеспечение частей и подразделений техническими средствами Воспитания 196 Перечень основных документов по морально- психологическому обеспечению, разрабатываемых органами воспитательной работы 198
Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199 Общая характеристика психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации 199 Определение психологической работы и психологической службы 199 Основные направления, задачи и принципы организации психологической работы в войсках 200 Правовые и организационно-методические аспекты проведения психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации 203 Организация и содержание психологической работы в воинской части 205 Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы 213 Профессионально-этические нормы в психологической работе 219 Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части 221 Материальное обеспечение психологической работы в воинской части 225 Психологическое изучение личного состава воинской части и Подразделений 229 Основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание 229 Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива 239 Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 245 Понятие о психическом здоровье и его критерии 245 Основные задачи и методы деятельности по оказанию Психологической помощи военнослужащим 247 Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб ы 256 Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы 256 Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы 257
Раздел 5. Военно-социальная работа 267 Правовые основы военно-социальной работы 267 Понятие, сущность и основные задачи военно-социальной работы 270 Организация военно-социальной работы 275 Основные требования к социальным работникам 277 Судебная защита социальных прав и льгот военнослужащих, Взаимодействие с органами военной прокуратуры 280 Организация социальной работы с семьями военнослужащих, Деятельность женсоветов 282 Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 293
Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302 Функции культурно-досуговой работы и основные руководящие документы, определяющие ее проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации 302 Основные направления деятельности должностных лиц части (корабля) по организации культурно-досуговой работы 304 Формы и методы культурно-досуговой работы в части 307 Классификация форм культурно-досуговой работы 308 Особенности некоторых форм содержательного досуга военнослужащих 309 Особенности организации и проведения некоторых форм Содержательного досуга военнослужащих 316 Организация работы самодеятельных творческих коллективов 325 Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом 333 Организация эксплуатации, сбережения, ремонта технических средств воспитания и культурно-досугового имущества 340 Военные библиотеки 343
Раздел 7. Противодействие информационно- психологическому воздействию и защита войск 347 Понятие информационно-психологического противоборства и психологических операций 347 Пути борьбы с информационно-психологическим воздействием противника 349 Приложение. Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении 354
Слово к читателю Неотъемлемой составной частью военной реформы, осуществляемой в нашей стране, является укрепление духовных основ безопасности Российской Федерации, формирование у защитников Отечества качеств патриота и гражданина. Это обусловлено возрастанием роли принципа гуманизации военного строительства, сущность которого состоит в максимальном обеспечении жизнедеятельности человека как главного субъекта вооруженной борьбы, воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил и создании благоприятных условий его существования в системе военно-социальных отношений Этапным событием в реализации указанной задачи является утверждение Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (решение Президента Российской Федерации от 22 августа 2002 г, № Пр-1462). Программа предусматривает совершенствование всех компонентов, составляющих единую систему воспитания личного состава и морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск (сил). Важнейшей составной частью указанной Программы является кардинальное повышение качества профессиональной подготовки офицеров воспитательных структур, совершенствование их теоретической и методической подготовки, формирование навыков и умений организации воспитательной работы в подчиненных воинских коллективах. Данное обстоятельство предопределяет актуальность разработки справочной литературы по указанным вопросам. Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой одно из первых изданий данного рода, в котором предпринята попытка систематизированного изложения материала по всему комплексу проблем, связанных с организацией воспитательной работы в подразделениях и воинских частях. Отличительной особенностью данного издания является то, что большинство его положений базируются на требованиях нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу, что придает им убедительность и юридическую обоснованность. Авторскому коллективу удалось обеспечить оптимальное сочетание достаточно высокой теоретической проработки проблем воспитательной работы с различными категориями военнослужащих с ясно выраженной практической направленностью, простотой и доступностью изложения Следует отметить, что многие положения книги носят рекомендательный, а подчас и дискуссионный характер; их следует рассматривать лишь в качестве возможных вариантов решения широкого круга проблем, встающих перед офицерами-воспитателями в их повседневной деятельности. Материалы издания рассчитаны на их творческое использование применительно к условиям конкретного воинского коллектива, предполагают широкую инициативу и творчество организаторов воспитательной работы. Будем признательны, если читатели выскажут свое мнение по содержанию книги, направят нам свои пожелания и рекомендации, которые будут использованы в дальнейшей работе по подготовке справочной литературы для офицеров-воспитателей. Ваши пожелания просим направлять в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (119160, г. Москва), а также в адрес редакции журнала «Право в Вооруженных Силах». Начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации Н.И. Резник Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении) Информационно-просветительская деятельность РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Информационно-воспитательная работа - направление воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений, развитию морально-психологических и боевых качеств посредством информации. Документы, определяющие организацию и проведение информирования в Вооруженных Силах: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации; Концепция военно-патриотического воспитания молодежи; приказ министра обороны Российской Федерации «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» 1993 г. № 250; приказ министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г № 235; указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Информационно-воспитательная работа является одной из форм обучения и воспитания личного состава. В ней сочетаются цели, задачи, а также взаимосвязанные формы и методы процессов обучения и воспитания военнослужащих. Цель информационно-воспитательной работы: формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества, развитие у военнослужащих моральных, деловых и духовных качеств, выработка убеждений, морально-нравственных ценностей и норм поведения. Задачи информационно-воспитательной работы: формирование у личного состава научного мировоззрения, моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, сознательного и добросовестного выполнения воинского долга; вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности современных войн, особенностей и способов ведения современных боевых действий, применения новейших вооружений и боевой техники; изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире, в сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, разъяснение и проведение в войсках государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны на основе Конституции Российской Федерации, действующих законов и общевоинских уставов; воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны; воспитание воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество; воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров, высокой исполнительности и дисциплинированности. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Основными формами информационно-воспитательной работы являются: общественно-государственная подготовка; информирование личного состава; организация оперативного, тематического информирования, единого дня информирования; боевое информирование личного состава; коллективные формы информационно-воспитательной работы: общие собрания, диспуты, вечера вопросов и ответов, тематические вечера и утренники, посещение тематических выставок и т. д.; доведение информации через средства массовой информации и наглядной агитации. Информационно-воспитательная работа с военнослужащими всех категорий, гражданским персоналом, членами семей военнослужащих осуществляется постоянно в ходе плановых занятий, в системе общественно-государственной, командирской, методической и других видов подготовки, боевого дежурства, выполнения боевых (учебно-боевых) задач, несения караульной и внутренней служб, повседневной деятельности частей (кораблей). Общественно-государственная подготовка личного состава Общественно-государственную подготовку (ОГП) личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо нацелить на разъяснение в войсках (силах) политики руководства страны по укреплению государственности и территориальной целостности Российской Федерации, воспитание военнослужащих на многовековых духовных традициях Отечества, формирование у личного состава верности воинскому долгу, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам России, готовности к безусловному выполнению учебных и боевых задач. С руководящим составом оперативного звена, командным составом соединений и воинских частей общественно-государственная подготовка организуется в ходе сборов по командирской подготовке, проводимых вышестоящим органом военного управления. Занятия по ОГП с офицерами соединений и воинских частей (кораблей) планируются и проводятся из расчета шесть учебных часов в месяц, в том числе не менее четырех часов в дни командирской подготовки. От плановых занятий освобождаются руководители учебных групп ОГП и военнослужащие, обучающиеся в высших военно-учебных заведениях. Занятия с прапорщиками (мичманами) проводятся еженедельно не менее трех часов в утреннее время в дни, установленные приказом по части. Группы прапорщиков и мичманов создаются в воинской части (на корабле) или в подразделении. Прапорщики (мичманы), имеющие высшее образование, а также находящиеся на офицерских должностях, по решению командира воинской части могут заниматься в соответствующих группах офицерского состава. ОГП переменного состава в школах прапорщиков (мичманов), а также в учебных частях, готовящих специалистов и младших командиров, проводится по учебным планам № 7 и 8 соответственно в течение всего периода обучения из расчета два раза в неделю общим объемом не менее трех часов в утреннее время. Занятия по ОГП с курсантами (слушателями) военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации проводятся по учебным планам и программам гуманитарных и социально-экономических дисциплин на соответствующих кафедрах (циклах). Занятия по ОГП с солдатами, матросами, сержантами и старшинами проводятся в течение всего учебного года два раза в неделю по два часа в утреннее время; на кораблях, на береговых базах корабельных соединений Военно-Морского Флота — один раз в неделю по три часа. Группы ОГП солдат, матросов и курсантов, как правило, создаются по взводам и равным им подразделениям; сержантов (старшин), проходящих службу по призыву, — по ротам, батальонам; сержантов (старшин), проходящих службу по контракту, — по батальонам, частям и кораблям. Занятия по ОГП с военнослужащими-женщинами по возможности организуются в составе учебных групп, соответствующих их воинским должностям, или в отдельных группах по учебному плану № 3. При этом решением командира воинской части 2-й и 3-й разделы тематического плана могут корректироваться с учетом должностных обязанностей, социальных, психологических, возрастных и других особенностей данной категории военнослужащих. Занятия по ОГП с гражданским персоналом проводятся не менее двух часов в месяц по планам командиров воинских частей путем информирования и изучения социально-политических, экономических и правовых вопросов. Порядок организации и проведения занятий по ОГП в органе военного управления, соединения, воинской части, учреждении и на предприятии Министерства обороны Российской Федерации устанавливается приказом соответствующего командира (начальника) на учебный год (период обучения). В приказе определяются: задачи ОГП на учебный год (период обучения); состав учебных групп (по подразделениям или персонально, если группы формируются из нескольких структурных подразделений (служб), при этом численность группы не должна превышать 30—35 человек); руководители учебных групп, их заместители и помощники; места и время проведения занятий по ОГП; порядок выделения руководителем учебных групп ОГП служебного времени для подготовки к занятиям (не менее четырех часов еженедельно); время проведения инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп по тематике ОГП на очередной месяц (не реже одного раза в месяц по два-три часа), а также должностные лица, отвечающие за их проведение; офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых занятий по ОГП. Планы-конспекты проведения занятий по каждой теме разрабатываются руководителем группы и утверждаются его непосредственным командиром (начальником) не позднее чем за один — два дня до занятия. План занятия, проводимого в масштабе подразделения, воинской части, органа военного управления, утверждается соответствующим командиром (начальником). Руководитель группы обеспечивает сохранность планов-конспектов в течение всего учебного года. Вариант Утверждаю
![]() |