Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Задача (задачи) для самоподготовки



Учебная цель

1.1. Раскрыть физиолого-гигиеническое и нравственно-психологическое значения рационального питания формирований в полевых условиях при ликвидации последствий экстремальных ситуаций и в условиях боевых действий.

1.2. Овладеть методами медицинского контроля за полноценностью и безопасностью питания формирований в полевых условиях при чрезвычайных ситуациях и боевых действиях.

 

Исходные знания и умения

 

1.1. Знать:

1.2.1. Понятие “рациональное питание”, условия его обеспечения.

1.2.2. Нарушение здоровья и заболевания, которые могут возникать при несоблюдении каждого из условий рационального питания.

1.2.3. Методы профилактики алиментарных, инфекционных заболеваний, гельминтозов, пищевых отравлений, поражений через пищу ядовитыми веществами (ЯВ), радиоактивными веществами (РВ), бактерийными средствами (БС).

2.2.Уметь:

2.2.1. Оценивать питание личного состава формирований разными методами:

- расчетными, за раскладкой продуктов (меню-раскладка);

- путем изучения набора продуктов в суточном рационе, условий их хранения, кулинарной обработки, реализации;

- контрольно-весовым методом (взвешивание продуктов при загрузке в котел, готовых порций и блюд);

- путем изучения пищевого статуса организма личного состава формирований (за соматоскопическими, соматометрическими, физиометрическими, биохимическими, клиническими показателями);

- экспрессным (с помощью приборов) и лабораторным анализом продуктов и готовой пищи.

2.2.2. Организовать и проводить медицинский контроль за полноценностью питания личного состава формирований (и потерпевшего населения) и необходимые профилактические мероприятия его обеспечения.

2.2.3. Проводить медицинские мероприятия при возникновении алиментарных, инфекционных кишечных заболеваний, гельминтозов, пищевых отравлений, поражений через пищу сильнодействующими ядовитыми (СДЯВ), радиоактивными веществами, расследовать причины их возникновения, проводить профилактику.

 

 

Вопросы для самоподготовки

3.1. Рациональное (полноценное) питание, условия его обеспечения. Физиологические нормы питания как основа его полноценности и адекватности нуждам организма.

3.2. Организация питания военных и гражданских формирований в полевых условиях при чрезвычайных ситуациях и во время войны, его формы (коллективное, групповое, индивидуальное). Батальонные пункты питания, типы полевых кухонь, других средств.

3.3. Военные пайки, пайки формирований гражданской обороны, их гигиеническая характеристика.

3.4. Питание в условиях заражения местности и объектов СДЯВ, РВ, бактерийными средствами в условиях применения оружия массового поражения.

3.5. Пищевые концентраты, сухие пайки, рационы выживания как средства питания личного состава формирований в острый период катастроф, боевых действий, других чрезвычайных ситуаций.

3.6. Обязанности медицинской службы, методы и средства гигиеничного контроля за полноценностью и безопасностью питания личного состава формирований и потерпевшего населения в полевых условиях при чрезвычайных ситуациях, в условиях боевых действий.

3.7. Методы оценки пищевого статуса организма (соматоскопические, соматометрические, физиометрические, биохимические, клинические и прочие)

3.8. Нарушение здоровья, заболевания, связанные с количественной и качественной неадекватностью суточного рациона, с нарушением режима питания, с несоответствием качества продуктов и блюд ферментным возможностям пищеварительной системы (понятие энзиматической констелляции).

3.9. Инфекционные заболевания с алиментарным механизмом передачи, гельминтозы, пищевые отравления, методы их расследования и профилактика в полевых условиях при чрезвычайных ситуациях и во время войны.

Задача (задачи) для самоподготовки

 

4.1. В суточном рационе военнослужащих, занятых на разборке завалов зданий после землетрясения, белков - 100 г (в том числе животных - 30 г), жиров - 90 г, углеводов - 380 г. Рассчитайте, достаточный ли такой рацион, если энергозатраты военных составляют 4500 ккал. (Учтите, что 10% пищи не усваивается).

4.2. Рота из 350 солдат на спасательных роботах в завтрак на батальонном пункте питания потребляла: варенное мясо из погибшей при землетрясении коровы, перловую кашу, хлеб, чай. В обед: суп из концентратов, котлеты из той же погибшей коровы, кашу, компот, хлеб. Через 2-4 часа после обеда у 40 солдат начались боли в животе, понос, температура 37,5-38,7 0С. У 10 человек отмечалось легкое недомогание. Смертельных случаев не было. Перечислите обязанности врача в этих условиях. Заполните (условно) экстренное сообщение о пищевом отравлении:

 

Учетная форма № 58

 

1. Номер воинской части или подразделения МЧС -

2. Диагноз -

3. Дата пищевого отравления, время, проявления симптомов после принятия пищи -

4. Место приема пищи -

5. Количество пострадавших -, из них госпитализировано -

6. Тяжесть заболевания -

7. Подозреваемый продукт (блюдо) -

8. Причина, которая обусловила отравление -

9. Принятые мероприятия:

 

Подпись врача.

 

Структура и содержание занятия

5.1 Теоретические вопросы к теме изучаются в форме семинара путем опрашивания студентов (45 минут, приложения 1,2,3).

5.2. Практическая часть занятия проводится путем рассмотрения ситуационной задачи о случае пищевого отравления личного состава воинского подразделения, оформление необходимых документов (приложение 4), составление заключения и рекомендаций (требований) относительно профилактики пищевых отравлений (45 мин.)

При выполнении практической работы студент пользуется рекомендованной литературой, материалами лекции к теме, приложениями к данной теме занятия, приведенными ниже.

 

Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни / Є.Г. Гончарук, Ю.І. Кундієв, В.Г. Бардов та ін. / За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Вища школа, 1995 – С. 434-458.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены / Е.Г. Гончарук, , Ю.І. Кундиев, В.Г. Бардов и др. – К.: Вища школа, 2000 – С. 512-537 .

6.1.3. Загальна гігієна. Посібник до практичних занять. / І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький та ін. / За ред.І.І.Даценко. – Львів.: “Світ”, 1992 –С. 90-104, 122-132.

6.1.4. Гігієна харчування з основами нутриціології / За ред. В.І.Ципріяна. – К.: Здоровя, 1999. – С.19-88, 104-112, 366-467, 476-479.

6.1.5. Беляков В.Д., Жук Е.Г. Военная гигиена и эпидемиология. – М. – 1988. – С.78-118.

6.1.6. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. – Киев. – Вища школа, 1983. - С.136-153, 169-179.

 

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Надзвичайні ситуації. Основи законодавства України. – К., 1998. Т.1 – 544 с., т.2 – 496 с.

6.2.2. Ванханен В.Д. Петровский К.С. Гигиена питания. Практическое пособие.- К.: Вища школа, 1981. – С. 107-120.

6.2.3. Ванханен В.Д., Майструк П.Н. и др. Гигиена питания. – К. – 1980. – С. 101-107.

6.2.4. Инструкция о порядке расследования, учёта и проведения лабораторних исследований в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы при пищевых отравлениях. – М. Минздрав СССР, 1973.

 

Оснащение занятия

 

1. Таблицы:

- Условия рационального питания;

- Методы медицинского контроля за полноценностью питания;

- Общий паек формирований Министерства чрезвычайных ситуаций с его гигиенической характеристикой.

2. Образцы пищевых концентратов, сухих пайков, рационов выживания.

3. Формы документов, которые оформляются при расследовании пищевых отравлений: - экстренное сообщение (учетная форма № 58);

- направление в полевую лабораторию (ЛГ-1, ЛГ-2) или лабораторию СЭС подозреваемой пищи, выделений, рвоты пострадавших;

- схема расследования групповых пищевых отравлений за клиническими симптомами;

- листок опроса пострадавших для выяснения блюда (продукта), приведшего к отравлению;

- акт о результатах расследования пищевого отравления.

4. Ситуационные задачи о случаях пищевых отравлений для самостоятельной работы студентов на занятии.

 

Приложение 1

 



Просмотров 861

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!