Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие государственной модели радиовещания



В ряде стран мира радиовещание развивалось на основе госбюджетного финансирования и под контролем государственной бюрократии, который распространялся и на редакционную программную политику. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов.

Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости. В первые годы после освобождения от колониального господства возможности радиовещания использовались в странах Азии не должным образом, так как радио рассматривалось правительствами и вещательными организациями главным образом как средство развлечения аудитории. Радиостанции не получали ресурсов, необходимых для развития. Не уделялось должного внимания реализации просветительских задач радиовещания, имеющим чрезвычайно важное значение в условиях преодоления социально-экономической отсталости, ликвидации массовой неграмотности, привития современных методов работы в аграрном секторе и т.д. В многонациональных государствах – таких, как Индия, Индонезия и др. – большие проблемы в развитии радиовещания порождало существующее там многоязычие, культурные и религиозные различия между общинами.

В большинстве арабских стран радиовещание монополизировано государством (как и телевидение). В связи с тем, что многие государства арабского мира находятся в зонах международной напряженности (а некоторые представляют собой «горячие точки»), вещание обычно отличается высокой степенью политизации.

Государственное радиовещание является наиболее распространенным вариантом организации вещательной деятельности в Африке. Оно осуществляется от имени государства и под контролем министерств информации или родственных им административных госструктур. Примерами такого рода являются службы радиовещания Чада и Танзании, ряда других стран. Реально государственные станции представляют собой информационные учреждения, действующие в интересах верхушки местной бюрократии – гражданской и (или) военной.

После достижения независимости радиовещание было организовано во всех африканских государствах. Несмотря на развитие телевидения, радио по сей день признается во многих странах Африки ведущим средством массовой информации. Проведенные в Нигерии и в Зимбабве исследования выявили, что получение доступа к телевидению мало влияет на предпочтения телезрителей, которые не прекращают слушать радиопередачи. В то время как периодические издания выходят большей частью на языках бывших колонизаторов, которыми владеют лишь образованные африканцы, а телепередачи адресованы преимущественно населению крупных городских центров, радиовещание на множестве местных языков, охватывающее как города, так и сельские районы, является наиболее демократичным и доступным средством массовой информации в Африке. Кроме того, оно наиболее органично вписывается в культуру африканцев, для которой характерна богатая устная традиция. Наконец, это средство массовой информации требует наименьших материально-финансовых затрат: ведение регулярного радиовещания обходится африканским странам значительно дешевле, нежели издание ежедневных газет или производство и трансляция телепередач.

В большинстве стран африканского континента осуществляемое там под контролем госструктур централизованное радиовещание воспринимается населением в качестве одного из атрибутов национальной государственности. Радио играет большую роль в политической и общественной жизни африканских стран, фактически выступая в роли своеобразного межобщинного посредника, консолидирующего национального института, выполняющего функции интеграции в рамках единого государства этнически многообразных, разноязычных групп населения, все еще испытывающих влияние родоплеменных обычаев и традиций. Не удивительно, что многочисленные государственные перевороты, происходившие в африканских странах, как правило, начинались с захвата радиоцентров. Этот шаг не только означал установление контроля участников переворота над одним из национальных СМИ и получение возможности обратиться к населению, но и представлял собой символическую демонстрацию перехода механизма государственной власти в руки новых действующих лиц.

Наряду с центральными государственными радиостанциями в ряде стран континента существует так называемое сельское (или общинное) радио – сравнительно новый тип радиовещания в Африке, призванный приблизить вещательную деятельность к основной части населения – крестьянству. Действующие в аграрных районах радиостанции ведут передачи на местных языках, сообщая о новостях жизни села, отдельных крестьянских общин. Содержание передач отражает проблематику аграрного сектора: ведется пропаганда передовых методов в растениеводстве и животноводстве, основ экономического анализа хозяйственной деятельности фермеров и фермерских кооперативов. Особое место занимают просветительские передачи, часть из которых имеет сугубо утилитарное назначение – например, программы о соблюдении правил гигиены и санитарии. Для привлечения внимания сельских радиослушателей используются трансляции фольклорной музыки.

В ряде африканских стран использование коммерческой рекламы на радио запрещено законом. Нередко реклама, которая появляется в африканском радиоэфире, способствует реализации западных товаров, не создавая стимулов для продвижения продукции местного производства. Упомянутые исследования передач танзанийского и намибийского радио выявили, в частности, что на фоне преобладания рекламы «Кока-Колы», стирального порошка «Омо», медикаментов западного производства, шотландского виски и сигарет, рекламные радиообъявления в поддержку товаров национальных производителей сводились в основном к предложению местных спиртных напитков и пива. И тем не менее в последнее время именно в африканском радийном секторе происходил реальный рост рекламных доходов, в то время как приток средств со стороны рекламодателей на телевидение и в периодические издания имел тенденцию к сокращению.



Просмотров 1124

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!